Директор департамента международной кооперации Минпромторга РФ Роман Чекушов: «Много иностранных инвесторов и все продолжают работать»

В интервью Зебра ТВ директор департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Минпромторга РФ Роман Чекушов рассказал о том, что предприятия Владимирской области в течение пяти лет могут вдвое сократить соотношение импорта к экспорту
СПЕЦПРОЕКТЫ Автор: 4 июля 2023, 09:35 2637
интервью
Фото пресс-службы АО «Российский экспортный центр»

Предприятия Владимирской области, осуществляющие экспортные поставки за рубеж, по итогам первого полугодия 2023 года демонстрируют 10-процентный рост объёмов поставок продукции в другие государства после 15-процентного падения из-за санкций, введённых после начала специальной военной операции на Украине. Об этом в интервью Зебра ТВ сообщил директор департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Министерства промышленности и торговли России (Минпромторг) Роман Чекушов.

По словам Чекушова (он, кстати, является уроженцем Владимирской области), для предприятий 33-го региона в плане поставок продукции на внешние рынки характерны общероссийские тенденции, но к отличиям можно отнести то, что структура экспорта экономики Владимирской области диверсифицирована, в отличие от сырьевых территорий. За пределы России владимирские предприятия поставляют продукцию агропромышленного комплекса, химической, пищевой и фармацевтической промышленности, а также строительные материалы. Основные получатели этих товаров — Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, а также страны Ближнего Востока.

Роман Чекушов отметил, что около 400 предприятий Владимирской области получают различные меры поддержки экспорта по линии Минпромторга, и только около 20 — прямую финансовую помощь. Он пояснил, что в текущих геополитических условиях очень важно объяснить бизнесу, что «экспорт — это просто» (это удалось сделать на Владимирском экспортном форуме, проходившем в Суздале в середине июня), и стимулировать интерес предприятий к ведению внешнеторговой деятельности. Кстати, возглавляемый Романом Чекушовым департамент Минпромторга также занимается и вопросами импорта. Он сообщил, что в текущий момент во Владимирской области соотношение экспорта к импорту составляет 1 к 2,5, но в течение ближайших пяти лет реально добиться изменения этой пропорции до значений 1 к 1,5.

К деятельности департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Минпромторга относятся:

  • администрирование национального проекта «Международная кооперация и экспорт» (и входящего в него федерального проекта «Промышленный экспорт»);
  • выработка и администрирование мер государственной поддержки участников внешней торговли (финансовых и нефинансовых) в части экспорта и
  • содействие российским компаниям при выходе на внешние рынки (в том числе при взаимодействии с торговыми представителями РФ в иностранных государствах, РЭЦ [Российским экспортным центром], ВЭБ и другими заинтересованными структурами);
  • таможенно-тарифное регулирование (в том числе в части ввозных пошлин);
  • вопросы параллельного импорта;
  • развитие (совместно с Минтрансом России) международных транспортно-логистических коридоров;
  • вопросы финансовых расчетов с контрагентами за рубежом (совместно с Банком России);
  • локализация российской продукции в иностранных государствах и другие вопросы, связанные с осуществлением внешней торговли.

***

В условиях, при которых российскому бизнесу стало значительно сложнее экспортировать свою продукцию сначала на фоне пандемии, а затем из-за санкций, как смотрятся предприятия Владимирской области?

Действительно, в прошлом году в целом в Российской Федерации произошло снижение объемов экспорта по сравнению с 2021 годом, но незначительное.

Это - абсолютно объяснимая тенденция. От нас практически полностью «отвалился» рынок Северной Америки, кроме этого существенно - в разы - ограничились экспортные поставки в Евросоюз. Это напрямую связано с антироссийскими санкционными пакетами. Опять же, у нас поломалась вся логистика, поскольку крупнейшие международные перевозчики — это либо европейские компании, либо компании, интегрированные в транснациональные компании. Даже, допустим, Китай — крупнейший перевозчик, работающий с портами по всему миру, и он, конечно, вынужден соблюдать санкционные ограничения.

Вся разрушившаяся логистика и привела к сокращению экспорта в целом в стране. Но надо сказать, что ровно та же тенденция прослеживается и во Владимирской области. Причем мы в Минпромторге видим, что это сокращение - не критичное. Например, мы же все время оцениваем экспорт в ценах не абсолютных, а в относительных, то есть сравнивая с ценами 2020 года, чтобы видеть динамику именно объемов товаропотоков, а не, собственно говоря, абсолютные цифры в долларах или евро. В этой динамике снижение по регионам и в целом по стране не превысило 15%. Мы это оцениваем как достижение нашего бизнеса и адаптивность нашей экономики, потому что, конечно, с учетом всех жестких ограничений, мы ожидали более глубокого падения экспорта.

Владимирская область традиционно по итогам года держится крепким середняком в части экспорта, им и осталась по результатам 2022 года, то есть свои позиции в середине рейтинга субъектов Российской Федерации она сохранила. Да, было снижение определенное, но хочу отметить, что по результатам первых пятИ месяцев 2023 года из Владимирской области намечается динамика по росту экспорта к прошлому году - порядка 10% - и это, конечно, отрадно.

Почему среднероссийская динамика показательна для Владимирской области? Какие есть особенности в структуре регионального экспорта?

Потому что поставки продукции из Владимирской области за рубеж очень диверсифицированы именно по отраслям - мы видим, что регион не продаёт какой-то один товар. Вы знаете, что есть территории, производящие в массе своей один продукт - например, некоторые регионы Северо-Западного федерального округа сконцентрированы на лесопромышленном комплексе, поэтому им тяжелее было восстанавливаться после запрета Европы на ввоз российской древесины и продукции деревообрабатывающей промышленности. А во Владимирской области на экспорт в большей степени идёт продукция машиностроения, что отрадно. Вы знаете прекрасно, что в эту номенклатуру входит бытовая техника, всё, что связано с железнодорожным машиностроением, другие сопутствующие вещи. В регионе очень сильна фармацевтическая отрасль: все знают «Генериум». Или взять производство вакцин против болезней животных — в этом сегменте бесспорным лидером является ВНИИЗЖ [Всероссийский центр защиты животных в Юрьевце, бывший ящурный институт, - примечание редакции], и эти вакцины хорошо продаются на мировом рынке. Мы отмечаем хорошие экспортные показатели пищевой и химической промышленности, предприятий по производству строительных материалов. Такая диверсификация международных поставок и обуславливает стабильную динамику экспорта из Владимирской области.

Вы сказали, что во Владимирской области структура экспорта диверсифицирована. Что, все-таки, преобладает?

Это тоже традиционно, с учетом развития производства во Владимирской области. Основу экспорта составляют все-таки товары сельскохозяйственные и продовольственные — это больше трети, почти 40% экспорта на текущий момент.

Очень уверенно показывает рост поставок за рубеж машиностроительная отрасль. Эта продукция, повторюсь, очень разная: железнодорожное машиностроение, бытовая техника и электроника, продукция замечательного Муромского приборостроительного завода и так далее. Не отстаёт и химическая промышленность. Во Владимирская области традиционно работают такие гиганты, как «Дау Изолан». Сюда же можно отнести и производство стройматериалов: и «Ютекс», и «Лауша Файбер». И стекловолокно, которые производят разные компании во Владимирской области, тоже экспортируются. ЛПК (лесопромышленный комплекс) показывает стабильность. Например, ЗАО «Муром» — по крайней мере, с точки зрения внешнеторгового оборота. Все они работают, активно пользуются федеральными мерами поддержки, и мы постоянно с ними на связи. Вот основные, помимо АПК, направления экспорта — машиностроительная продукция, химия, стройматериалы и лесопромышленный комплекс.

Какая география поставок из 33-го региона?

Область находится в сердце европейской части России, и не скажешь, что она территориально тяготеет к разнонаправленному экспорту, а, на самом деле, внешнеторговый оборот осуществляется с разными государствами. Это не только страны ЕАЭС (Евразийского экономического союза), но и дальнее зарубежье — и Египет, и Саудовская Аравия, и Ирак с Ираном. То есть в принципе география тоже разная, и это позволяет перенастроить грузопотоки и здесь диверсифицированность тоже достаточно высокая. Перспективы у владимирских производителей позитивные, им надо просто активно интегрироваться в различные федеральные программы поддержки экспорта, не только финансовые.

А что с экспортом в Центральную и Южную Америку?

К сожалению, во Владимирской области сохраняется та же тенденция, что и по Российской Федерации: в прошлом году все грузопотоки и логистические цепочки с Латинской Америкой в единый момент разорвались. Это объясняется особенностями транспортного коридора: товары отправлялись из портов Северо-Западного федерального округа до европейских портов на перегрузку — в Гамбург, Антверпен и Роттердам; там продукция перегружалась в контейнерах на менее большие суда и направлялась в страны, в том числе Латинской Америки. Так мировая логистика была устроена. Одномоментно все эти логистические пути просто сломались. Стабильными остались только поставки крупнотоннажных грузов - в Российскую Федерацию огромными судами из Латинской Америки идут, например, бананы - из Эквадора в первую очередь. И в сторону Латинской Америки продолжают ходить такие же крупные суда — с минеральными удобрениями, что вполне объяснимо. А для такого разного и диверсифицированного экспорта, как из Владимирской области, сложно найти возможность два, три или четыре контейнера отправить в Латинскую Америку, потому что это будет золотая поставка. Но это — общероссийская тенденция, а не проблема владимирских экспортеров.

IMG_1926.JPG Фото Андрея Кудряшова

Мы только сейчас начинаем стимулировать поставки в Центральную и Южную Америку — формируем отдельную субсидию для экспорта через порты Северо-Западного федерального округа. Пока пытаемся это опробовать на лесопромышленном комплексе, посмотрим, как это будет работать. Субсидия поможет снизить стоимость фрахта - доставки продукции большим морем, большой водой, что позволит нашим экспортёрам быть конкурентными на этих рынках.

Мы надеемся на стабильное восстановление поставок в Латинскую Америку в следующем году, потому что те страны нуждаются в российской продукции. Они, честно говоря, и экономически и политически ориентированы на Россию - это и Аргентина, и Перу, естественно, наши дружественные страны — Венесуэла, Никарагуа. С Мексикой работаем - сейчас открыли там торговое представительство Российской Федерации, которого, кстати, никогда не было. Это прекрасная возможность для того, чтобы напрямую там, даже не совершая путешествие в Мексику, вести переговоры с помощью сотрудников торгового представительства.

Можно ли назвать основного партнера торгового Владимирской области? Какое из государств больше всего закупает нашей продукции?

Не секрет, что в лидирующую тройку входят ближайшие географические соседи и, как мы полагаем, политически ориентированные на Россию страны — Беларусь, Казахстан и Узбекистан. Они на троих принимают на себя без малого две трети экспорта из Владимирской области.

Насколько активно ориентированные на экспорт предприятия Владимирской области пользуются мерами поддержки, которые оказывает Министерство промышленности и торговли? Их приходится убеждать ими пользоваться, или они сами ломятся к вам, а вы от них отбиваетесь?

Можно говорить даже не оценочными категориями, а конкретными цифрами.

Во-первых, Владимирская область внедрила стандарты Российского экспортного центра [РЭЦ]. Управленческая команда региона знакомится с инструментами поддержки, мероприятиями, с услугами, которые предоставляются в части экспорта. В 2022 году более 400 владимирских предприятий получили различного вида поддержку в Минпромторге и Российском экспортном центре. Я считаю, что это — очень хороший показатель. Это говорит о том, что Владимирская область хорошо интегрирована в работу по стимулированию экспорта. Стоит отметить, что, конечно, часть этих предприятий получила не финансовую поддержку: мы говорим о Школе экспорта Российского экспортного центра, о различных аналитических и страновых сервисах, к которым им предоставлен доступ. Субсидии получили пока еще не так много компаний - около двадцати. Это говорит о том, что нам надо здесь больше и эффективнее работать. Несколько дней назад на встрече с губернатором Владимирской области Александром Александровичем Авдеевым я предложил включить регион в «Экспортный акселератор» - совместный проект Минпромторга России и РЭЦ. Для меня Владимирская область - родная, поэтому мне было важно это предложить. И губернатор эту идею поддержал.

Для чего он - «Экспортный акселератор» - нужен? Практически это — ручное сопровождение компаний Владимирской области в части выхода на наши приоритетные рынки в опорные страны и в части получения мер государственной поддержки. То есть в этом проекте будет участвовать каждая компания, которая будет отобрана правительством Владимирской области. Причем мы настаиваем, чтобы это были не те компании, которые и без нас прекрасно работают на экспорт, а именно либо новые экспортеры, либо бизнес, который пока еще не так хорошо продаёт свою продукцию на внешних рынках. Мы по ним будем разбираться: все ли они остаются конкурентоспособными, какие затраты нужно субсидировать, какие виды кредитов им подойдут, в какие страны их продукция должна идти, стоит ли торговых представителей подключать, чтобы они вручную сопровождали те или иные проекты? В этой части можно будет примерно через год оценить результаты.

Сейчас 20 владимирских предприятий получают финансовую поддержку по стимулированию экспорта. Если вдруг к вам обратится 100, и вы увидите, что они все подходят по критериям, которые необходимо соблюсти для получения федеральных субсидий, денег хватит?

У нас нет региональных лимитов по инструментам поддержки экспорта.

Существуют два формата. Первый — отбор претендентов исходя из того, у кого эффективнее экспортный проект. Критерий эффективности очень простой: чем больше экспорта ты дашь на рубль полученной субсидии. Компания нам показывает, что планирует экспортировать столько-то, а денег просит вот столько-то. Мы смотрим, и выстраивается рейтинг проектов от самого эффективного к менее эффективному.

Второй формат — это когда мы всем предоставляем компенсационные субсидии. Так работает, например, возмещение затрат на логистику, на получение сертификатов на внешних рынках, на лабораторные исследования и испытания. Тут, кто первый, тот и успел.

Подчеркну, что есть меры поддержки, которые крайне востребованы, за ними стоят очереди — это льготные кредиты и компенсация затрат на транспортировку. Вот по ним, к сожалению, из года в год не всем хватает лимитов. Здесь компаниям надо быть чуть более эффективными и расторопными. Именно для этого мы и предлагаем регионам участвовать в нашем проекте «Экспортный акселератор», который позволит эти все нюансы работы с субсидиями узнать и быть более успешными при отборе в Минпромторге. Есть меры поддержки, спрос на которые пока полностью покрывают выделенные лимиты бюджетных средств. К ним относятся экспортные кредиты, которые выдает Росэксимбанк, НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), то есть создание новой экспортноориентированной продукции, после продажное обслуживание, выставочная субсидия, компенсация затрат на сертификацию, выставки, бизнес-миссии и так далее. По ним у нас, безусловно, есть еще резерв для того, чтобы удовлетворить все возможные заявки.

Вы говорили, что в 2022 году по сравнению с 2021 годом по объективным причинам спад экспорта был 15%, а сейчас есть тенденция к росту на 10%. Если по итогу 2023 года будет рост 20%, то за минусом 15% падения предыдущего года, то 5% в сухом остатке будет считаться хорошим результатом?

Смотрите, как мы прогнозируем для себя, чтобы было четко понятно. Мы оцениваем ситуацию в целом по России, так как по каждому из 89 регионов сложно выстроить такую стратегию. Но в национальном масштабе мы по нормальному базовому сценарию, согласованному Правительством Российской Федерации, рассчитываем, что восстановительный рост экспорта, то есть возврат к позициям 2021 года, должен произойти к 2025 году.

Вы абсолютно правы, что, если вдруг удастся по итогам 2023 года или уже в 2024 преодолеть объем экспорта 2021 года — это, конечно, будет оптимистичный сценарий. И в этом направлении Владимирская область двигается достаточно динамично. Я говорю, что эти 10% — это текущий показатель уже этого года, который выше среднего. Будем оценивать по итогам 2023 года. Дальше мы планируем, что цикл до 2030 года позволит нам выйти на рост экспортных объёмов порядка 35-40% к 2020 году. То есть после восстановительного роста 2025 года берем еще 5 лет на достаточно интенсивный рост на 30-35-40%.

Недавно в Суздале прошёл Владимирский экспортный форум. Когда можно будет подвести его итоги? Что понятно уже сейчас?

Многие регионы организовывают такие экспортные форумы. Мы, в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, это поддерживаем, потому что лично для меня формат именно региональных экспортных форумов должен помочь добиться следующих результатов - постараюсь сразу охарактеризовать по итогам форума во Владимирской области, удалось это или не удалось.

Первое — это в целом возбуждение и развитие интереса бизнеса к внешней торговле и к экспорту в частности, чтобы довести до бизнеса очень простые, но действительно мотивирующие постулаты:

  • экспорт — это просто;
  • экспорт поддерживается государством;
  • экспорт нужен в целом для развития экономических показателей бизнеса и региона в целом.

Это сработало абсолютно. Мы видели, как участники форума из Центрального федерального округа, а не только из Владимирской области, активно включились в обсуждение вопросов.

IMG_3427.JPG Фото пресс-службы ООО «Титан-Полимер»

Второе — это повышение грамотности наших экспортеров в части мер поддержки, расширение их знаний о целевых рынках, о логистических направлениях, о возможностях расчетов, которые сейчас требуются для того, чтобы быть успешными, и о том, к кому вообще обратиться, чтобы тебя кто-то поддержал. Эта задача тоже абсолютно точно решена.

Третье, что для меня, наверно, самое главное, пусть и эгоистично сказано, — это получение обратной связи от компаний в части действующих мер поддержки и в части тех пробелов, где мы еще недоработали. То есть, нам нужна здоровая критика и конструктивные предложения на предмет того, что и где еще необходимо доработать.

Мы с Российским экспортным центром за два дня работы Владимирского экспортного форума зафиксировали более двухсот предложений: чем нужно дополнительно помочь, какие меры поддержки перестроить? Для меня это - самый главный результат, который заставляет скорректировать план работы на текущий год.

А какие были критические замечания в адрес Минпромторга?

Низкая доступность отдельных субсидий, например. Мы это абсолютно спокойно признаём. Взять, допустим, транспортную субсидию. В прошлом году, с учетом того, что компаниям деньги нужны были очень быстро, чтобы компенсировать возросшие в разы логистические затраты, мы специально отошли от отбора экспортных проектов и сделали выплаты в компенсационном характере. То есть, компании приходили, подавали документы, получали деньги. Все было очень просто и быстро. Это действительно была такая антикризисная мера, но те компании, которые сейчас встали на ноги, говорят: «Я готов подписаться под экспорт. У меня очень эффективный проект. Почему я, подав на месяц позже документы, потому что у меня поставка была на месяц позже, проиграл компании, которая подала на месяц раньше, но ее поставка для бюджета менее эффективна? Это же несправедливо». Такая критика абсолютно правильно звучала в наш адрес. Это говорит о том, что бизнес адаптировался к ситуации, и можно уже возвращаться к конкурсам и отборам. Мы сейчас об этом думаем. Я надеюсь, что правительство нас поддержит в том, чтобы в 2024 году вернуться к отборным механизмам при предоставлении транспортных субсидий. Такая здоровая и обоснованная критика безусловно нужна.

Возглавляемый вами департамент ещё занимается и импортом. Во Владимирской области импорт по-прежнему превалирует над экспортом? В каких пропорциях?

К сожалению, пока да. Баланс внешней торговли во Владимирской области - в сторону импорта, в том числе импорта в первую очередь той же машиностроительной продукции. Понятно, что это - станки, оборудование, которые поступают из дружественных стран - Китая и Турции. Но в данном случае можно говорить и об усилении инвестиционной активности наших компаний, потому что оборудование, производственные линии и станки приобретаются для развития производства, что, собственно говоря, хорошо.

Баланс в сторону импорта объясняется тем, что Владимирская область не богата железными рудами, производством минеральных удобрений, которые позволили бы этот баланс в сторону экспорта перевернуть.

Вместе с тем, с 2022 года мы работаем над поддержкой приоритетного импорта. Компаниям стало сложно покупать европейское оборудование, комплектующие, запчасти, химические элементы или соединения, которых нет в РФ по объективным причинам, поэтому мы стимулируем только такой импорт - критический или приоритетный, если хотите. Как только российское производство налаживает импортозамещение той или иной продукции, мы прекращаем поддержку такого импорта. У нас в приоритете все-таки протекционизм, защита внутреннего рынка, чтобы не перенасытить рынок тем, что мы сами умеем производить. И Минпромторг России внимательно следит за этим.

В Минпромторге есть информация, что предприятия с иностранным участием, которые работают во Владимирской области, собираются свернуть работу?

Я скажу так. Минпромторг безусловно в ежедневном режиме мониторит всю активность иностранного бизнеса на территории России и держит руку на пульсе при желании иностранного бизнеса прекратить работу на внутреннем рынке. Надо сказать, что по стране таких примеров много. Мы их считаем позитивными, как это ни странно.

Мы же все делаем цивилизованно: ни одно предприятие с иностранным участием не было национализировано; ни на одном из них безвозмездно или принудительно не было прекращено право собственности иностранного инвестора. Как все знают, на многих российских заводах, например, в Бельгии или в Литве властями введено внешнее управление и прекращен доступ представителей российских собственников на российские же заводы. Мы такого не делали, это — не наш путь. У нас отечественные инвесторы приобрели огромное количество предприятий с действующими прекрасными производственными линиями, командами, компетенциями и технологиями. Сейчас мы сами производим то, что нам нужно, на своей же родной земле. Так вот, поэтому надо просто, чтобы и вы, и читатели четко понимали, что это — позитив. Наша позиция такая.

Надо отметить, и вы это тоже видите, что большое количество иностранных инвесторов продолжило работу в России. Применительно к Владимирской области лишь один пример приведу: индустриальный парк в Ставрово в Собинском районе - много иностранных инвесторов и все продолжают работать.

Из Владимирской области нет массовых заявлений от компаний с иностранным участием об уходе с рынка. Это, кстати, говорит о том, что бизнесу комфортно и выгодно работать на таких условиях. Только плюс региону.

Перед теми, кто остался, надо будет шляпы снимать?

Шляпы можно снимать много перед кем, но самое главное в том, что мы продолжаем поддерживать производителей и предприятия с иностранным участием. Защищаем, например, их право интеллектуальной собственности в отличие от тех, кого включили в параллельный импорт. Все наши инвесторы, независимо от страны происхождения, получают полную поддержку государства и защиту всех их прав. Будем продолжать так работать и впредь. Еще раз повторюсь, если кто-то из них захочет продать производство, мы подберем инвестора, желающих много, и точно сохраним коллективы и продолжим производить продукцию.

Насколько реально и в какой перспективе добиться того, чтобы во Владимирской области соотношение импорта-экспорта достигло «50 на 50»?

Такое, наверно, возможно, только я не могу сказать, насколько это вероятно. Я бы не стал делать оптимистических прогнозов. Почему? Таких объемных типов экспортоориетированных товаров вроде металлургической продукции и минеральных удобрений во Владимирской области просто нет, поэтому сложно будет перекрыть импорт. Это — просто объективная ситуация. Конечно, было бы просто идеально, если предприятия из Владимирской области могли бы (и хотели) покупать не в Китае оборудование, а внутри страны. Я думаю, что на пятилетнем горизонте планирования мы должны этот баланс как минимум вдвое улучшить в сторону экспорта.

Текущее соотношение экспорта к импорту 1 к 2,5 не говорит о том, что во Владимирской области что-то ненормально с экономикой. Это просто следствие такой структуры внутреннего регионального продукта. Вместе с тем, как мне кажется, именно для Владимирской области, с учетом отсутствия экспортируемых природных ресурсов и перерабатываемой продукции, движение к тому, чтобы этот баланс стал, условно, 1 к 1,5, будет огромным достижением для экономики региона. Я думаю, что этого можно будет добиться за пять лет.

***

Для справки

Роман Андреевич Чекушов родился 1 июня 1987 года во Владимире.

В 2008 году окончил Владимирский государственный гуманитарный университет по специальности юриспруденция; в 2011 году - Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации, специальность – экономист.

В 2006 – 2007 годах работал консультантом Владимирского городского ипотечного фонда.

В 2008 году – старший юрисконсультант филиала ОАО «Банк УРАЛСИБ» в городе Владимир.

В 2009 - 2013 годах - консультант, юрист государственно-правового комитета Администрации Владимирской области.

В 2013 - 2017 годах - начальник правового отдела, аудитор Счетной палаты Владимирской области.

В 2017 - 2019 годах - генеральный директор ООО «Юрьев-Польский мясокомбинат».

В 2019 - 2020 годах - начальник управления отраслевого развития ФГБУ «АГРОЭКСПОРТ».

В 2020 - 2021 годах - директор Департамента развития экспорта продукции АПК Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

С 2021 года – по настоящее время - директор Департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Действительный государственный советник 3 класса.

Роман Чекушов также активно занимался общественной деятельностью — в разные годы был председателем Молодежного парламента города Владимира, председателем правового комитета молодежного парламента Владимирской области, помощником председателя владимирского городского совета народных депутатов, помощник первого заместителя председателя, затем - председателя Законодательного Собрания Владимирской области.

С 2013 года – член Ассоциации юристов России.

Финалист Всероссийского конкурса управленцев «Лидеры России» (2019 год).

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.