Обсуждение проекта платной автомобильной дороги «Москва-Казань» прошло 13 ноября 2019 года в рамках заседания регионального дискуссионного клуба «Своя рубашка», который является проектом регионального отделения партии «Родина». Организаторы, судя по названию дискуссии, решили разобраться: чем для Владимирской области будет новая трасса: «светлым путем» или «черной полосой».
Проект дороги представлял специалист питерской организации АО «Институт “Стройпроект”» Александр Егоров. В дискуссии участвовали владимирские эксперты ОНФ, представители Общероссийского объединения пассажиров, советники фракций ЗакСобрания, депутаты некоторых районных советов и общественники. Кроме этого на заседание приехали около 20 жителей Вяткинского сельского поселения Судогодского района и города Радужный, активно выступающие против предложенной трассировки дороги.
ПОЧЕМУ СТРОЯТ М12, А НЕ РЕКОНСТРУИРУЮТ М7
Александр Егоров привел следующие цифры: федеральная трасса М7 проходит через 96 населенных пунктов, имеет 134 примыкания, на ней 52 светофора, 387 автобусных остановок. По словам проектировщика, трасса не может обеспечить нормальную связь между регионами, а преодолевать 200 километров за 4 часа он считает немыслимым. При этом Егоров озвучил заключение экспертов, согласно которому реконструировать М7 под скоростную трассу было нецелесообразным вложением денег и очень болезненным процессом для местного населения.
Поэтому и было принято решение строить новую трассу. Распоряжение об этом премьер-министр России подписал в начале ноября 2019 года. С 2020 до 2024 года должны быть построены два приоритетных участка: от Москвы до пересечения с М7 в районе Лакинска и объезд города Казани. С 2021 по 2025 год должен быть построен участок от Лакинска до Арзамаса, а от Арзамаса до Чебоксар - в период с 2022 до 2027 года.
На территории Владимирской области на платной трассе будет всего три развязки: с М7 под Лакинском, с новым обходом деревни Бараки в районе деревни Захарово Судогодского района, и в районе Мурома. Больше никаких примыканий существующей дорожной сети к платной трассе не будет.
Вдоль четырёхполосной дороги установят барьерные ограждения и шумозащитные экраны в черте населенных пунктов.
СТРОИТЕЛЬСТВО МОЖЕТ НАЧАТЬСЯ УЖЕ ЧЕРЕЗ ГОД
В настоящее время в створе будущей магистрали на территории Владимирской области идут инженерные изыскания - работают топографы, биологи, геологи, археологи, почвоведы и другие специалисты. По результатам исследований будут разработаны детальные технические решения и сформирован землеотвод. После этого будет выполнен проект планировки территории, который намереваются утвердить во втором квартале 2020 года. После этого начнется разработка проектной документации, а к строительству могут приступить уже через год.
Егоров заявил, что трассировка дороги утверждена, ее маршрут закреплен в схеме территориального планирования Российской Федерации, и если и будет меняться — то на 10-15 метров вправо-влево.
САМЫЙ ПРОБЛЕМНЫЙ УЧАСТОК
Про то, что маршрут утвержден, и что над многими населенными пунктами Владимирской области нависла реальная перспектива нерадостного соседства с трассой, население региона в большинстве своём понятия не имеет. Ни заказчики, ни власти до сих пор так и не удосужились не то, что обсудить проект с населением, - они так и не довели до людей, как пойдет магистраль по территориям Петушинского, Собинского, Селивановского и Муромского районов. Только власти Судогодского района на своем сайте в середине октября выложили проект трассировки дороги. Это сразу вызвало гнев жителей ряда населенных пунктов Вяткинского сельского поселения - люди увидели, что проектировщики собрались провести магистраль по их деревням, вырубить лес, перерезать существующую сеть дорог, нарушить исторический ландшафт и рекреационные зоны, закатать в асфальт сельхозугодья.
Александр Егоров признал, что проводить трассу в Петушинском, Собинском и частично в Судогодском районах будет сложно из-за высокой плотности застройки и наличия большого количества объектов инфраструктуры. Участок под Радужным, где люди восстали против трассировки, он назвал самым проблемным. По его словам, в районе Малахово, Гридино, Улыбышево проектировщикам пришлось лавировать в сложном рельефе между деревень, памятников природы, песчаных карьеров, дорог и отказаться от нескольких вариантов маршрута. В итоге, по мнению Егорова, был найден самый оптимальный вариант, по которому под снос могут пойти всего 7 частных домов.
Жители Гридино, Малахово, Улыбышево, Коняево, Верхней Занинки и Радужного, присутствовавшие на заседании дискуссионного клуба, заявили, что считают этот вариант дискриминацией местного населения и уничтожением их малой родины. Они резонно спросили Александра Егорова: если для проектировщиков улыбышевский отрезок такой тяжелый, то не проще ли его было обойти, например, по собинским и судогодским лесам в районе Асерхово, огибая территорию ЗАТО Радужный с юга или через южный объезд Владимира? На это Егоров ответил, что такая трассировка не рассматривалась, потому что экономически была невыгодна для заказчика. На это люди поинтересовались: почему ради экономии средств Автодора они должны сниматься с насиженных мест, 24 часа в сутки слушать шум фур, дышать бензином и утратить привычные места для отдыха? Ответ проектировщика был простым: при разработке таких крупных федеральных проектов интересы абсолютно всех учтены быть не могут, кому-то повезет — кому-то нет.
«Любой такой крупный объект — он не может удовлетворить всех, чтобы каждый был счастлив, ну не бывает такого. Мы стараемся учитывать интересы. Этот створ взялся не с кондачка. У нас по предварительной оценке здесь затрагивается 7 домов под снос. Вот скажите: стоимость дополнительного удлинения на несколько десятков километров в обход Радужного - оно того стоит?», - сказал Егоров.
Рассматривая на совещании представленный план трассировки, жители Вяткинского сельского поселения увидели еще один «подарок». На сельхозугодьях, рядом с Якушовским озером и деревней Конюшино, значились два крупных фиолетовых пятна. Егоров объяснил, что там будет большой многофункциональный придорожный сервис с площадками отдыха, отелями, заправками, торговыми точками. Его размещение именно в этом месте представитель проектировщика объяснил «близостью трудовых ресурсов и инженерных систем».
На вопрос жителей - можно ли по нормам российского законодательства проектировать дорогу через населенные пункты? - Александр Егоров ответил утвердительно; на вопрос - должен ли такой сложный и серьезный проект обсуждаться с населением на публичных слушаниях? - он ответил отрицательно, сославшись на то, что этот проект — не местного значения, а федерального.
Проектировщик в своем выступлении чуть ли не открытым текстом давал понять, что населению Владимирской области надо смириться с этим маршрутом. Но жители Вяткинского сельского поселения мириться с этим не намерены. Они заявили, что добьются от правительства России пересмотра трассировки, и пообещали, что если магистраль все-таки начнут прокладывать по их деревням, то все население 19-тысячного Радужного ляжет под экскаваторы.
«ЕСЛИ НЕ БУДЕТ УЧТЕНО МНЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ, ТО МЫ СДЕЛАЕМ ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ, ЧТОБЫ ЗАБЛОКИРОВАТЬ ЭТОТ ПРОЕКТ»
Большинство гостей, приглашенных на заседание в качестве экспертов, высказались очень критически в отношении проекта дороги.
Член общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта Илья Зотов заявил, что проект абсолютно не обсуждался с населением и что местные власти также абсолютно не интегрированы в процесс проектирования магистрали. Зотов сказал, что в самое ближайшее время в Минтранс будет оправлено письмо с предложением создать межведомственную комиссию по вопросам этой магистрали. По его словам, нужно сделать все, чтобы проект был максимально скорректирован в интересах населения области:
Депутат Петушинского райсовета Александр Тиндиков сказал, что он не понимает, для кого и для чего строится эта дорога. По его словам, все федеральные дорожные проекты во Владимирской области - и реконструкция трассы М7, и высокоскоростная железнодорожная магистраль и автодорога «Москва-Казань» - интересы жителей не учитывают, а, наоборот, уничтожают сложившийся уклад, причем с молчаливого одобрения местных властей:
«У нас проблема одна. Мы страдаем от федеральных проектов. У нас федеральный проект по развитию малого бизнеса полностью стерт другим федеральным проектом по развитию дорог. У нас в Покрове полностью уничтожен малый бизнес вдоль М7. Нам объяснили, для чего это делается — чистятся площадки под монополистов, под Газпром, который будет строить свои заправки, гостиницы, комплексы. У нас уничтожается полностью инфраструктура малых городов и деревень...
Когда говорят "мы можем сместить ось -10-20 метров" — это неправильно. Мы сейчас подойдем подо что? Будут изыматься под государственные нужды земельные участки, оцениваться по-минимуму дома, все пойдет по минималке, как было при проекте ВСМ. Это не государственный подход. Учтите все эти моменты. Если есть возможность уйти со смещением оси на 100-200 метров не затрагивая жилье — рассмотрите это. Сделайте, учтите выезды-заезды, учтите интересы малых городов, деревень. Мы тут живем уже по сотне лет, есть сложившаяся инфраструктура, не надо ее ломать, не надо через колено принимать решение на уровне Федерации. Услышьте людей!».
Инженер-строитель Эдуард Геберт предположил, что разработчики трассы «Москва-Казань», работая над проектом, вообще не учитывают нормы проектирования и не изучают проекты планировки территорий, по которым должна пройти автомагистраль.
Помощник депутата Засобрания области Максима Шевченко Кирилл Алексеев заявил буквально следующее:
Алексеев посоветовал людям активнее выдвигать свои требования, в том числе на улицах с плакатами в руках перед приемными президента и премьер-министра России. Готовность поддержать интересы жителей, которые могут пострадать от новой трассы, выразили представители партий, представленных в Заксобрании области, а также представители ОНФ, заявив, что «ухо Владимира Путина к ним очень близко».
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате