Генеральный директор крупнейшего теплоснабжающего предприятия Владимирской области - ООО «Владимиртеплогаз» (ВТГ) - Сергей Пиголкин в интервью Зебра ТВ заявил, что временно исполняющий обязанности заместителя губернатора Владимирской области Александр Байер был неправомочен предлагать ему уволиться с должности. Пиголкин сообщил, что решение по его увольнению может быть принято только на основании консенсуса между двумя учредителями «Владимиртеплогаза» — департаментом имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, которому принадлежит 51% доли «Владимиртеплогаза», и ООО «Газпром межрегионгаз Владимир», который владеет 49% доли.
Информация, что врио вице-губернатора Владимирской области Александр Байер, курирующий региональный жилкомхоз, 9 января в ходе личной беседы предложил Сергею Пиголкину уволиться с должности генерального директора ООО «Владимиртеплогаз», так как это место нужно освободить для другого человека, просочилась в публичное пространство 15 января. Пиголкин довёл содержание разговора с вице-губернатором Байером до трудового коллектива, и его подчинённые организовали сбор подписей в его поддержку. За гендиректора «Владимиртеплогаза» вступились и ветераны отрасли ЖКХ и руководители ряда муниципальных образований, направив губернатору Владимирской области Владимиру Сипягину обращения с требованиями не допустить увольнения Пиголкина.
Подробнее — в материалах «Вице-губернатор Байер потребовал от директора “Владимиртеплогаза” Пиголкина уволиться» и «Сотни человек просят Сипягина не увольнять Пиголкина».
В интервью Зебра ТВ Сергей Пиголкин сказал, что, по его мнению, Александр Байер не оставит попыток убрать его с должности, но, по словам гендиректора «Владимиртеплогаза», он заручился поддержкой руководителя ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» Сергея Бондаренко, у которого претензий к нему нет.
Добавим, что редакция обращалась за комментариями по поводу сложившейся ситуации к заместителю председателя комитета общественных связей и СМИ — пресс-секретарю губернатора Владимирской области Ольге Петровой, однако позиция Белого дома пока так и не была озвучена.
***
Вас назначили на должность генерального директора ООО «Владимиртеплогаз» в 2015 году, когда предприятие целиком принадлежало ООО «Газпром межрегионгаз Владимир», а в 2017 году его передали под управление администрации Владимирской области. Вы можете рассказать, в свете истории с предложением вам уволиться со стороны временно исполняющего обязанности губернатора Александра Байера, как администрация Владимирской области управляла обществом с ограниченной ответственностью? Кто и как принимал решения? Кто вашу работу курировал?
Немного истории. Основная стратегическая задача «Владимиртеплогаза» понятна: обеспечение социальной функции - качественного и надежного теплоснабжения. Так было, есть и будет. Предприятие было создано в 2001 году на базе ГУП «Владимироблтеплоэнерго», и сегодня в нашей отрасли мало организаций с такой историей — почти двадцатилетней - можно встретить. Но и тогда, и сегодня были основные задачи: первая — качественное и надёжное теплоснабжение; второе — обеспечение своевременных расчётов, в том числе за поставленный природный газ. В 2014 году газовики на эту ситуацию тоже обратили внимание, учитывая что были серьёзные долги за «голубое топливо» по муниципальным образованиям... Вы помните, именно муниципальные предприятия копили задолженность - это и Петушинский район, и Муром, и Киржачский район. И тогда было принято решение навести порядок и в теплоснабжении, и в обеспечении своевременных расчётов за газ.
Я пришёл работать ещё в ГУП «Владимироблтеплоэнерго», на базе которого потом создадут «Владимиртеплогаз» - мастером на котельную в Загородном парке. Дальше я работал на разных должностях, и в 2014 году стал первым заместителем генерального директора-техническим директором предприятия. На тот момент «Газпром межрегионгаз Владимир» управлял нашим обществом в полном объёме. Тогда основными задачами были обеспечение качественного и надёжного теплоснабжения и расширение географии присутствия.
Почему в 2017 году было принято осуществить передачу 51% доли в ООО «Владимиртеплогаз» от «Газпром межрегионгаз Владимир» обладминистрации? Полагаю, что руководство региона исходило из того, что наше предприятие исполняло важнейшую социальную функцию, и поэтому ему было не всё равно, каким образом осуществляется вот эта стратегическая задача — обеспечение качественного и бесперебойного теплоснабжения. И мы с этим тогда справлялись - своевременно начинали отопительный сезон во всех территориях присутствия, так же происходит и сегодня.
Начиная с 2014 года мы серьёзно расширили географию присутствия — мы теперь работаем в 15 муниципальных образованиях. Если до этого мы обслуживали 68 котельных, то сейчас 159; протяжённость тепловых сетей увеличилась с 214 километров до 1400 в однотрубном исполнении; количество тепловых пунктов было 4, стало 70; численность персонала увеличилась с 800 человек до штатной в 2600 человек, работают по факту 2440; выручка увеличилась с 1,3 миллиарда до 5 миллиардов рублей.
Почему решение этих задач невозможно без взаимодействия с региональной властью? В первую очередь, мы оценили хозяйство муниципальных предприятий. К сожалению, было много долгов. Надо было понять, а почему они образовались? Мы провели технический аудит имущественного комплекса, и могу сказать, что где-то даже не было схем тепловых сетей; зато теперь мы понимаем, что мы эксплуатируем. Мы также определили, какие объекты работают эффективно, а какие — нет. За короткий период времени невозможно решить проблемы, которые копились годами, поэтому мы на несколько этапов эту работу разбили, готовили предложения для муниципальных образований по поводу объектов, которые можно безболезненно вывести из эксплуатации. Например, есть три котельные, которые недозагружены, а можно переключить всё это на одну — это более эффективно, так как затраты снижаются. И в этой работе по созданию схем теплоснабжения активное участие принимала администрация Владимирской области, а именно - департамент ЖКХ, и все предварительные согласования проходили в департаменте. Мы начали эту работу, внесли соответствующие предложения, и дальше начали их реализовывать.
В итоге мы 27 объектов теплоснабжения или реконструировали, или построили; 15 неэффективных котельных на мазуте и дизельном топливе с высокой себестоимостью вывели из эксплуатации; 40 километров новых тепловых сетей удалось построить.
Это позволило нам получить конкретные результаты. У нас в первую очередь снизилось количество инцидентов на объектах теплоснабжения. В 2014 году у нас не всегда даже было понимание, а где и в какие сроки отключения производить — информацию приходилось собирать разрозненно, а это отнимало время. Мы создали центральную диспетчерскую службу, с автоматических котельных всю информацию вывели сюда, вся эта информация обрабатывается, идёт обратная связь — специалисты выезжают, осуществляют регламентные мероприятия. В итоге мы снизили количество инцидентов на 15%, это достаточно серьёзный показатель. Понятно, что сразу всё это не решить, но тот темп, который мы взяли, его, конечно, надо было придерживаться. И администрация Владимирской области участвовала в реализации этих предложений для органов местного самоуправления по налаживанию качественного и бесперебойного теплоснабжения.
Понимаете, когда износ сетевого хозяйства достигает 70%, невозможно сразу всё решить только за счёт тарифов — в этих программах должна участвовать и областная власть, что и происходило. В частности, в 2018 году были привлечены бюджетные средства, в том числе и на модернизацию муниципального хозяйства, тепловых сетей, которые мы эксплуатируем. Комплексная реализация этих процессов и позволила нам получить результат, к которому мы сегодня пришли.
То есть, роль администрации Владимирской области сводилась к координации процессов и в помощи муниципалитетам?
Это — в первую очередь. С точки зрения экономики, мы раз в квартал докладываем на заседаниях балансовой комиссии с участием собственников имущества. Оценка нам ставится по исполнению бизнес-плана, который у нас ежегодно утверждается. Все заложенные параметры мы выполняем в полном объёме.
А временно исполняющий обязанности заместителя губернатора Владимирской области Александр Александрович Байер имел полномочия пригласить вас и предложить вам «паковать вещи»? Его предложение, о котором вы рассказали коллективу «Владимиртеплогаза», было правомочно, или нет? Байер входит в число лиц, которые принимают решения о продлении с вами контракта, или о вашем увольнении?
Вы знаете, если говорить о корпоративной политике, которая действует сегодня в обществе с ограниченной ответственностью «Владимиртеплогаз», то решение должно приниматься его участниками. От администрации Владимирской области участником выступает департамент имущественных и земельных отношений. Мне сложно предполагать, как там всё устроено, но руководство департамента должно было бы мне изложить какие-то причины для моего увольнения. Понятно, у кого в ООО большинство, но, в любом случае, решение принимается двумя участниками.
Я так понял, у вас в трудовом договоре подпись с бывшим генеральным директором ООО "Газпром" Дубровым Юрием Владимировичем...
Да, совершенно верно.
Потом в ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» произошла смена руководства, и новый генеральный директор посчитал, что вы нормально работаете и не стал настаивать на изменении условий контракта, и так далее...
Да.
То есть, если бы, например, Кузин Вячеслав Павлович пригласил бы вас, как первый вице-губернатор, курирующий департамент имущественных и земельных отношений, и он бы вам такое предложение сделал, то, в принципе, можно было бы говорить о какой-то правомочности таких действий, но при этом не было высказано мнение второго участника общества, да?
Да. Знаете, ведь для меня это тоже стало неожиданностью. Я прямо могу это сказать. Достаточно неожиданно вот это было именно 9 января, в день моего рождения. И тогда я взял паузу для обдумывания, чтобы посоветоваться с коллективом, и, более того, мне надо было посоветоваться со вторым участником ООО «Владимиртеплогаз»... И второй участник - «Газпром межрегионгаз Владимир» - занял принципиальную позицию: торопиться не надо, так как с ними никто не посоветовался, да и вопросов к «Владимиртеплогазу» у них нет. Мы работаем в тесном контакте, обеспечиваем платежную дисциплину. На сегодняшний день у нас нет долгов за газ перед «Газпром межрегионгаз Владимир».
Почему я не согласился на предложение временно исполняющего обязанности заместителя губернатора Александра Байера? Первое: это мнение коллектива, и для меня оно реально немаловажно, поэтому я сразу рассказал сотрудникам эту историю. Я им сказал, что сейчас про меня будут говорить много всего разного, но мне их позиция крайне важна.
После того, как я получил поддержку со стороны участника «Газпром межрегионгаз Владимир», на меня начали выходить и руководители органов местного самоуправления. Все говорили о том, что торопиться не надо, так как у нас сейчас, вообще-то, отопительный сезон — его середина еще и не настала, не надо торопиться в этой ситуации. Я принял соответствующее решение и его обозначил.
То есть, вы Байеру лично сказали, что...
11 января мне позвонил Байер Александр Александрович, задал вопрос: «Ну, что вы решили»?
И вы ему отказали?
Я ему не отказывал. Я сказал, что посоветовался с коллективом, который высказался за то, что мне надо продолжать работать. Я обозначил Александру Александровичу, что для меня мнение коллектива немаловажно, поэтому я буду работать. На что я услышал от него: «Причем тут коллектив»? Знаете, как для меня мнение коллектива много значит? Не буду продолжать - ситуация вот такая. Тогда Байер сказал что-то вроде того, что «будем сейчас собирать совет директоров и ускорять эту ситуацию».
Могу сказать, что у конкретного человека есть право инициировать какую-то процедуру. А уже насколько она, эта процедура, законна - это надо будет смотреть. У нас во «Владимиртеплогазе» тоже корпоративные процессы есть, и второй участник общества за ними тоже будет наблюдать.
Вы сказали, что заручились поддержкой в «Газпром Межрегионгаз Владимир». А вы можете сказать, кто конкретно вам пообещал поддержку?
У меня был разговор непосредственно с генеральным директором Бондаренко Сергеем Владимировичем.
А кто входит в совет директоров?
От «Газпром Межрегионгаза» в совет директоров «Владимиртеплогаза» входит Леликова Юлия Викторовна - она работает в «Газпром Межрегионгазе» в Петербурге, когда-то она здесь тоже работала; председатель общественной организации «ЖКХ Контроль» Русанен Альберт Анатольевич; Семенова Елена Николаевна, заместитель директора департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации Владимирской области; представитель департамента имущественных и земельных отношений Наталья Геннадьевна Черентаева, и Максим Александрович Меньшов, представляющий департамент цен и тарифов.
То есть, врио вице-губернатора Александр Байер может созвать заседание совета директоров по вашему вопросу?
Нет.
Но он же может надавить на свою подчиненную Елену Семенову, и она, как член совета директоров...
На самом деле, полномочия по принятию решения о расторжении каких-либо отношений с руководителем общества принимается общим собранием участников, а общее собрание представлено, собственно говоря, ООО «Газпром межрегионгаз Владимир», у которого 49% голосов, и 51% - это публично-правовое образование администрации Владимирской области в лице департамента имущественных и земельных отношений — его директора, либо лица по доверенности.
Когда в 2017 году зашла речь о том, что «Газпром межрегионгаз Владимир» будет передавать в администрацию области акции «Владимиртеплогаза», я помню, заместители губернатора Владимирской области Конышев Алексей Владимирович и Смолина Лидия Филипповна говорили, что будет процесс передачи в два транша, то есть, 51% - сначала, и потом - всё остальное. Но полностью не произошло передачи... А почему?
Мне трудно сказать, какие мысли были... «Владимиртеплогаз» при выручке в размере 4,9 миллиарда рублей - на конец 2018 года — потребляет газа на 2 миллиарда. И это очень важно для «Газпрома», который, видимо, не решился полностью отдать контроль за нашим предприятием. Мы же видим, к сожалению, негативные примеры, которые сегодня есть, когда приходят, скажем так, «эффективные» концессионеры, и на входе они рисуют картинки с большими обещаниями, но на выходе не всегда получается то, что декларируется. К нам таких вопросов нет. Но подчеркну, что у меня, как руководителя, в подобных ситуациях совета не спрашивают, так как я должен выполнять основную задачу: обеспечивать качественное и бесперебойное теплоснабжение.
С вами обсуждали кандидатуру какую-либо вам на замену? Раз требуется, чтобы вы срочно ушли, значит, кто-то на примете уже есть?
Со мной этот вопрос не обсуждался.
Как вы думаете, эта тема будет сейчас как-то развиваться — вас додавят, или они в сторону отойдут? Мы, например, задали вопрос пресс-секретарю губернатора, вопрос: это Байер сам придумал, или это всё происходит с подачи высшего должностного лица? Ответа пока не получили.
Я не знаю, насколько это решение согласовывалось с высшим должностным лицом нашего региона, мне трудно сказать, у меня нет такой информации. Судя по тому, как это произошло - само обращение Александра Александровича Байера ко мне, думаю, что, возможно, эта история продолжится. Но, понимаете, моя позиция достаточно внятная: я никогда не держался за место, а я этим направлением занимаюсь уже 20 лет. Но здесь ситуация немножко нестандартная, когда временно исполняющий обязанности вице-губернатора выходит с такими предложениями, да?
Я принял решение, и если я его изменю, то я уже подведу коллектив. Продолжит или нет врио заместителя губернатора Александр Байер эту деятельность? Я не знаю сейчас, какое решение будет принято - будем смотреть по ситуации. У нас, на самом деле, не так много времени, чтобы думать об этом. Сложно судить, какие процессы будут сейчас организованы и какие телодвижения будут сделаны, но у меня просто не хватает времени на раздумья об этом. Мы работаем в том же режиме, в котором работали - это основная задача. Я коллективу её так и поставил, сказав буквально следующее: «Ребята, понятно, что вот так сложилось, но, несмотря на все эти моменты, основная наша задача остается прежней – надежная работа предприятия, что бы там ни случилось, мы это должны обеспечить». И мы это обеспечиваем - другого здесь быть не должно и не будет.
Но участники ООО «Владимиртеплогаз» могут же взять, и договориться о том, что, например, вам не стоит здесь работать... Вы представляете, чем будете заниматься в таком случае?
Мои знания и мой опыт пригодятся кому-то - именно так было всегда за всю историю моей работы. Думаю, что в будущем будет то же самое.