Белокаменную облицовку железнодорожного вокзала города Владимира предполагается заменить плитами из армированного керамогранита. Материал подобран «с деликатной осторожностью», а его выбор продиктован экономическими и технологическими соображениями, — следует из ответа руководства РЖД на массовые обращения горожан с просьбой пересмотреть проект реконструкции.
«Решение по замене материала облицовки фасада [на плиты из армированного керамогранита] принято с деликатной осторожностью, понимая значимость для жителей города Владимира существующего облика здания вокзала, отделка которого из местного аутентичного материала ракушечного известняка в чем-то схожа с историческими зданиями белокаменного зодчества (например, Успенский и Дмитриевский соборы), несмотря на его [здания железнодорожного вокзала] диссонансную архитектуру.
Натуральный ракушечник — это мягкий, пористый материал, который через непродолжительное время теряет свой эстетичный вид (забиваются поры, темнеет общий фон, появляются высолы, пятна и разводы). Реставрация существующей облицовки может принести эффект не более чем на полгода, поскольку в отличие от иных зданий вокзал является по сути производственным железнодорожным объектом, подверженным, помимо климатических условий, агрессивному воздействию от работы железнодорожной станции.
Природный ракушечник имеет высокую степень гигроскопичности. В частности в зимний период в поры постоянно попадает вода, которая замерзает, постепенно разрушая камень, срок службы материала неминуемо сокращается, что ведет к ухудшению теплоизоляционных характеристик здания. При этом, обязательным условием реконструкции является соблюдение требований законодательства Российской Федерации по энергоэффективности здания — показателю рационального и эффективного расхода энергии, в том числе отопления.
На энергоэффективность помимо работы инженерного оборудования, влияют конструктивные особенности здания и использованные стройматериалы. В случае сохранения материала отделки, утепление фасада здания в соответствии с современными нормами невозможно без полной замены существующего ракушечника на новый, что значительно удорожает проект и является недопустимым, особенно в связи со сложившейся макроэкономической ситуацией», — говорится в письме замруководителя Дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Ильи Благова.
В РЖД заверяют, что современные технологии «позволяют воссоздавать поверхности и цветовые решения натурального камня в керамогранитных плитах», раскладка которых «будет в точности повторять существую раскладку мелкоформатных плит ракушечника». В доказательство своих слов в РЖД еще в июне сняли часть оригинальной облицовки в юго-западном углу вокзала и повесили вместо них несколько секций вентфасада. Урбанисты считают, что инсталляция — наглядный пример того, как реконструкция исказит первоначальный облик здания.
Разъяснения РЖД раскритиковали градозащитники и архитекторы. Инженер по обследованию зданий Ирина Малышева, которая осенью обратилась в инспекцию госохраны памятников Владимирской области с просьбой включить здание вокзала в реестр объектов культурного наследия, полагает, что доводы РЖД о несовершенстве белокаменной облицовки не подкреплены никакими исследованиями. Она утверждает, что для отделки фасадов вокзала использован не ракушечник, а другой вид известняка:
«Интересно, кто именно из сотрудников РЖД проводил натурные и аналитические инженерные химико-технологические исследования по отделочным материалам фасада железнодорожного вокзала? Где заключение с определением вида отделочного материала? Они вообще знают, что такое ракушечный известняк и как он выглядит? <...> Еще мне непонятно, давно ли у нас модернизм называется диссонансной архитектурой? Наверно, чтобы он не диссонировал, надо его отделать керамогранитным вентфасадом?! <...>
В РЖД не в курсе, что высолы на поверхности натурального камня — это кристаллизация солей из цементного раствора, которые выступают на поверхности отделочных материалов в результате увлажнения стен из-за дефектов покрытия и повреждений гидроизоляционного слоя кровли и парапетов. Известняк веками использовали в качестве строительного и облицовочного материала, он столетиями подтверждал репутацию эстетичного материала. Дополнительно натуральный камень на фасаде можно защитить флюатированием».
Ирина Малышева не согласна с тем, что сохранению оригинальной отделки препятствует закон об энергоэффективности. Инженер рассказывает, что компании, которые занимались реконструкцией ГТК «Суздаль» в 2018–2021 годах и областного театра драмы — зданий, как и владимирский вокзал, в отделке которых использован белый камень, — смогли соблюсти федеральные нормативные требования без установки вентфасада. Минимизировать теплопотери можно множеством других способов, напоминает градозащитница:
Архитектор Арина Суворова уверена, что очистка существующей отделки из белого известняка может стоить дешевле, чем полная замена экстерьера, «особенно в связи со сложившейся макроэкономической ситуацией». Для того, чтобы привести в порядок фасады владимирского вокзала, рассуждает архитектор, достаточно «соорудить леса, арендовать автовышку, потереть плитку щеткой с раствором и покрыть гидрофобизатором», предварительно обсудив технологию и конкретные марки спецсредств с реставраторами по камню.
Из ответа РЖД понятно, что компания «всеми способами будет лоббировать керамогранит», а, значит, «чтобы сохранить аутентичную отделку, нужно что-то большее, чем массовые обращения», — пишут урбанисты из «Владимира будущего». Они запустили петицию с требованием отказаться от планов по установке вентфасада на владимирском вокзале, а также «опубликовать в полном объеме исправленный с учетом замечаний проект реконструкции и организовать его публичное обсуждение».
Сейчас о том, как будет выглядеть железнодорожный вокзал города Владимира после реконструкции, можно судить только по нескольким рендерам, которые в начале декабря в соцсетях опубликовала администрация Владимирской области, а также по обещаниям губернатора Александра Авдеева не превращать здание в «бездушный железный ящик». РЖД планирует в начале 2023 года отправить проект реконструкции на госэкспертизу. Возможно, работы начнутся весной и закончатся в начале 2024 году, к празднованию 1000-летия города Суздаля.
Оценивать проект реконструкции железнодорожного вокзала нужно комплексно, уверен главный эксперт Центра компетенций Владимирской области, секретарь Общественной палаты города Владимира Дмитрий Жученко. Он убежден, что вопрос будущего транспортного сооружения — «однозначно многоуровневый», а «взять отдельный аспект и строить весь проект на нем только, по меньшей мере, недальновидно». Комментируя споры об облике владимирского вокзала, Жученко порекомендовал «адептам градозащиты не забыть о градоразвитии»:
«Год назад была публично представлена „Владимирская декларация городских сообществ“. Суть ее — в соблюдение всеми сторонами диалога по локальной повестке принципов 5Д („деполитизация — демонополизация — дебенефициация — дефрагментация — деэкстримизация“), которые позволят сделать результаты такой коммуникации более содержательными и инклюзивными. Как не единственный, но основной автор того документа вынужден отметить, что текущий разговор о судьбе железнодорожного вокзала и привокзальной площади уже нарушает, минимум, один из тех принципов, а также имеет потенциал к нарушению еще нескольких.
Важны и внутренний функционал и внешний облик здания; важна территория вокруг, образующая в будущем „транспортно-пересадочный узел“ вместе с автостанцией; важен общий логистический контур на перспективу для города, куда и как пойдут муниципальные маршруты после ожидаемого увеличения пассажирского потока? Требуется учесть необходимость решения долгосрочных задач, оценивать предложения на длинной дистанции. К слову, РЖД наглядно демонстрирует коррекцию изначальных намерений, если вспомнить их стартовые планы, т.е. стремится найти компромисс, чего не скажешь о местных активистах».
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.