Владимирские орнитологи и сотрудники Дирекции особо охраняемых природных территорий впервые самостоятельно окольцевали птенцов мохноногих сычей, которые вылупились в искусственных гнездовьях в Вязниковском районе. С момента установки первых дуплонов для редких видов сов во Владимирской области в 2020 году в процессе работы с птицами всегда принимал участие известный орнитолог Алексей Левашкин.
Проверка дуплонов начинается в первые майские праздники. В этом году в Клязьминско-Лухском заказнике Вязниковского района в искусственные гнездовья заселились три семьи мохноногих сычей.
Основная сложность процесса в том, что гнездовья расположены на комфортной для сов и некомфортной для человека высоте — около 5 метров. Орнитологам нужно сначала подняться на нужную высоту по лестнице, потом снять крышку с дуплона и забрать совят, рассказала Зебра ТВ секретарь регионального отделения Союза охраны птиц России во Владимирской области Юлия Буянова. Птенцов спускают с дерева в рюкзаке — в нем же окольцованных совят возвращают обратно.
Среди сложностей первого сычиного кольцевания, с которыми владимирским орнитологам пришлось столкнуться, - необходимость страховки при подъеме: в этот раз использовали альпинистское снаряжение. Второй момент — переноска для совят должна быть максимально приспособленной под процесс с точки зрения удобства для птиц и «техники инфекционной безопасности», - то есть, рюкзак должен выдерживать последующие обеззараживающие обработки.
«В этот раз мы взяли старый рюкзак, он не очень подходит для таких целей, потому что он мягкий и не держит форму. Но совята в процессе в него гадят — это, в том числе, способ защиты, а это может быть опасно, ведь они питаются мышами и могут быть переносчиками заболеваний. Мы для себя сделали вывод, что рюкзак должен быть жесткий, либо туда нужно помещать коробку.
Опять же минус рюкзака в том, что он сделан из синтетического материала: после использования его нужно отмачивать в стиральном порошке, кипятить, поэтому синтетика не вариант. Нужно все это к будущему сезону проработать», - делится соображениями Юлия Буянова.
В целом, при кольцевании нужно следить за тем, чтобы не подхватить от птиц инфекцию, поскольку совы питаются мышевидными грызунами, и могут быть переносчиками болезней млекопитающих. Бактерии и вирусы могут находиться и на клюве и когтях птицы, и в погадках (непереваренные остатки пищи, который срыгивают совы, - ред.) и помёте. Именно поэтому необходимо работать с совами в перчатках, плотной одежде, а в жаркую погоду еще и в респираторе, поскольку бактерии от подстилки в гнезде могут попасть в организм с мельчайшими пылинками. А все оборудование, фотобокс и рюкзак, а также все поверхности, которые контактировали с «совиными» руками — тщательно обрабатывают спиртом или кипятят после каждого сеанса кольцевания, рассказывает Юлия Буянова. Это необходимо еще и затем, чтобы не подвергать опасности других птиц, которых нужно будет кольцевать.
У орнитологов появились и новые, более серьезные проблемы с кольцеванием птиц: централизованные поставки колец шли из Польши, но на фоне спецоперации на Украине и введенных санкций начались перебои. А в России таких производств пока нет, да и может не появиться из-за сомнительной рентабельности.
«С кольцами в общем и целом сейчас напряжно. Посмотрим, что будет решать центр кольцевания, как это будет все происходить. Скажем так, два поставщика колец есть, - это центр кольцевания Всероссийский, который находится в ИПЭЭ РАН имени Северцева, у них кольца идут с Польши.
У нас в России массово кольца не производят вообще. Поставлять кольца из Польши сейчас не получается, политические моменты с пересылками усложняются. Есть варианты, что-либо найдется возможность как-то напрямую поставлять, либо будут думать наши, как делать самим, потому что в СССР у нас кольца делали сами. В принципе, это просто пластинка из сплава железа, стали и алюминия, на которой отчеканен номер.
Единственное, это может быть нерентабельно с точки зрения производителя. Цена может взлететь — причем, это может быть и с польскими кольцами, и если в России будут производить свои кольца. Центр кольцевания предоставлял кольца бесплатно, а сейчас есть вероятность, что придется их выкупать, выбивать гранты. Что касается второго производителя — он работает в Татарстане, но он делает кольца только на крупных хищных птиц. Он производит кольца цветные с яркими номерами, которые можно увидеть издалека.
Судя по всему, в этом году мы, скорее всего, больше сычат кольцевать не будем, потому что невозможно сейчас достать кольца. С кольцами для сплюшек все в порядке. Если они загнездятся, мы их окольцуем. Большинство неясытей уже отгнездились, птенцы повылетали из гнезд, поскольку совы начали рано гнездиться в этом году. Мы просто не успели.
Может, получится окольцевать бородатую неясыть, но это сова крупная, нужно это делать человеку, который не впервые едет к совам. Самка на гнезде, в отличие от сыча, будет агрессировать очень сильно, может даже сшибить с лестницы, с дерева, поэтому мы без Левашкина не будем это пробовать. Для сравнения, взрослых сычей у гнезд мы даже не видели», - поясняет Юлия Буянова.
Орнитолог отмечает, что если ситуация с кольцами будет совсем безвыходной, то специалисты намерены просто делать прижизненную обработку птиц, то есть, взвешивать, определять пол, возраст, смотреть линьку и другие характеристики и вносить их в специальный протокол.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.