О состоянии потребительского рынка Владимирской области рассказал руководитель «Владимирстата» Александр Быков. По данным статистиков, с момента кризисного «проседания» розничной торговли, случившегося в 2016 году, в следующие 2 года данный сектор владимирской экономики начал оживать, демонстрируя положительную динамику. В 2018-м владимирцы стали чуть меньше тратить на продукты питания, а сектор непродовольственных товаров, напротив, немного подрос.
Мощно наращивают оборот розницы федеральные ритейлеры, продолжая «съедать» торговлю в мелких магазинах, а особенно — на ярмарках и рынках. Торговые сети заняли почти 40% в общем объеме оборота розничной торговли области — и это 4 место по Центральному федеральному округу. «Оборотка» торговых сетей за 9 месяцев 2018 года в регионе-33 выросла более чем на 10%.
В 2018-м владимирцы стали немного чаще посещать кафе и рестораны — после нескольких лет спада чуть-чуть приросла сфера общественного питания.
Как чувствует себя потребительский рынок 33 региона? Насколько активно, где и что мы покупаем?
Сколько население потребляет, насколько активно предается шопингу, показывает оборот розничной торговли (выручка от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве). Этот показатель напрямую характеризует платежеспособность населения.
Прошедший 2018 год показал в этом плане положительную динамику. Рост оборота розничной торговли, начатый в 2017 года, продолжился. Хотя, если вспомнить 2016 год, тогда ситуация была иная. В связи с кризисными явлениями в экономике страны и региона, градус настроения совершать покупки тогда значительно снизился. Об этом говорит оборот розничной торговли: в 2016 году по сравнению с 2015-м этот показатель упал до 96%.
В 2017 году интерес к покупкам стал постепенно возвращаться. В 2017 году россияне, в том числе и владимирцы, покупать стали больше. Индекс физического объема оборота розничной торговли по сравнению с 2016 годом вырос до уровня 102,4% - и это выше, чем по России - 101,3% и по ЦФО – 102,3%.
В денежном выражении товарооборот вырос на 11,7 млрд. рублей и составил около 212 млрд. рублей. Среди регионов ЦФО 2017 год был особенно удачным для Ярославской области – рост оборота розничной торговли 5,6%, Московской – 5,3%, Тульской – 3,2%, Ивановской – 2,9%, Белгородской и Воронежской – по 2,8%. Но были и те, у товарооборот ушел в минус. Это Тверская и Тамбовская области (2% и 1% соответственно).
Но вернемся к 2018 году. Мы пока можем анализировать товарооборот розничной торговли за 11 месяцев. Информация за год будет к концу текущего января. Итак, в январе-ноябре 2018 года оборот розничной торговли в 33 регионе достиг почти 204 млрд. рублей, что в товарной массе на 4,4% больше соответствующего периода прошлого года. Индекс физического объема поднялся до 104,4%.
При этом доля пищевых продуктов составила почти 52% (почти 106 млрд. рублей), непродовольственных товаров – чуть более 48% (98 млрд. рублей). В январе-ноябре 2017 года соответственно 52,2% и 47,8%. Этот факт заслуживает внимания. В 2018 году мы стали чуть меньше тратить на питание по сравнению с предыдущим годом, увеличив тем самым непродовольственные расходы. Индекс физического объема пищевых продуктов вырос на 4,6% (104,6%), непродовольственных товаров – на 4,1% (104,1%).
Посмотрим, как выглядит Владимирская область на фоне соседей по ЦФО. Будем оперировать данными за январь-октябрь 2018 года. Надо сказать, что у нас по росту оборота розничной торговли весьма достойная позиция - 6 место в ЦФО - 4,2%. Впереди оказались Московская (7,5%), Липецкая (5%), Курская (4,7%), Воронежская (4,3%) и Белгородская (4,3%) области.
Крупные торговые сети продолжают усиливать свои позиции? Удается ли выжить в условиях такой конкуренции маленьким магазинчикам? Какова их доля, сколько рынков, ярмарок, павильонов?
Если говорить упрощенно, статистика формирует показатель оборота розничной торговли в двух сферах. Речь идет о реализации товаров вне рынка и непосредственно на рынках и ярмарках. И здесь прослеживается тенденция сокращения торговли на рынках и ярмарках. Так в январе-ноябре 2018 года оборот розничной торговли на 95,4% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынка. При этом доля розничных рынков и ярмарок составила 4,6%. В январе-ноябре 2017 года доля рынков и ярмарок была чуть выше 4,9%.
Кто играет первую скрипку в формировании розничного товарооборота, думаю, известно всем. Это крупные организации, включая торговые сети – более 52%. Доля малых предприятий – около 23%, индивидуальных предпринимателей – более 18%, вещевых, смешанных и продовольственных рынков и ярмарок – 4,6%, средних предприятий - 2,3%.
Если посмотреть конкретно на торговые сети, доля их оборота в общем объеме оборота розничной торговли области в январе-сентябре 2018 года составила немногим более 39%. Любопытно, но по данному показателю среди регионов ЦФО Владимирская область занимает «почетное» 4-е место.
Как видим, любят владимирцы большие супермаркеты и отовариваются в них охотнее, чем на рынках! Выше только по этому показателю Московская (51%), Рязанская (41%) и Ярославская (40%) области. Индекс физического объема оборота розничной торговли розничных торговых сетей составил у нас за 9 месяцев 2018 года 110,8% (рост – 10,8%).
Увеличение оборота торговли происходит во всех муниципальных образованиях? Где покупают больше, где меньше?
В 2018 году рост индекса физического объема оборота розничной торговли наблюдается во всех муниципальных образований области. Но ситуация не однородная. Посмотрим подробнее на покупательный ранжир.
Самый большой рост оборота розничной торговли в январе-ноябре 2018 года по сравнению с январем-ноябрем 2017 года отмечен в областном центре - 5,2 %, в Коврове - 4,6%, в Гусь-Хрустальном - 4,5%, в округе Муром — 4%. Среди муниципальных районов больше всего покупали в Муромском – 4,9%, Александровском и Кольчугинском – по 4,6%, Суздальском – 4,5%, Киржачском, Петушинском и Юрьев-Польском районах – по 4,4%. В остальных районах рост товарооборота был не такой значительный - от 0,4 до 2,4%.
Хорошая новость и в сфере общественного питания. Его оборот по сравнению с январем-ноябрем 2017 года также подрос (на 0,2%), немного не добрав до 10 млрд. рублей (9,8 млрд. рублей).
А если приблизить этот показатель потребления к отдельному человеку? Статистика владеет такой информацией?
Один из таких показателей - оборот розничной торговли на душу населения, измеряется в рублях в фактических ценах, соответствующих периоду наблюдения. Здесь мы видим положительный тренд. Если в 2011 году этот показатель был на уровне 85,3 тыс. рублей, то в 2015 году - более 139 тыс., в 2016 году - более 143 тыс. рублей, в 2017 году – 153 тыс. рублей. За семь лет - рост в 1,8 раза. На фоне оптимистических цифр, не будем забывать, что свою ложку дегтя в этот процесс внесла инфляция.