Владимирская ТЭЦ могла стоять на Пекинке

ТЭЦ-2, которая была построена во Владимире в 1958-1962 годах, могли возвести в районе Рокадной дороги - на месте торгового комплекса «Тандем» или комбината «Тепличный»
Новости Автор: 15 апреля 2019, 16:22 27 8822

В архиве компании ПАО «Т Плюс», которой принадлежит Владимирская ТЭЦ, хранится очень редкая фотография, на которой запечатлена пойма реки Клязьмы до постройки электростанции. Ровная, незаросшая местность вдоль железной дороги «Москва - Горький», далеко на заднем плане лес в районе «Рахманова перевоза». Через пару лет этот ландшафт изменится до неузнаваемости: появятся большие корпуса, трубы, дороги, подъездные железнодорожные пути, склады.

IMG_3229.JPG
csm_PGU-230_Vladimirskaja_TEHC-2_2_bebd4cd60e.jpg

Руководство ПАО «Т Плюс» предоставило Зебра ТВ возможность поработать со своим архивом фотографий и документов, чтобы разобраться, как строился важнейший энергетический объект столицы Владимирской области.

ПЕРВООЧЕРЕДНАЯ УДАРНАЯ СТРОЙКА

Владимирская ТЭЦ-2 в пойме Клязьмы была запущена в 1962 году. ТЭЦ-1 в районе Химзавода, работавшая с декабря 1928 года, к тому времени уже не могла обеспечить потребности в электричестве и тепле активно растущего города и развивающихся владимирских заводов.

«Реконструированная несколько лет назад Владимирская теплоэлектроцентраль №1 в связи с непрерывным ростом потребления энергии практически полностью использует мощности и работает без резерва. Таким образом, дальнейшее развертывание промышленности города на базе теплоэлектростанции №1 затрудняется. Это особенно отрицательно скажется на развитии Химического завода, который не располагает собственными котельными установками и требует, в связи с расширением производства, значительного увеличения выработки тепловой энергии», - писал в 1959 году в газете «Призыв» директор Владимирской ТЭЦ №1 В. Гусев.

ТЭЦ-2 с тремя турбогенераторами разных типов и двумя котлоагрегатами была запроектирована на мощность 106 тысяч киловатт. В качестве топлива для станции предусматривался торф с гусевских разработок, а также бурый уголь подмосковного бассейна. Проект объекта был составлен горьковским отделением института «Теплоэлектропроект». Он предусматривал возможность двойного расширения ТЭЦ, что и было впоследствии осуществлено.

IMG_3309.JPG

Непосредственно строительством ТЭЦ руководил Ивановский совнархоз. Общая стоимость объекта превысила 252,1 миллиона рублей. Как писали владимирские газеты, эти серьезные расходы будут оправданы, а стройку ТЭЦ надо объявить одной из первоочередных ударных строек.

IMG_3251.JPG
«С пуском теплоэлектроцентрали появится реальная возможность для строительства новых промышленных предприятий, возможность ликвидации сотен мелких отопительных котельных и перехода к централизованной теплофикации города. При теплофикации только северо-восточной части города можно в течение года сэкономить около 6000 тонн торфа. Город освободится от завоза 33 тысяч тонн торфа для отопления городских зданий. Общая экономия за год определяется в сумме до пяти миллионов рублей», - писал «Призыв».

ТЭЦ МОГЛА СТОЯТЬ В ДРУГОМ МЕСТЕ

История ТЭЦ-2 началась за 6 лет до запуска ее первой очереди - 9 февраля 1956 года - с решения Совета Министров СССР от 9 февраля 1956 года. За месяц до этого - в январе 1956 года - во Владимире собралась специальная комиссия для определения места под будущий энергообъект.

IMG_3297.JPG

Кроме поймы Клязьмы в районе Химзавода, было намечено еще две потенциальные площадки. Чтобы выбрать одну - наиболее благоприятную - весной того же года начались инженерно-геологические исследования. В марте 1956 была сформирована владимирская комплексная партия под руководством Константина Ганцева, которая занималась исследованием почв и гидрологическими наблюдениями до середины лета 1956 года.

Кроме удовлетворительных топографических, геологических и санитарных условий, перспективность площадок оценивали по ряду других критериев:

  • максимальное приближение к потребителям тепла и электроэнергии;

  • кратчайшая транспортная связь;

  • максимальное приближение к источникам водоснабжения;

  • величина затрат на строительные работы.

Площадка на Клязьме во всех проектных документах упоминается под №2. Площадки под №1 и №3 располагались в других местах города Владимира.

ПЛОЩАДКА №1. ЗАТРУДНИТЕЛЬНЫЙ ПОДЪЕЗД

Перспективная площадка№1 под ТЭЦ располагалась в так называемой Северной промзоне Владимира - между Тракторным и Электромоторным заводами - в районе современного 2-го Почаевского проезда и северной части улицы Полины Осипенко. Местность представляла из себя косогор с оврагами, который до этого предназначался под строительство мясокомбината и металлобазу.

Этот вариант отвергли почти сразу, геологическая разведка не проводилась. «Зарубили» площадку в первую очередь из-за неудобства подъезда. Из документов следует, что до 1956 года был разработан проект подведения к этому участку отдельной железной ветки. Оказалось, что отдельные участки этого пути будут иметь уклон почти в 30 градусов и, чтобы их преодолеть, потребуется делить составы на части. Также получалось, что «железка» будет дважды пересекать проектируемую и строящуюся в те годы трассу «Москва - Пекин» (объездную дорогу Владимира, которую сейчас в народе называют Пеикнкой), что потребовало бы строительство двух виадуков. Было подсчитано, что при прокладке подъездного пути необходимо будет произвести выемку в объеме 288,8 тысячи кубометров и насыпь в объеме 1561 тысяч кубометров.

ПЛОЩАДКА №3. НЕ ДЕШЕВОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ

Согласно описаниям и схемам перспективная площадка №3 находилась в левобережной пойме реки Рпень, севернее деревни Михайловка и Грамзавода, южнее строящейся Пекинки. В настоящее время в этом месте находятся объекты комбината «Тепличный». Местность представляла собой «чащу» со спокойным рельефом, небольшими уклонами и оврагами, которая собирает поверхностные воды с окрестных возвышенностей. Наблюдалось некоторое заболачивание. По геологическим показаниям участок №3 для строительства ТЭЦ был вполне благоприятен.

Но и этот вариант тоже был отвергнут. Сыграла свою роль экономика. Проектировщики произвели сравнительные подсчеты расходов на площадку № 2 и №3. Сравнение было ясно в пользу приклязьменской площадки.

«Подсчеты показали, что строительство на площадке №2 даст уменьшение капитальных затрат по сравнению с площадкой №3 на 9715 тысяч рублей и годовых эксплуатационных расходов на 2095 тысяч рублей», - говорится в проектном задании на Владимирскую ТЭЦ-2.

Подведение железной дороги к участку №3 также признали делом дорогостоящим и затруднительным. Недалеко, в районе Михайловки, проходила «железка» на завод «Электроприбор», но сделать от нее ответвление возможным не представлялось.

«Существующий железнодорожный путь к группе заводов в северную промзону не может быть использован для ТЭЦ в силу недостаточной пропускной способности и невозможности развития путей в месте присоединения», - говорится в документах.

Длина новой железнодорожной ветки к площадке №3 составила бы 13 километров, для ее прокладки потребовалось бы сносить ряд строений, возводить ряд искусственных сооружений.

ЕЩЕ ДВЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПЛОЩАДКИ

В проектных документах встречается упоминание еще двух площадок, на которых могла появиться владимирская ТЭЦ-2.

  • Участок с тремя оврагами севернее Владимирского электромоторного завода, на правом берегу реки Рпень (в районе современного торгового комплекса «Тандем»). Был забракован из-за резкого пересеченного рельефа. Кроме этого, местность была достаточно удалена от потребителей тепла и электричества.

  • Площадка к северо-западу от кирпичного завода строительного треста №94, ограниченная оврагами и карьерами кирпичного завода, предназначавшаяся ранее под завод деревообрабатывающих станков (в районе современного проспекта Строителей и улицы Белоконской). Участок бы отвергнут из-за удаления от источников водоснабжения и железных дорог.

ПЛОЩАДКА-ПОБЕДИТЕЛЬ

Как говорится в документах по ТЭЦ-2, до 1956 года на площадке в пойме Клязьмы, которая была признана лучшей, росли овощные культуры владимирского совхоза. Никаких упоминаний об остатках старого аэродрома, который функционировал в районе Рахманова Перевоза в 1930-40-е годы, в документах нет. Не упоминаются ни две взлетные полосы, ни 5-этажное здание с антеннами, ни мастерская, которые попали в 1949 году в разведывательные документы ЦРУ, составленные по отчетам американских разведчиков, действовавших во Владимире. Подробнее про рассекреченный американцами аэропорт под Владимиром - в материале «Эпоха владимирского воздухоплавания».

Кроме овощных полей, на выбранной под ТЭЦ-2 площадке упоминаются очистные сооружения Химзавода с линиями городской фекальной канализации, водозаборная станция Химзавода на Клязьме с трубами до предприятия, старое и новое русло реки Рпень, несколько пойменных озер, линии электропередачи, расширяемый узел железной дороги, небольшой жилой поселок железнодорожников и «малоценные цеха временного характера».

В пользу выбора именно этой площадки сыграл ряд факторов: близость источников технической воды из реки Клязьмы, близость городской черты, Химзавода и Автоприбора, очистных сооружений, торфосклада, завода по производству кирпича. Рядом проходило шоссе «Владимир - Горький». Положительный вердикт 30 мая 1956 года вынесли железнодорожники:

«При сооружении ТЭЦ-2 в пойме реки Клязьмы присоединение железнодорожного пути может быть осуществлено от восточной горловины развития железнодорожных путей железнодорожной станции «Владимир» нового четвертого парка. В этом случае длина подъездного пути составит около 3 километров», - сказано в документах.

Главным и самым серьезным минусом площадки №3 были ежегодные разливы Клязьмы.

ГЕОЛОГИ ДАЮТ ДОБРО

Как видно из документов, первоначально ТЭЦ-2 хотели поставить не на левом берегу реки Рпень, где она стоит сейчас, а на правом берегу - между старым руслом Рпени и Клязьмой.

IMG_3232.JPG

Геологоразведка участка началась в конце марта 1956 года, но 24 апреля вынужденно была приостановлена больше чем на месяц. Начался весенний разлив Клязьмы - не самый сильный по заявлениям местных старожилов. Однако пойму залило основательно, и геологи переключились на исследование других площадок.

Работы были возобновлены в начале июня, после схода воды. Причем за время вынужденного простоя задание было скорректировано. Началась более детальная разведка местности на левом берегу Рпени.

Дело в том, что в правобережье реки, где изначально планировалось размещение объекта, в марте было установлено широкое развитие плаунов, илистых и мягкопластичных глин и торфяников. Кроме этого, местность была насыщена мелкими старицами и озерцами. Для строительства тяжелых промышленных объектов эти факторы считаются очень неблагоприятными.

На левом же берегу, в районе очистных сооружений ВХЗ, геологи обнаружили то, что искали:

«В центральной части площадки №3 был найден участок 6-7 гектаров с довольно однородным строением грунтов - «как бы остров» среди плаунов и рыхлых песков. Он является наиболее удовлетворительной площадкой для возведения тяжелых сооружений».

ГИДРОНАМЫВ

На нескольких фотографиях ПАО «Т Плюс» место, где будет поставлен главный корпус ТЭЦ-2, представляет из себя обширный котлован, в который идет гидронамыв песка из Клязьмы. Котлован образовался после искусственной выемки с площадки пылеватых и илистых суглинков.

IMG_3231.JPG

После освобождения участка от ненадежных почв его искусственно поднимали крупнозернистым песком до отметки почти 100 метров над уровнем моря. Это нужно было, чтобы обезопасить ТЭЦ от клязьминских половодий. Ежегодно весной пойму реки в этом районе затапливало почти на месяц.

IMG_3236.JPG

На Клязьме, недалеко от будущей ТЭЦ, был поставлен земснаряд. Фотография его сохранилась. Метод гидронамыва клязьминским песком широко использовался в те годы во Владимире. С его помощью, в частности, шло расширение владимирского железнодорожного узла в районе вокзала.

IMG_3233.JPG

Производить манипуляции с землей на месте будущей ТЭЦ было предписано геологами. Кроме этого, в документе упоминается о необходимости строительства в районе ТЭЦ специальной защитной дамбы от половодья.

ПРОБЛЕМЫ СТРОИТЕЛЬСТВА

Согласно проектным документам, строительство ТЭЦ-2 должно было начаться в 1957 году, объект должен был введен в эксплуатацию в 1959 году.

IMG_3269.JPG
IMG_3270.JPG

По факту, как видно из документов и фотографий, в 1958 году была только подготовлена основная площадка, поставлена временная подстанция и временный бетонный завод. В 1959 году — когда объект должен был быть сдан — только начали закладывать фундаменты главного и других корпусов теплоэлектростанции. Работа шла ни шатко ни валко. В этом винили местные власти и соседей-ивановцев, которые руководили стройкой. В том же 1959 году директор Владимирской ТЭЦ №1 В. Гусев так описывал ситуацию в газете «Призыв»:

«Большие осложнения в строительстве теплоэлектростанции возникают из-за недостаточной и неоперативной помощи со стороны некоторых городских и областных организаций... Следует остановиться и на таком вопросе. В настоящее время строительством станции непосредственно руководит Ивановский совнархоз. Понятно, что и снабжение строительными материалами идет по линии этого совнархоза. Такая организация производства весьма отрицательно сказывается на делах. Достаточно сказать о том, что из-за несвоевременной доставки ряда материалов - железобетонных и деревянных конструкций, которые тоже вынуждены возить из Иванова - нередко наблюдаются простои на строительных объектах».
IMG_3295.JPG
IMG_3303.JPG
IMG_3297.JPG

Основные объемы строительства были выполнены в 1960-1961 годах - построены главный корпус, дымовая труба, разгрузочный корпус, дробильное и распределительное устройства, маслохозяйство и мазутохозяйство, щит управления, насосная на Клязьме, несколько насосных и здание водоочистки, станции перекачки ливневых и фекальных вод, служебный корпус, несколько мостов, в том числе железнодорожный мост через Рпень, контора, столовая, кухня для служебных собак и другие постройки. На правом берегу Рпени появилось мотовозное депо и торфосклады.

IMG_3316.JPG

На одной из фотографий, датированной ноябрем 1962 года, наконец-то изображена ТЭЦ-2, из трубы которой уже валит черный дым.