Жители и предприниматели протестуют против создания нацпарка в Селивановском районе

Жители Селивановского района Владимирской области уверены, что создание нацпарка повлечет за собой закрытие предприятий, массовую безработицу, падение налогов и отток молодежи
Новости Автор: 28 марта 2019, 09:31 29 9646

Предприниматель Александр Кузнецов из Селивановского района вместе со своими работниками и жителями сельского поселения Чертковское протестует против создания на территории района национального парка. Инициативная группа прислала в редакцию Зебра ТВ обращение, в котором описаны далеко не радужные перспективы для населения Селивановского района в случае появления на территории заповедной охраняемой зоны федерального значения. Следующий шаг протестующих – сбор подписей среди населения против создания заповедной зоны.

Работодатель, на предприятии у которого трудятся около 100 человек и который арендует лес в Селивановском районе не первый год, указывает на то, что при создании нацпарка люди могут остаться без работы, а местный бюджет – без налогов.

«О населении, по всей видимости, опять думать никто не собирается. Только лозунги. Всем будет благо! Самовольные рубки прекратятся (разве прекращение рубок не работа правоохранителей и госструктур лесного хозяйства)! Кругом будет чистота и порядок! Всё будет, самого населения лишь не будет!

Поздравляем всех нас, жителей района, мы в шаге от резервации. Зло, под личиной добродетели, продвигается тихо. Незаметно. Подводя историю посёлка к последней роковой черте. К его забвению», - утверждают члены инициативной группы, выступающей против создания обширной заповедной зоны в Селивановском районе.

Напомним, в середине марта стало известно, что в Селивановском районе Владимирской области инициативная группа жителей предлагает создать национальный парк федерального значения, где будет запрещена любая хозяйственная деятельность.

В границы нацпарка, по предложению жителей, могут войти русла реки Колпь, Кестромка, Тетрух и лесной массив, расположенный в долинах этих рек. Предполагаемая площадь национального парка составит около 40 тысяч гектаров.

В границы национального парка могут быть включены: 60% земель лесного фонда, 20% сельхозугодий, 20% земель населенных пунктов. В границы предполагаемого нацпарка попадают существующий заказник «Колпь», а также 22 населенных пункта, в том числе районный центр Красная Горбатка. Численность жителей, проживающих на территории, планируемой под нацпарк, составляет более 10 тысяч человек.

На территории национальных парков запрещена любая хозяйственная деятельность «в целях сохранения объектов природного и культурного наследия». Это значит, что из гражданского оборота изымут земли водного фонда и земли гослесфонда. Посещение нацпарка будет платным для туристов, будет ограничен и строго регламентирован проезд транспорта, а собирать в лесу грибы и ягоды смогут только местные жители.

Сейчас администрация Селивановского района собирает мнения и предложения жителей по вопросу организации нацпарка на электронную почту natspark.selivanovo@yandex.ru и готовится проводить круглые столы с населением.

Инициативная группа жителей Селивановского района, выступающая против создания заповедной зоны, ссылаясь на положение федерального закона, указывает, какие ограничения ждут и обычных жителей района, и работодателей.

Так, на территории национального парка по закону запрещается:

  • разведка и разработка полезных ископаемых;

  • деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;

  • деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;

  • предоставление на территориях национальных парков земельных участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;

  • строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов;

  • заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов) (за исключением заготовки пищевых лесных ресурсов в границах зоны национального парка, других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

  • движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам;

  • организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок, мест отдыха и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;

  • вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность;

  • строительство объектов спорта, являющихся объектами капитального строительства, а также связанных с ними объектов инженерной и транспортной инфраструктур;

  • размещение скотомогильников (биотермических ям), создание объектов размещения отходов производства и потребления.

Посещение нацпарка допускается только при наличии разрешения Дирекции заповедной зоны. Исключение составляют только жители, которые проживают на заповедной территории. За посещение территории нацпарка для туризма и отдыха, за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов, взимается плата, - указано в федеральном законодательстве.

По прогнозам местных жителей и предпринимателей, первое, к чему приведет создание национального парка в Селивановском районе, - ограничение и прекращение экономической деятельности градообразующих предприятий - машиностроительного завода, предприятий по заготовке и переработке древесины, сельхозяйственных организаций. А это приведёт к сокращению рабочих мест и потере большой части налогов, получаемых Селивановским районом.

«Безработица ведёт к более тяжёлым последствиям – это и отсутствие средств для достойного материального положения, это депрессия и деградация местного населения, влекущая за собой пьянство и увеличение правонарушений и преступлений, это и отток значительной части здоровой и морально устойчивой молодёжи, которая могла бы и, главное, хотела бы связать свою дальнейшую жизнь с родными местами, попросту – их Родиной.

Как быть тем, кто привык, сердцем прирос к здешним местам? Что делать людям, потерявшим рабочие места, где найти новое место работы? Изучите историю резерваций, которые до сих пор существуют в некоторых странах, и уясните для себя – какие последствия могут ожидать жителей района», - заявляют инициаторы протеста против нацпарка.

Другой аргумент, который приводят протестующие, - ограничение передвижения транспорта. Местные жители прогнозируют, что выдача разрешений на въезд и выезд на территорию нацпарка, где будут находиться и районный центр Красная Горбатка, и множество других поселений, будет сильно бюрократизирована и затянута по времени. В обращении речь идет не только о поездках в гости к родственникам, но и о возможных перебоях с поставкой продуктов:

«Совсем небольшой пример надвигающейся беды. В посёлке нет своих хлебопекарен – основная масса хлебобулочных изделий в Селивановский район поступает из других соседних районов. Представьте ситуацию, когда для того, чтобы ввезти хлеб, так необходимый для населения, на ежедневный провоз будет требоваться специальный пропуск (по нормативам национального парка он требуется). Причём при нашей бюрократии оформление запрашиваемых документов может продолжаться не один день. Спрашивается, надолго ли хватит терпения у производителя хлебобулочных изделий – проще найти новый рынок сбыта».

Инициаторы протеста против создания национального парка в Селивановском районе поднимают и, пожалуй, самый животрепещущий для населения вопрос о сборе ягод и грибов, а также о рыбалке в местных водоемах. В случае создания заповедной зоны, жители деревень будут вынуждены носить с собой паспорт для подтверждения местной прописки.

«Местные жители в большей мере живут сбором грибов и ягод для собственных нужд, любительской рыбалкой, как одним из видов добычи пропитания. Да, закон вроде бы не запрещает этот сбор для местного населения, но ограничивает его местной пропиской. Мы теперь должны носить при себе, кроме разрешения на передвижение, ещё и паспорт, или его копию? Вспомните немецкое слово «аусвайс» - ничего не напоминает, не унижает ваше человеческое достоинство?

Сейчас жители созданной территории государственного заказника в Вязниковском районе жалуются на произвол в регулировании сбора ягод и грибов – людей останавливают и, несмотря на представленные документы, отбирают всё собранное и вываливают на обочину дороги. Мы хотим, чтобы так было? Говорят, что это слух и таких жалоб не поступало. Может быть. Но всего скорее – это правда. Не всякий человек борец, поэтому основная масса населения инертна и не идёт на конфликт – как бы хуже не было. Отсюда и отсутствие жалоб. Так, давайте не будем равнодушными к судьбе нашего района и не допустим их ошибок».

Большие неудобства ждут и арендаторов леса, лесозаготовительных предприятий, индивидуальных предпринимателей, СПК и других субъектов предпринимательства, ведущих хозяйственную деятельность там, где предложено создать нацпарк.

Инициативная группа напоминает, что в 2017 году предпринимателям и так пришлось «потесниться», поскольку были расширены границы заказника «Колпь»:

«Где же справедливость? Люди вложились в долгосрочное пользование, надеялись на какое-то постоянство. Создали рабочие места, организовали и продолжают совершенствовать производство. Платят налоги в бюджет района.

Сначала у арендаторов перевели в 2017 году часть аренды в государственный заказник «Колпь», отняв часть лесопользования, сократив объёмы заготовки и переработки древесины, тем самым сократив прибыль предприятия. Ну, ладно, вроде как создание берегоохранного заказника дело благое. Арендаторы, скрепя сердце, пошли на эти условия. Хотя, кто их спрашивал? Прошёл год, и опять новая вводная – лишить всего.

Национальный парк хотят создать на месте категории эксплуатационных лесов, подлежащих освоению для дальнейшего развития региона. Чем не устраивает территория малонаселённая, например, район Шахова и Водяного. Она более подходит для национального парка. Там имеется всё: отсутствие населения, глухие леса, труднодоступное местонахождение, долы и овраги, где и произрастают редкие растения, комфортные условия для существования животного мира.

Почему выбрано другое место? Говорят, причину всегда ищи в том, кому это выгодно. Так, кому это выгодно? Населению - точно нет».

А вот предположение, что создание нацпарка сможет остановить вырубку лесов в Селивановском районе, инициативная группа называет некорректным. По мнению протестующих, борьбу с незаконными рубками нужно вести на правовой основе существующими органами правопорядка и госорганами лесного контроля и надзора, а отнюдь не методом закрытия территории. Более того, местные жители не считают создание нацпарка гарантией прекращения самовольных рубок и воровства леса в Селивановском районе.

Подытоживая свое обращение, инициаторы протеста против создания заповедной зоны федерального значения перечисляют вероятные перспективы для местных жителей и предпринимателей:

  • закрытие части промышленных предприятий и ограничение экономической деятельности другой;

  • полное сокращение рабочих мест на ликвидированных предприятиях и дальнейшее повышение уровня безработицы;

  • недополучение налогов от прибыли ликвидированных предприятий;

  • ограничение в передвижении транспортных средств;

  • ограничение доступа к лесным и водным ресурсам (сбору грибов, ягод, лекарственных растений, рыбы и пр.);

  • запрет на строительство или ограничение оного (жилые помещения, дороги, электро- и газопроводы, спортивные объекты и пр.);

  • потеря части сельхозугодий (культурные поля и пастбища, садоводство и огородничество)), запрет сенокошения;

  • заготовка древесины для отопления только в период с 15 ноября по 15 марта (срезки и отходы уже не приобрести – деревообрабатывающие предприятия будут закрыты).

«Все эти и другие ограничения и запреты приведут к оттоку молодого и трудоспособного населения, понижению социального статуса Селивановского района, частичной его деградации, запустению, медленному старению и постепенному вымиранию.

Подумайте, люди! Не дайте загнать себя в чью-то хитро расставленную ловушку. Для чего и зачем – можно узнать лишь спустя годы. Но будет поздно. Свой любимый край мы должны хранить сами и своими силами. И это зависит только от нас!», - призывают инициаторы протеста.