1 апреля 2018 года функции одного из гарантирующих поставщиков электроэнергии во Владимирской области были переданы от филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» («Владимирэнерго») компании «Энергосбыт Волга» (ООО «ЭСВ»), входящую в группу «Интер РАО». Генеральный директор ООО «ЭСВ» Александр Москвитин в интервью Зебра ТВ сообщил о том, что в структуре «Интер РАО» возглавляемое им предприятие входит в тройку лидеров по эффективности.
Москвитин также рассказал, что потребители (в основном ресурсоснабжающие предприятия и управляющие компании) накопили долгов за электричество на общую сумму около 2 миллиардов рублей. При этом в «Энергосбыт Волга» отключение должников от электроэнергии считают крайней мерой.
Александр Москвитин предложил потребителям переходить на электронные квитанции, чтобы экономить ресурсы — «Энергосбыт Волга» обслуживает 450 тысяч лицевых счетов, более 47 тысяч из которых уже приходят клиентам по электронной почте.
Генеральный директор ООО «ЭСВ» назвал Владимирскую область продвинутой в плане внедрения сберегающих технологий и рассказал о выгоде энергосервисных контрактов для поставщика электричества и для муниципалитетов.
***
1 апреля исполняется четыре года как «Энергосбыт Волга» начал работать в статусе гарантирующего поставщика электроэнергии во Владимирской области. С какими показателями предприятие подошло к этой дате? Какие объемы поставленной потребителям электроэнергии? И сколько у вас людей работают?
Почти 500 человек. Людей, которые непосредственно работают с физическими и юридическими лицами в клиентских офисах в Коврове, Судогде, в Муроме, в Петушках, в Александрове, в Карабанове и других городах - около 200 человек. Ещё примерно столько же — это сотрудники IT-подразделения, управленческий персонал, то есть работники, которые занимаются расчетами, претензионно-исковой работой, техническим аудитом или развитием коммерческих сервисов.
За четыре года компания развила как компетенции своего персонала, так и сервисы, которых раньше не было в регионе. Надо отметить, что на территории Владимирской области присутствуют два гарантирующих поставщика электроэнергии. Есть и некоторые независимые сбытовые компании, но они работают с потребителями через оптовый рынок.
Наш годовой оборот товарной продукции составляет 19,5 миллиардов рублей, и, естественно, мы с него платим налоги в региональный бюджет, так как мы зарегистрированы здесь - во Владимирской области.
Можно отметить, что наш объем рынка немного снизился за 2021 год. Это связано с тем, что ряд наших крупных клиентов, у которых ровный график загрузки, ушли на оптовый рынок. У них есть возможность точно планировать свое потребление, чтобы не откланяться на балансирующем рынке и не платить повышенную стоимость за эти отклонения.
Как во Владимирской области обстоят дела с энергопотреблением — его объёмы растут или падают?
В нашей зоне присутствия на протяжении двух лет мы фиксируем постоянный существенный рост электропотребления. С чем это связано? Во-первых, не забываем о климатических изменениях, достаточно холодной зиме и теплом лете. Это частично спровоцировало рост электропотребления. Вторая часть — это та работа, которая проводится «Владимирэнерго» (филиалом МРСК «Центра и Приволжья») по замене приборов учета. Устанавливаются интеллектуальные приборы учета, «Фобосы», которые дистанционно снимают показания. Эта системная и масштабная замена приборов учета позволила сократить потери электроэнергии и избавиться от воровства. Несомненно, во всем есть какие-то проблемы. Где-то что-то выходит из строя. Клиенты к нам обращаются, мы реагируем, передаем информацию сетевикам, которые оперативно устраняют неисправности. Техника есть техника, она не бывает без сбоев. Но мы видим, что у нас потребление у населения существенно увеличилось.
Кроме того, давайте не будем забывать, в каких условиях мы жили последние два года - пандемия, дистанционный режим работы на большом количестве предприятий и организаций. Однако полезный отпуск электроэнергии у нас в этот период не снизился по отношению к 2019 году. Это говорит о том, что предприятия функционировали.
Надеюсь, что мы будем стабильно прирастать новыми объемами потребления, развиваться, потому что здоровая бизнес-среда для нас — это хорошие взаимоотношения с партнерами и понятная финансовая составляющая того, как нам жить.
Как много потребители накопили долгов за электроэнергию?
К сожалению, растёт дебиторская задолженность за поставленную электроэнергию - и текущая, и просроченная. И она уже подошла к 2 миллиардам рублей. Это существенные объёмы. Основная проблема здесь — в ресурсоснабжающих предприятиях и некоторых управляющих компаниях. У нас есть ряд районов, где вопросы организации жизнедеятельности этих компаний пока хронически хромают. Самая болезненная ситуация — в Александровском районе. Но мы вместе с администрацией Владимирской области ищем пути для выхода из создавшейся ситуации. В итоге за, например, 2021 год динамика прироста дебиторской задолженности снизилась на 50%. Она растет, но динамика уменьшилась почти в два раза. Это хороший показатель. Это говорит о том, что ситуация стабилизируется, и мы начинаем контролировать эти процессы.
А население как много должно?
Владимирская область не такая депрессивная, чтобы были серьезные проблемы с платежами населения. Мы обслуживаем примерно 450 тысяч лицевых счетов, и на каждом - либо квартира, либо дом, в которых проживают в среднем по два человека. Получается, что услугу от нас получают около миллиона физических лиц.
Уровень сбора платежей с населения колеблется в зависимости от периода. Понятно, что зимой тратится больше электроэнергии - световой день короче, больше нагрузка на отопительные приборы, соответственно, и счета в этот период больше.
Платежная дисциплина всегда падает в первом квартале, но к концу года клиенты стараются все долги закрыть. Уровень сбора по населению где-то в пределах 99%. Понятно, что он может колебаться от 88% до 98% в зависимости от периода. Среди этих 1-2% должников есть, конечно, маргинальные личности, они не работают и считают, что ресурс должен быть бесплатный, но, к счастью, таких людей — минимальное количество.
В этом мире все взаимосвязано. И нужно понимать, что гарантирующий поставщик — это то связующее звено, обеспечивающее денежными средствами и сетевые, и генерирующие компании. В результате генерирующие компании получают возможность рассчитаться за поставленное им топливо — газ или мазут, а сетевики могут в штатном режиме подготовиться к осенне-зимнему максимуму, провести необходимые ремонтные работы. Если эта цепочка начнет прерываться, возникнет хаос.
Через нас проходят деньги всех контрагентов. Я хочу подчеркнуть, что на протяжении четырёх лет мы ни разу не нарушили своих обязательств по договорам с генерирующими и сетевыми компаниями.
Как часто доходит до отключения должников от электроэнергии?
Наименее затратный для компании и наиболее эффективный вид санкций — это отключение. В некоторых случаях до этого доходит. Намного дороже обходится претензионно-исковая деятельность, потому что это связано с работой юристов, подготовкой документов, временными затратами. Нужно привлекать кредитные ресурсы для того, чтобы ликвидировать финансовый разрыв и исполнить наши обязательства по договорам с генерирующими и сетевыми компаниями. Долги клиентов - это большая нагрузка на предприятие.
Хорошо, что это не такая критичная масса: на 450 тысяч абонентов (физических лиц) количество ограничений в потреблении электроэнергии измеряется всего лишь десятками. Да, мы направляем тысячи уведомлений о грядущих отключениях, и большинство успевает рассчитаться с нами. У нас есть робот, который обзванивает клиентов и предупреждает о задолженности, которую необходимо погасить, потому что люди часто не обращают на это внимание, забывают. И такое напоминание очень хорошо стимулирует, чтобы человек вспомнил и заплатил, не копил долги, которые в будущем будет гасить куда сложнее.
Организации часто отключают от электроэнергии?
Дело в том, что ограничение — это крайняя мера. Каждое отключение электроэнергии — это уменьшение товарной продукции, которую мы продаем, снижение нашей доходной базы. Поэтому мы к таким мерам относимся взвешенно, и ограничений в отношении юридических лиц немного: мы обслуживаем более 11 тысяч юрлиц, и на 1 января 2022 года отключены были менее 90 из них, у которых уже просто край, и им уже невозможно поставлять электрическую энергию. Замечу, что по закону запрещено поставлять электрическую энергию без оплаты. Но в основном с должниками-юрлицами мы ведём претензионно-исковую работу.
Вы практикуете привлечение собственников и учредителей предприятий-должников к субсидиарной ответственности?
В Волго-Вятском округе есть практика привлечения собственников, учредителей и руководителей предприятий-должников к субсидиарной ответственности. Сейчас у нас находится в стадии рассмотрения в судах ряд дел. Надеемся, что в ближайшем будущем мы обязательно до общественности доведем, к чему приводит использование наших денежных средств в каких-то своих целях. А какие это цели — пусть правоохранительные органы дадут оценку, и они иногда это делают.
Насколько легко абонентам заплатить за электроэнергию?
Все дистанционные виды сервиса, которые компания развивает - личный кабинет клиента, мобильное приложение, виджеты на сайте, - позволяют произвести расчёты за электроэнергию без комиссии для наших клиентов. В других местах — в банках или на почте — придётся заплатить комиссию. Мы рекомендуем всем для экономии средств регистрироваться в личном кабинете на нашем сайте и вообще отказаться от получения квитанций на бумажном носителе.
Электронный счет всегда при вас, он никуда не потеряется, он хранится в базе, и вы всегда можете посмотреть историю начислений, и для этого не нужно хранить множество листов бумаги.
И что ещё очень важно: мы участвуем во многих социальных и энергосберегающих акциях. Мы для себя определили вообще приоритетом, что будущее страны - в сохранении ее богатств для наших потомков. Представьте, что мы печатаем 450 тысяч счетов. Сколько деревьев ежемесячно уничтожается для того, чтобы доставить бумажный счет? А ведь этого можно легко избежать, просто зарегистрировавшись в личном кабинете и оплачивая услуги дистанционно.
Как у «Энергосбыт Волга» организована офисная сеть?
На территории Владимирской области работает 4 отделения (Александровское, Ковровское, Владимирское, Муромское). Они управляют работой 19 клиентских офисов. Офисы расположены в крупных населенных пунктах области, и в них через наши терминалы можно оплатить квитанции без комиссии.
В чем выгода для поставщика от реализации энергосервисных контрактов?
Есть федеральный закон об энергосбережении — №261, по которому все участники рынка обязаны заниматься энергосберегающими мероприятиями. Где исполняются энергосервисные контракты? В муниципальных образованиях, где уличное освещение либо отсутствует, либо оно устроено на старых, не энергоэффективных лампах.
Энергосберегающее оборудование дает значительную экономию: оно потребляет меньше электроэнергии и реже нуждается в обслуживании. К примеру, светодиодные лампы потребляют в 4 раза меньше электроэнергии, чем люминесцентные, и примерно в 8 раз меньше ламп накаливания. При том светодиодная лампа в 12Вт дает такой же световой поток, как лампа накаливания в 150Вт. При таких условиях эффект от модернизации освещения достигается достаточно быстро, а окупаемость инвестиций может быть достигнута всего за 3 года.
Суть энергосервисного контракта в том, что мы за свои деньги устанавливаем энергосберегающее оборудование, и за счет экономии организации на свете нам возвращается эта экономия денежными средствами.
Другими словами, ты ничего не вложил, в течение трех лет платишь примерно ту же сумму, которую и раньше платил, но дальше у тебя остается на балансе энергосберегающее оборудование, с помощью которого ты экономишь все время, пока это оборудование работает. Гарантийный срок его службы составляет примерно 7 лет.
Я хочу так сказать: Владимирская область достаточно продвинутая в плане внедрения энергосберегающих технологий - осталось совсем немного районов, где они ещё не применяются.
А почему, если выгода есть для всех, местные главы проявляют инертность?
Каждый глава муниципального района в разных условиях живет и работает — какой-то район побогаче, другой — победнее; кто-то поактивнее, кто-то менее активный. Например, в Покрове был реализован наш первый энергосервисный контракт. Мы успешно заменили 1 077 светильников. В Карабанове, в Ильинском сельском поселении мы тоже провели энергосервисные контракты. Общий объем инвестиций составил около 16 миллионов рублей. И жители, и администрация данных районов увидели существенные изменения в плане качества освещенности, комфорта и экономии для бюджета. Все довольны.
Какие планы у «Энергосбыт Волга» на ближайшее время?
Самое главное для компании — быть максимально удобной для клиентов. Для этого необходимо продвигать различного вида сервисы, быть открытыми, чтобы клиенты могли быстро получить качественную услугу. Она заключается не только в том, чтобы удобно было оплатить услугу, не выходя из дома, но и в гарантированной бесперебойной поставке электрической энергии.
Естественно, мы совершенствуемся. Мы обновляем наш сайт и внимательно относимся к вопросам, которые возникают у клиентов. У нас функционирует свой call-центр, который работает с понедельника по субботу с 8:00 до 20:00, где можно получить информацию о задолженности, задать вопросы, высказать претензии относительно качества поставляемой электрической энергии. Вопросы неизбежно будут возникать. И чем быстрее мы на них будем реагировать, тем более качественную услугу получат клиенты.
Для справки.
Общество с ограниченной ответственностью «Энергосбыт Волга» – гарантирующий поставщик электроэнергии на территории Владимирской области с 1 апреля 2018 года (за исключением зон деятельности гарантирующих поставщиков АО «ВКС» и ООО «Русэнергосбыт»).
ООО «ЭСВ» - девятая энергосбытовая компания, получившая статус гарантирующего поставщика в Группе «Интер РАО».
В настоящий момент клиентская база в зоне обслуживания составляет свыше 11 тысяч предприятий и организаций и около 450 тысяч бытовых потребителей.
Оплатить счет без комиссии, передать показания счетчиков, перейти на электронную версию квитанции, подать обращение или задать вопрос можно в личном кабинете на сайте www.esbvolga.ru или в мобильном приложении «Мой Энергосбыт Волга».
Телефон контактного центра: +7 (4922) 77-30-00 с 8:00 до 20:00, воскресенье – выходной.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.