Сколько человек во Владимирской области стали жертвами пандемии коронавируса на самом деле? Эксперты полагают, что смертность от COVID-19 может быть в разы выше

Британские журналисты проанализировали «избыточную смертность» в России в апреле 2020 года и пришли к выводу, что реальное число летальных случаев от коронавируса может быть в разы больше, чем заявляют власти. Мы проверили эту теорию на Владимирской области — и получили прямо противоположный результат
Новости Автор: 14 мая 2020, 12:51 44 16072

В российской прессе и социальных сетях развернулась дискуссия об учете умерших от коронавируса. Российские эксперты, а следом и западные СМИ заявили о том, что реальная смертность от Covid-19 в России и в мире может в несколько раз превышать данные официальной статистики.

Журналисты и ученые обращают внимание на то, что в каждой стране есть свои особенности фиксации летальных случаев. Так, в США к умершим от коронавируса относят всех, у кого диагностировали заболевание, а в Бельгии учитывают даже тех, у кого диагноз официально не подтвердился — но подозрения были.

В России человек считается умершим от коронавируса только после проведения всех необходимых тестов, а именно гистологического и лабораторного исследований. Из-за этого часто возникают задержки с обновлением статистики: результаты анализов и заключение патологоанатома приходит лишь спустя несколько дней после смерти.

Всемирная организация здравоохранения выпустила рекомендации по учету жертв коронавирусной инфекции только 16 апреля. К этому моменту в мире скончались примерно 150 тысяч человек, у которых диагностировали Covid-19, обращает внимание «Новая газета». Неудивительно, что мировая общественность продолжает поиск оптимальных способов, того, как наиболее объективно оценивать летальность во время пандемии.

Реальное число умерших от коронавируса может показать так называемая «избыточная» смертность — превышение общего количества смертей во время пандемии над средними показателями за аналогичные периоды прошлых лет. Так, издание Financial Times сравнило апрельскую статистику смертности 2020 года в Москве, которая стала самой высокой за последние 10 лет, с данными за предыдущие годы. Британские журналисты пришли к выводу, что реальная смертность от коронавируса в российской столице может быть на 2/3 больше, чем заявляют власти, пишут «Ведомости».

Аналогичную публикацию выпустила американская газета The New York Times. Издание со ссылкой на демографа Алексея Ракшу сообщило, что в 17 странах мира в общей сложности умерло на 63 тысячи человек больше, чем отражено в официальной статистике смертности от коронавируса. Например, в Италии число летальных случаев было выше обычного на 24,6 тысячи человек, хотя в жертвы пандемии власти записали только 13,7 тысячи.

В пользу метода «избыточной смертности» говорит то, что многие люди умирают не столько от самого заболевания, сколько от принятых мер по его предотвращению, обращает внимание доцент РАНХиГС Татьяна Михайлова:

«Дополнительных смертей за апрель явно больше, чем зарегистрированных смертей от коронавируса. Они могут быть прямые — это те люди, у которых тест не показал положительный результат, а потом они скончались. С другой стороны, это могут быть косвенные жертвы, потому что сейчас вся медицина мобилизована под борьбу с эпидемией, и многим людям может быть тяжело получить медицинскую помощь по другим заболеваниям или дождаться скорой».

По подсчетам Financial Times, в Москве и Санкт-Петербурге по состоянию на 11 мая официальном скончавшимися от коронавируса был признаны 629 человек. При этом в двух городах в апреле умерли на 2073 человека больше, чем в среднем за последние пять лет, то есть «неучтенными» остаются 1444 случая.

«С учетом официально признанных случаев смерти людей с Covid-19 и экстраполяции на всю России, это дает возможность предположить, что смертей, связанных с коронавирусом, на 72% больше, чем объявляют официально».

Зебра ТВ решила проверить предположение британских журналистов и подсчитать «избыточную смертность» во Владимирской области. Редакция запросила общую статистику по умершим в апреле 2020 года, когда в регионе стали официально регистрировать летальные случаи от Covid-19, а также аналогичные данные за предыдущие пять лет. Мы также оперировали данными регионального управления Роспотребнадзора, согласно которым во Владимирской области к утру 14 мая зарегистрировано 15 случаев смерти от коронавируса.

Для расчета среднего показателя смертности мы использовали сведения двух ведомств — Владимирстата и областного департамента юстиции. Они отличаются друг от друга, причём в некоторых случаях, как, например, в апреле 2019 — довольно сильно (почему так — Зебра ТВ выяснить не удалось).  Получившийся средний показатель мы сравнили с количеством выданных в регионе свидетельств о смерти. Органы статистики данными по смертности в апреле 2020 года на момент публикации не располагали.

Апрельские показатели смертности во Владимирской области за последние пять лет:

Ведомство 04.2015 04.2016 04.2017 04.2018 04.2019 Среднее по ведомству Средний показатель 04.2020
Владимирстат 1996 1783 1750 1988 1853 1874
1865
Нет данных
Органы загс 1999 1788 1750 1990 1757 1856 1809

Как видно из таблицы, общая смертность во Владимирской области в апреле 2020 года оказалась даже ниже, чем в среднем за последние пять лет; показатель «избыточной смертности» — отрицательный. Такие результаты внушают сдержанный оптимизм и дают возможность предположить, что пандемия Covid-19 пока не нанесла ощутимого ущерба Владимирской области. Однако мы отдаем себе отчет в том, что наши расчеты слишком приблизительны. Они служат, скорее, для общего понимания ситуации и не могут быть использованы в качестве доказательства, например, эффективности мер борьбы с заболеванием.

Кроме того, один месяц — это слишком короткий срок для обозначения тенденций. Об этом же заявили в департаменте здравоохранения города Москвы в ответ на публикацию Financial Times:

«Сравнение показателей смертности в месячной динамике некорректно и не является однозначным свидетельством каких-либо тенденций».

В столичном депздраве подчеркивают, что в России, в отличие от некоторых других стран, в 100% случаях делают патолого-анатомические исследования, и больше половины из них показывают, что причиной смерти становились «альтернативные причины» - инсульты, инфаркты миокарда, раковые заболевания, лейкозы, почечная недостаточность и другие.

Не заставила себя долго ждать и реакция правительства России. Министерство иностранных дел потребовало от Financial Times и The New York Times официального опровержения публикаций о резком росте смертности от коронавируса. К истории подключилась Государственная дума: глава комиссии по расследованию фактов вмешательств иностранных государств во внутренние дела РФ Василий Пискарев заявил, что депутаты попросят МИД принять меры в отношении журналистов двух изданий «вплоть до лишения аккредитации».

«Ещё не хватает сейчас устроить охоту на экспертов. Напоминает действия китайских деятелей, которые в январе преследовали врачей, которые пытались информировать их же самих об опасности коронавируса. Наоборот, экспертов нужно максимально использовать для анализа уже собранных данных — ни в МИДе, ни в Госдуме, ни в Минздраве нет специалистов по статистическому анализу данных высокого уровня. Работа перечисленных и других экспертов по уточнению российской статистики — это огромная помощь и руководству страны, и руководству регионов. Глупо и преступно это не понимать», — отреагировал на действия российских властей экономист Константин Сонин, который ранее высказывал сомнения в истинности официальной статистики по смертности от Covid-19.

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате