Во Владимире спорят о том, надо ли сохранять советские мозаики на фасадах зданий

Госинспекция по охране объектов культурного наследия Владимирской области отказалась брать под надзор настенную мозаику на улице Юбилейной города Владимира, частично скрытую утеплителем осенью 2020 года. Однако вопрос сохранения других городских панно пока еще остается открытым
Новости Автор: 8 февраля 2021, 10:55 6000

Мозаика на стене дома № 2 по улице Юбилейной в городе Владимире не признана объектом культурного наследия. В конце января Государственная инспекция по охране памятников Владимирской области отказалась вносить его в соответствующий реестр. Вместо этого, вопрос сохранения советских уличных панно передан на муниципальный уровень — в комиссию по монументальному искусству при мэрии города Владимира. В сложившейся ситуации это решение может стать выходом, хоть и с небольшими оговорками, полагают специалисты.

Подпись видео
Подпись видео
Подпись видео

Владимирские общественники и урбанисты обратили внимание на советские мозаики в октябре 2020 года, когда жильцы дома на Юбилейной, 2 решили утеплить угловую квартиру на первом этаже. Они провели собрание собственников и уведомили свою управляющую компанию о предстоящих работах. Меньше чем через месяц слоем утеплителя оказалась скрыта нижняя часть торцевого панно, созданного художниками Геннадием Борщевым и Николаем Модоровым во второй половине 1970-х годов.

121685087_437824307201618_4296134852892711365_n.jpg
D2inwV8wPs0.jpg фото целой мозаики из архива отдела краеведческих исследований Центральной городской библиотеки

Так же поступили осенью 2020 года жители дома № 105 на улице Ноябрьской в микрорайоне Юрьевец. Собственники утеплили квартиру на третьем этаже, скрыв часть мозаики владимирского художника Виктора Дынникова. Панно появилось накануне Олимпийских игр 1980 года в Москве: дом на Ноябрьской стоит рядом с трассой М-7 и его видели проезжающие в Суздаль и Нижний Новгород туристы. Мозаичное изображение рабочего, вероятно, должно было вдохновлять граждан на трудовые подвиги.

NAHERxQc_OU_Smetanina.jpg Любовь Сметанина
XXV-1840.jpg Артём Черней

Мозаичные панно — характерная черта советского времени, элементы декора, которыми украшали фасады жилых домов и общественных зданий, остановки общественного транспорта, стены внутри различных учреждений. Панно вносили разнообразие в типовую застройку после издания в 1955 году указа «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», напоминает заведующая отделом краеведческих исследований Центральной городской библиотеки города Владимира Любовь Сметанина:

«К так называемым „архитектурным излишествам“ были отнесены надстройки, башни, колонны, декоративные колоннады, портики, сложные карнизы, аркады, позолота и роспись потолков, декоративные позолоченные решетки, тяжелая рустовка пилястрами, сложные эркеры, лоджии, искусственный мрамор, бронза, лепные украшения, облицовка полированным гранитом, гранитные шары, дорогая металлическая ограда и так далее. Без этого постройки стали серыми, жилые дома — ровными прямоугольниками.

Человеческому глазу не за что стало зацепиться. Не думаю, что нужно объяснять тот факт, что окружающая обстановка, архитектура влияет на психологическое состояние человека. Однообразные серые мрачные здания не создадут радостного впечатления. И вот появляются мозаики. Да, на советские темы. Однако это яркие цветовые пятна на городских стенах. Многие из них были выполнены настоящими художниками и являются примером советского монументального искусства».

XXV-7307.jpg

Про частичную утрату фрагмента мозаики на улице Юбилейной и необходимость сохранить другие советские настенные панно во Владимире заговорили после публикаций в телеграм-канале «Архитектурные излишества» и блоге общественного движения «Владимир будущего». Сооснователь движения Артем Черней полагает, что историко-архитектурная ценность столицы Владимирской области незаслуженно сводится исключительно к белокаменному зодчеству, а наследие советского времени часто безжалостно уничтожается:

«Не оспаривая и не умаляя ценность белокаменных соборов, давайте наконец признаем, что биография Владимира не исчерпывается средневековьем. Сила и красота нашего города в том, что он смог пережить самые разные времена. И каждая из эпох оставила свой след. Советский период — не самый продолжительный, но он глубоко трансформировал наше бытование. Население увеличилось с 23 тысяч человек в 1920 году до 349 тысяч человек в 1989 году. Появились крупные производства, город активно строился и разрастался.

Советское наследие еще предстоит осознать и переосмыслить. И, скорее всего, это смогут сделать наши дети и внуки, а не мы, раздираемые противоречиями. Время здесь играет против нас. Преисполненные пиетета к временам минувшим, мы совсем не ценим то, что было вчера. Мы, не задумываясь, заковываем в вентфасадные вериги лучшие образцы советского модернизма, уродуем здания пластиковыми окнами и кондиционерами, огораживаемся заборами. Та же печальная участь, похоже, ждет мозаики и панно советского периода».

XXV-7476.jpg

Во Владимире, по разным данным, насчитывается от 30 до 70 настенных панно, что позволяет говорить о феномене владимирской мозаики, включенном в контекст советского монументального искусства, считает Артем Черней. Сооснователь «Владимира будущего» уверен, что инциденты, подобные тем, что, произошел на улице Юбилейной, будут повторяться. Чтобы предотвратить их, областному центру нужны единые правила, а мозаикам — особый юридический статус, который позволит сохранить их без дополнительных обременений для собственников.

8oHtUycRRNA.jpg
Jel5XjX5wxk.jpg
Фото из архива отдела краеведческих исследований Центральной городской библиотеки

Препятствием к признанию мозаик объектами культурного наследия стало то, что они находятся на фасадах жилых домов — особый охранный статус увеличит финансовое бремя собственников. К тому же панно находятся на типовых панельных зданиях, которые не представляют никакой архитектурной ценности. В России есть прецеденты, когда объектами культурного наследия признавались сами мозаики, а не здание целиком, но областная Госинспекция по охране памятников не решилась пойти на такой шаг во Владимире.

«Понимаю, что в квартире может быть холодно, а комфорт жильцов — в приоритете. Но очень хочется донести до жителей, что это всё-таки наш с вами родной город, в котором будут жить и наши дети. Во многом от нас зависит то, каким он достанется им: серым и безликим, или городом с историей, яркой историей, историей не где-то там, а вот здесь — за твоими окнами. Проблема есть, но надо не рубить сплеча, а подумать, найти компромиссное решение, которое устроило бы всех», — отмечает Любовь Сметанина.
oZSrlQWgnSs.jpg

Участники общественного движения «Владимир будущего» предложили городским властям и Госинспекции по охране объектов культурного наследия Владимирской области альтернативный вариант: создать при мэрии Владимира отдельную комиссию, которая составит реестр мозаик, оценит их состояние и культурную ценность. Члены комиссии, по мнению урбанистов, могли бы предложить способы сохранения настенных панно и разработать необходимые для этого изменения в местные нормативные акты.

XXV-7311.jpg

Постоянно действующая комиссия, по задумке урбанистов, могла бы взаимодействовать с управляющими компаниями и Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области, чтобы снять нагрузку с собственников, а также следить за исполнением муниципальных правил застройки и благоустройства. Любое изменение внешнего облика фасада — хоть остекление балкона, хоть утепление наружной стены — нужно согласовывать с городскими властями, но эта норма чаще всего игнорируется.

HtNX77EpTVo.jpg

Администрация города Владимира выступила против создания нового органа — чиновники посчитали, что это излишняя мера. Главный архитектор города Владимира Андрей Быков предложил решать вопрос сохранения мозаик на уровне административной комиссии по монументальному искусству — и областная Госинспекция по охране памятников идею поддержала. Ведомство рекомендовало «Владимиру будущего» передать сведения о настенных панно в комиссию, которая определит их ценность и культурную значимость.

XXV-7459.jpg

Завотделом краеведческих исследований Центральной городской библиотеки Владимира Любовь Сметанина была одним из двух человек, официально попросивших Госинспекцию по охране памятников признать мозаику на Юбилейной, 2 объектом культурного наследия. Она положительно восприняла идею с монументальной комиссией и полагает, что в нынешних условиях признание настенных панно ценными объектами может решить проблему их сохранения:

«Это не повлечет за собой таких строгих и сложных правил, как с объектами культурного наследия, но в то же время будет понимание, что обращаться с мозаиками кому как заблагорассудится тоже нельзя. Но здесь возникает другой вопрос — о понятии и статусе ценного объекта. Необходимо будет разработать это понятие, критерии отнесения к ценным объектам, и самое главное — определить кто, как и какими средствами должен за ними следить, составить перечень необходимых работ и перечень того, что делать с ними нельзя».
XXV-4518.jpg

Как сейчас устроен механизм работы с объектами, которые комиссия по монументальному искусству при мэрии Владимира признала ценным, общественникам неизвестно. Зебра ТВ направила официальный запрос в городскую администрацию.

Предупреждение о возможном конфликте интересов. Автор статьи Сергей Егоров — сооснователь общественного движения «Владимир будущего».