Владимирских школьников не будут делить на «дураков» и «умных»

В гимназии №23 города Владимира начали обучать по новой системе, которая подразумевает разделение учеников на разные уровни знаний. Нововведение неоднозначно восприняли родители школьников
Новости Автор: 6 сентября 2018, 12:38 28 12086

В гимназии №23 города Владимира с нового учебного года вводится система стратификации в образовании, которая подразумевает предпрофильную подготовку ребенка со средней школы.

Гимназия №23 стала первым образовательным учреждением города Владимира и Владимирской области, где вводится подобная система обучения. А вот в соседнем Подмосковье и во многих зарубежных странах подобная образовательная программа ранней профориентации детей уже давно и успешно функционирует. Пока в гимназии №23 города Владимира вводится обучение по стратовой системе только по русскому языку, математике и английскому языку.

g-1280x580.jpgФото с сайта гимназии №23

Директор гимназии №23 Елена Курицына рассказала Зебра ТВ, что над вопросом профориентации детей руководство учебного заведения задумалось ещё в ноябре 2017 года, правда, воплощать задумку в жизнь начали только в новом учебном году — 1 сентября 2018 года:

img-20150513113706-442.jpg
Елена Курицына

«В соответствии с законом об образовании, у нас все старшие классы должны быть профильными. Все школы шли по профилю — юриспруденция, экономика, IT-технологии, медицина, туризм и гостеприимство и другие. Но дело в том, что в вузах сейчас на протяжении 4-5 лет обучают детей специальностям, которые ко времени их выпуска не будут востребованы, а в худшем варианте — исчезнут вообще. Мы не успеваем за громадными изменениями, которые сейчас происходят, особенно в сфере IT-технологии. Тот, кто идет в ногу со временем, уже отстал. Нужно смотреть в будущее.

Родители часто не учитывают особенностей и интересов ребенка, возможности и склонности, природой заложенные. Порой, родители смотрят на ребенка, как на второстепенный материал, который будет делать так, как мы ему прикажем. Это неправильно. Ребенку нужно дать шанс окунуться в профессию.

Говорят, профориентация существовала всегда, но в чем она заключалась: сходили на Хлебзавод, посмотрели, как выпекают хлеб, сходили на Тракторный завод, посмотрели на болванки деталей. Дальше что? Ничего. А мы говорим о погружении в профессию. Профориентирование нужно начинать с дошкольного возраста».

Руководство гимназии №23 признает, что нововведение неоднозначно воспринимают родители школьников - они опасаются, что стратификация создаст разделение между детьми на «сильных» и «слабых» в обучении.

Сейчас в гимназии №23 проводят собрание с родителями детей 6, 7 и 8 классов, чтобы объяснить суть новой системы обучения. Руководство школы готово вывезти родительский комитет и учительский коллектив в московскую гимназию №1587, где школьники обучаются по стратовой системе, чтобы продемонстрировать достоинства дифференцированного образования.

«В классно-урочной системе мы можем много говорить о том, что у нас дифференцированное обучение. Ученик может не усваивать программу не потому, что он неполноценный, просто у него другой склад ума, например, ему легче работать в команде. Важно, чтобы родители с вводом новой системы не создавали искусственно проблему там, где её нет.

Была точка зрения у родителей, что сложится неприятие между учениками, якобы это ущемление прав ребенка, чуть ли не дискриминация. Я отвечала на это тем, что родители не видят, как дети общаются друг с другом в классе, обзывают друг друга, потому что, к примеру, ученик не может преодолеть психологический барьер и отвечать перед всем классом. Но этот ребенок не отстающий. Почему бы нам не создать ему комфортные условия?

О какой дифференциации идет речь, когда учитель с указкой у доски стоит, а дети смотрят в затылок друг другу и запоминают, что скажет учитель? То, что сейчас работодателю надо - работать в группе, быть командой, это нужно формировать уже в школе. Чтобы дети сидели друг напротив друга, разрабатывали проекты.

Это не значит, что дети не будут нормально изучать материал. Родители этого боялись. Но у нас, как у любого образовательного учреждения, есть федеральные государственные стандарты, которые мы не можем не выполнять. Но форма работы должна меняться. Роль учителя от источника информации должна превратиться в сопровождение ребенка с учетом его возможностей и интересов», - объясняет нововведение директор гимназии №23 Елена Курицына.

В гимназии утверждают, что новая система поможет проявить себя и участникам Олимпиад, и позволит продемонстрировать высокие результаты остальным ученикам. Кроме того, по итогам семестра ученик может принять решение перейти в другую группу: или из высокой в повышенную, чтобы повысить уровень знаний, или наоборот — из повышенной в высокую из соображений психологического комфорта и ориентации на другие предметы.

Елена Курицына заверила, что профессиональной подготовки учителей гимназии №23 достаточно, чтобы работать с учениками по новой технологии и на высоком, и на повышенном уровне.

Директор гимназии №23 признает, что кроме трёх основных предметов, ввести стратовую систему на других уроках пока сложновато. К примеру, в гимназии по одному учителю физики и химии — это значит, что нужно либо сильно менять расписание, либо увеличивать штат сотрудников:

«Стратовая технология — не наше изобретение, система работает во всем мире. Это групповая форма работы с учетом интересов и склонностей ребенка. Им будет комфортно. Никаких ярлыков за ними не закрепится: у нас две страты — высокая и повышенная. Мы обязаны создать ребенку условия для продвижения на высокий уровень. Мы должны думать о ребенке не на бумаге, а по-честному.

Класс как группа - сохраняется. Мы взяли пока три предмета из профилей, которые нужны на ЕГЭ — математика, русский язык и английский язык. По этим профилям класс получит контрольную работу, которая состоит из разных уровней — нормальный уровень ФГОС и повышенный уровень олимпиадных заданий. Если ребенка не устроит его группа, он всегда может перейти в другую. Делается это с учетом комфорта.

У нас в параллели 3 класса. Теоретически мы пока предполагаем, что в каждом классе есть дети, которым нужен просто хороший уровень, а есть дети-фанаты этого предмета. На уроках дети будут учиться в классе с одноклассниками, а на русский, к примеру, выходят два учителя: один пойдет на высокий уровень с частью учеников из разных параллелей, а тем, кому нужен повышенный уровень — пойдут к другому учителю. Это только на один урок. Из разных классов будут формироваться разные группы — это специализация. По итогам семестра ребенок может перейти на другой уровень: пойти на повышенный, или, наоборот, ради комфорта, уйти из повышенного на высокий уровень.

Наши учителя — люди достаточно гибкие и квалифицированные. Да, надо будет думать, как изменить форму работы на уроке. Нужно сделать так, чтобы дети больше взаимодействовали и разговаривали на уроках».

Уполномоченный по правам ребенка во Владимирской области Геннадий Прохорычев разделяет позицию руководства гимназии №23. По мнению детского омбудсмена, если система будет организована правильно, то ни о каком нарушении или ущемлении прав детей не может быть и речи. Более того, на обычных школьных уроках ребенок будет бесплатно получать знания и подготовку того уровня, за который обычно родителям приходится доплачивать репетитору. Детский уполномоченный намерен посетить все родительские собрания в гимназии №23, чтобы услышать опасения родителей:

XX-5010.jpgГеннадий Прохорычев

«Главное - правильно донести информацию до родителей и выработать алгоритм. Здесь, если все будет сделано правильно и в интересах ребенка, его права не нарушаются. Потому что повышенный уровень, который есть в гимназии, он остается, но есть дети, которые на голову выше в каком-то предмете. Главное, чтобы такие дети не потеряли интерес к предмету, который им нравится. Я попросил руководство гимназии разработать алгоритм, прописать дорожную карту, чтобы родители знали и могли ознакомиться с тем, как это будет происходить.

Стратовая система — это не сегрегация детей на «дураков» и «умных». Но здесь многое зависит от учителя и родителей. Родительское сообщество, к сожалению, даже не ознакомилось с информацией. Все новое вызывает протест, непонимание, опасения, которые они непроизвольно переносят на своих детей. Это вопрос подачи информации. Важно, чтобы родители понимали, что это не эксперимент над ребенком, а профессиональный подход в интересах ребенка, чтобы он понял, к какой специальности он готов и кем хочет работать.

Базовый уровень знаний, который государство требует от школ, получат все дети. Эта система учитывает интересы каждого ребенка, психологические установки и мотивации. Это предпрофильная подготовка ребенка не с 9 класса, когда уже поздно, а с 6-7 класса. Здесь школа без всяких репетиторов и дополнительных затрат со стороны родителей поможет ребенку достичь высоких результатов, дать повышенный уровень образования.

Но обязательно должен быть психолог и сильный педагог, который разбирается в этой системе и готов в ней работать».

Начальник управления образования города Владимира Елена Малик надеется, что в скором времени и другие владимирские гимназии и школы смогут перенять опыт «первопроходцев». По оценке Елены Малик за год гимназия №23 сможет разработать и обкатать новую систему:

Malik_Aksenova.jpg Елена Малик

«В рамках майских указов президента предпрофильная подготовка школьников должна начинаться с 6 класса. Во Владимире есть несколько гимназий, они все рассматривают возможность введения стратовой системы обучения. Наша гимназия №23 уже связалась с московскими коллегами, чтобы перенять опыт и исправить возможные ошибки.

Важно понять, что в гимназии нет слабых учеников, а в стратовой системе программа будет подразделяться на продвинутую и повышенную — это позволит создать для детей комфортную и интересную среду. Родители здесь должны довериться директору, потому что 23-я гимназия считается лучшей, они постоянно ищут новые прогрессивные способы обучения детей.

Это первый опыт во Владимирской области, будем надеяться, что уже через год по примеру гимназии №23 на эту систему начнут переходить и другие образовательные учреждения».