Трасса М-12 может уничтожить экологию Петушинского района

Российские защитники природы назвали планы по строительству платной автодороги «Москва-Казань» по пойме Клязьмы на юго-западе Петушинского района — «экологическим преступлением»
Новости Автор: 9 января 2020, 16:53 37 27081

Российские защитники природы начали борьбу за пойму реки Клязьмы во Владимирской области. По их мнению, полотно платной автомобильной дороги «Москва-Казань», которая должна быть построена в ближайшие годы, может уничтожить уникальную флору и фауну левобережья реки в районе населенных пунктов Усад, Домашнево и Старое Перепечино Петушинского района.

Статья под названием «Спасти пойму Клязьмы» вышла на электронном ресурсе «Охотники.ру», который позиционирует себя как «главный охотничий портал рунета». «Охотники.ру» - это интернет-проект редакции «Охотничьи издания» Издательского Дома «МК», которая объединяет «Российскую охотничью газету» и «Охота и рыбалка. XXI век». Автор статьи - шеф-редактор «Российской охотничьей газеты» Сергей Фокин.

В 2019 году недовольство трассировкой М-12 активно высказывало только население Судогодского района, где дорогу хотели проложить по густонаселенной местности. Фокин заявляет, что жители Петушинского района также крайне обеспокоены проектом автобана. Их беспокойство разделяют биологи, любители природы и охотники.

road_Petushki.jpg

Из представленных проектировщиками документов видно, что автомагистраль будет проходить в юго-западной части Петушинского района, в районе станции Усад и деревней Домашнево и Старое Перепечино. В этом месте, заявляет Сергей Фокин, дорожное полотно затронет ценные - «с точки зрения биологического разнообразия и уникальности фауны» - участки поймы реки Клязьма.

IMG_3429_Fokin.jpg Сергей Фокин, фото журнала

Автор статьи заявляет, что строительство мощного линейного объекта крайне негативно скажется на огромной и разнообразной популяции птиц, гнездящихся в этих местах. Некоторые представители местной орнитофауны относятся к редким и исчезающим видам, часть из которых занесены в Красные Книги России и Владимирской области. Кроме этого, дорога нарушит мониторинговые исследования животного мира, которые активно проводятся в пойме Клязьмы под Покровом.

 «Уже давно, в рамках научных проектов Русского общества сохранения и изучения птиц им. М.А. Мензбира (РОСИП), орнитологи проводят здесь многолетние мониторинговые исследования всего комплекса орнитофауны.

Кроме того, регулярно с 1993 года здесь отслеживаются весенние и осенние миграции птиц, их гнездование, регулярно проводится кольцевание с целью изучения миграций, отслеживается видовой состав птиц и зверей, фенологические явления.

На данной территории поймы гнездятся ценные охотничьи виды птиц: кряква, чирок-свистунок, чирок-трескунок, широконоска, хохлатая чернеть, гоголь, тетерев, серая куропатка, коростель, погоныш; лысуха, камышница, дупель, бекас.

На исследованной территории находятся два многолетних токовища тетерева и два многолетних токовища дупеля, причем трасса должна проходить практически через центры этих токовищ.

Известно, что тетеревиные и дупелиные тока служат центром воспроизводства микропопуляции этих видов, и их потеря неминуемо приведет к резкому сокращению их численности на данной территории.

На пролете в пойме регулярно отмечаются: гаршнеп, свиязь, шилохвость, красноголовый нырок, чомга, белолобые гуси, гуменники.

На данной территории поймы обитают редкие и исчезающие виды, занесенные в Красную книгу России и Красную книгу Владимирской области: серый журавль (на весеннем пролете), серая утка, большой крохаль (на пролете), поручейник, турухтан (весенние скопления на пролете), большой кроншнеп, большой веретенник, малый погоныш, пастушок, белокрылая крачка, обыкновенная пустельга, обыкновенная горлица, золотистая щурка», - пишет Сергей Фокин.

По мнению автора статьи, платная трасса М-12, если она будет построена, приведет к полной изоляции части поймы Клязьмы от паводковых вод. Это нарушит питание пойменных озер, болот и почв, что в свою очередь будет иметь негативные последствия для местной флоры и фауны:

«Уникальность пойменных угодий обусловлена наличием водно-болотных угодий, каких совсем мало осталось в Центральной России, в том числе и во Владимирской области. Они поддерживаются периодическим половодьем в пойме за счет разлива реки Клязьмы и впадающих в нее речек-притоков Шитки и Вольги.

При этом очищаются луговые пойменные озера, в которые заходит рыба и улучшается их кислородный режим. В период половодья происходит увлажнение почвы и повышение ее аллювиальности.

Строительство автодороги приведет к полной изоляции поймы от весенних паводковых вод. Высохнут и погибнут не только уникальные водно-болотные угодья, но и пойменные дубравы, которые практически ежегодно в апреле — мае затапливаются половодьем.

Исчезнут уникальные луговые болота и озера, а следовательно, и места гнездования охотничьих птиц и птиц, занесенных в Красную книгу. Кроме того, само строительство дороги нарушит рельеф, почву и типичный для поймы растительный покров».

Автор статьи называет подобную трассировку «экологическим преступлением», от которого очень сильно пострадает Петушинский район и вся Владимирская область в целом:

«На данном участке погибнет веками сложившаяся речная экосистема, исчезнет большинство видов птиц, земноводных, пресмыкающихся и рыб, а также беспозвоночных. Это не только подорвет численность охотничьих ресурсов и создаст угрозу исчезновения редких видов животных и растений, но и отрицательно скажется на экологической обстановке в Петушинском районе».

Шеф-редактор «Российской охотничьей газеты» заявляет, что, по его мнению, строительство автотрассы в пойме южнее Покрова недопустимо. Сергей Фокин считает, что администрации Владимирской области нужно принять все возможные меры для изменения трассировки М-12.

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате