Вторая половина мая — жаркая пора для владимирских орнитологов: время кольцевания совят в Клязьминско-Лухском заказнике Владимирской области. С конца апреля — еще в разгар паводка, через затопленные поля вязниковского Заречья сотрудники дирекции особо охраняемых территорий Владимирской области, орнитологи и волонтеры на лодках добираются до заповедных лесов с главной целью — посмотреть, загнездились ли совы в искусственных дуплонах или диких гнездах. В этом году специалисты обнаружили четыре семьи сов, заселившихся в подготовленные для них человеком домики, и одна - в естественном гнезде: это длиннохвостая неясыть, бородатая неясыть, серая неясыть и мохноногие сычи.
Через пару недель после обследования гнезд наступает самое ответственное время — кольцевание первых подросших птенцов. Корреспондент Зебра ТВ побывала в Клязьминско-Лухском заказнике под управлением Дирекции ООПТ, который в 2024 году отметил 30-летний юбилей, и лично наблюдала за ответственным процессом кольцевания сов.
***
Сначала нужно добраться до самого заказника. Это 15 километров от Вязников - в основном по щебеночной и грунтовой дороге. В деревне Ново, последнем жилом населенном пункте у границы заказника, встречаемся с сотрудниками дирекции ООПТ, Союза охраны птиц России и орнитологами-волонтерами — всего набралось шестеро энтузиастов.
Начинаются сборы — чтобы подобраться к гнезду, берем с собой альпинистское снаряжение, весы и фотобокс для обследования и фиксации данных о совятах и, конечно, защитные «доспехи» - каску с кожухом на шее и спецовку. А еще — внезапно — удочку. Отправляемся на совиную рыбалку - «совялку».
Первыми идем кольцевать птенцов бородатой неясыти — самой крупной совы после филина, обитающей во Владимирской области. Гнездо расположено в двух километрах от нас в глубине заказника. С ним сразу несколько сложностей: гнездо находится на березе на высоте 15 метров и это не специальная платформа, которую устанавливали орнитологи (за три года совы ни разу на них не загнездились), а дикое воронье гнездо. До последнего не было понятно, сколько совят вывела неясыть: привычный орнитологам шест, куда прикрепляют телефон для съемки, недостаточно длинный, а коптер сова может атаковать.
По дороге можно обсудить нюансы процесса с ведущим экспертом Дирекции ООПТ Юлией Буяновой, автором фотоблога «Гнездо Натуралиста». Подход в работе с ночными пернатыми хищниками несколько легче, чем в работе с дневными, рассказывает специалист: если первые в дневное время находятся в спокойном и несколько дремотном состоянии, то вторых можно днем спугнуть с насиженного гнезда даже громким разговором поблизости. В целом, владимирские «совоисследователи» пока в самом начале пути — первые искусственные дуплоны для гнездования сов были установлены в заказнике в 2020 году — тогда и появилась возможность кольцевать совят и изучать поведение взрослых особей.
«Сов кольцуют, чтобы понимать их пространственное распределение: например, чтобы знать, куда потом улетают эти птенцы — остаются на этой территории или уходят в новые места, какие происходят миграции и как далеко, возвращаются ли они на места гнездования родителей, занимают их места или нет. Фиксировались случаи, например, когда одна сова в одной стране откладывает яйца и оставляет кладку самцу, а сама летит в другую страну и там тоже делает кладку. А есть случаи, когда на одном месте из года в год гнездится один самец с разными самками.
Птенцов кольцевать удобнее, их проще доставать из гнезд - не нужно ловить . Но было бы здорово еще окольцевать взрослую сову, потому что в этом случае результативность выше — сова оседлая, и можно было бы понимать: та же это пара или нет, или только одна особь из пары прилетает постоянно. В нашем регионе все это мало изучено, нужна большая выборка, чтобы нам попался нами окольцованный выросший совенок. В планах — установка дополнительных дуплонов для сов на территории заказника: это позволит увеличить выборку, а соответственно — и число обследуемых совиных пар.
Мы пока в начале пути, мелкие совы у нас по большей части не кольцованные — только несколько сычей и один птенец сплюшки — это не выборка. С крупными совами все еще сложнее — у них по-иному измеряется территориальное пространство. При этом мы по-прежнему можем обмениваться информацией с орнитологами из других регионов и стран, если там встретят окольцованную нами птицу», - отмечает Юлия Буянова.
И вот мы на месте — в развилке ветвей высоченной березы из бывшего вороньего гнезда на незваных гостей выглядывает бородатая неясыть. А человечки внизу вооружаются удочкой — с нескольких попыток удается зацепить леску за нужный сучок у гнезда — за нее цепляют бечевку, а уже потом — натягивают веревку. Сова спокойно сидит на гнезде вплоть до того момента, пока рядом с ней не появляется веревка, потом — слетает с гнезда, но садится на деревья поблизости, внимательно наблюдая за людьми.
После тщательной подготовки начинается подъем к гнезду. Сова начинает заметно нервничать, перелетает с места на место возле гнезда, намереваясь защищать потомство. В это время наблюдатели внизу громко кричат на весь лес, отпугивая неясыть от «древолаза». Но когда человек добирается до гнезда, терпение совы заканчивается, и она переходит к атаке — молниеносно она кидается на обидчика и оставляет несколько серьезных ран. Глаз не успевает уловить подробности атаки — только в замедленной съемке видно, что сова атакует сначала когтями, а потом с размаху наваливается на человека всем весом.
Обидно, что героизм кольцевателей остается напрасным — в гнезде бородатой неясыти два совсем крошечных птенчика и одно проклюнувшееся яйцо, пока совята не подрастут, кольцевать их нельзя и более того — опасно, потому что они совсем крохотные и хрупкие.
Когда волонтер спускается с высоты, начинается срочная обработка ран: необходимо обеззаразить их спиртом, обработать йодом, после этого не лишним будет пропить курс антибиотиков. Такие предосторожности не чрезмерны — на когтях совы могут быть и экскременты, и патогены, оставшиеся от мышевидных грызунов, которыми сова питается. Мышевидные грызуны - переносчики чумы, туляремии, геморрагической лихорадки, когда пернатый хищник разделывает и ест грызуна, патогены остаются на когтях, клюве и выходят потом с пометом и погадками. Обработав раны и собрав оборудование, ни с чем удаляемся от совиного гнезда, а за нашими спинами мама-сова триумфально возвращается к птенцам. Впрочем, «совялка» не была совсем уж бесполезной: была получена важная информация — мы выяснили, сколько птенцов в гнезде и, соответственно, сколько потом потребуется колец.
В другом месте заказника нас ждет другая сова, у которой совята точно готовы к кольцеванию. У длиннохвостой неясыти в дуплоне, установленном людьми, подрастают четверо птенцов разного срока вылупления — один уже слёток, двое — середнячки и один совсем кроха. Птенцы разновозрастные, поскольку совы насиживают кладку с самого первого яйца, то есть, первый совенок из первого яйца априори будет самым крупным, а те, кто вылупился из яиц, отложенных позже, ожидаемо, будут мельче.
Совиный дуплон, напоминающий большой скворечник, расположен гораздо ниже - «всего» в пяти метрах от земли — до него можно добраться по телескопической лестнице, однако все равно используется альпинистская страховка. Слышно, как в гнезде пищат совята и из кроны дерева «тявкает» и щелкает клювом мама-сова, пытаясь отогнать непрошеных гостей.
Эта длиннохвостая неясыть уже знакома орнитологам своим буйным нравом — в прошлом году она бесстрашно напала на группу людей, которые кольцевали ее потомство, и нанесла ранения сразу двоим. Не обошлось и на этот раз — когда орнитолог закрепил лестницу и подобрался к гнезду, сова кинулась на обидчика. Сначала показалось, что ранений удалось избежать, но острыми когтями длиннохвостая неясыть оставила на спине человека несколько царапин.
Но вот совята внизу — и под объективами смартфонов происходит «торжественная распаковка» - все собравшиеся могут заглянуть в сумку с совятами и снять ценные фото и видео. Птенцы ведут себя вполне спокойно в ограниченном пространстве — оно напоминает им родной дуплон. Поэтому их можно погладить по белоснежному пуху и даже подержать в руках. Однако, тискать совят для развлечения никто не собирается — их необходимо быстро окольцевать, взвесить, сфотографировать и вернуть на место.
В процессе в меру своих способностей участвуют все: кто-то - держит вырывающегося птенца, кто-то - подает инструменты для зажимания и ослабления кольца, кто-то - отгоняет от совенка комаров и мошек, кто-то -непосредственно кольцует, а кто-то - снимает на камеру. Так поочередно каждый птенец обзаводится собственным украшением. А сова в это время предупредительно «тявкает» с соседнего дерева.
Владимирские орнитологи всегда кольцуют только самых крупных птенцов — и из соображений экономии колец, и потому, что слишком рано надетое на совенка крупное «украшение» может привести к травме лапы у птицы и серьезным последствиям для ее здоровья. У владимирских орнитологов есть свои способы, которые не позволяют травмировать птицу и при кольцевании, и в дальнейшей жизни.
Кольца для кольцевания остаются животрепещущей проблемой для российских орнитологов: на фоне санкций, введенных в ответ на военную спецоперацию на Украине, из Польши прекратились централизованные поставки материалов для кольцевания птиц. В этом году владимирские орнитологи тоже составили заявку на бесплатные кольца в федеральный Центр кольцевания птиц России, однако конкретной информации пока нет. При этом существует Российская сеть изучения и охраны пернатых хищников (Russian Raptor Research and Conservation Network, RRRCN) — у них свои кольца, их производство находится в Татарстане, однако объемы производства невелики, а цены — кусаются.
Окольцованных совят длиннохвостой неясыти тем же путем возвращают в гнездо, пока мама-сова кружит поблизости. После — обрабатываем спиртом и собираем орнитологические пожитки — это нужно, и чтобы самим не поймать с них заразу, и чтобы не передать ее птенцам других совиных семей в процессе дальнейшего кольцевания. Обеззараживается все — тарелочка для весов, фотобокс, сумка, в которой спускали совят, зажимы для колец. На этом совотур заканчивается.
В ближайших планах орнитологов — кольцевание подросших птенцов уже знакомой нам бородатой неясыти, а также слётков мохноногих сычей и краснокнижных сплюшек, если они загнездятся в заказнике в этом году — на это могли повлиять майские снега и заморозки.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.