«Дети — это всё. Сейчас, когда наши мальчики ушли на фронт! Мне даже задают вопрос: а от кого рожать?» - восклицает Татьяна Питиримова, президент общественного благотворительного фонда «МАМА». Татьяна, как о ней говорят коллеги, флагман по работе с материнством во Владимирской области. Её, как и ещё десяток общественников и госслужащих, пригласили на совещание в аппарат детского омбудсмена на тему «Как предотвратить аборты, помочь женщинам, попавшим в трудную ситуацию».
Военная спецоперация на Украине побудила российские регионы всерьёз задуматься над проблемой демографии. На днях депутаты внесли в Госдуму законопроект против пропаганды идей «чайлдфри». Норма предусматривает запрет на распространение среди несовершеннолетних информации, «пропагандирующей добровольный отказ от рождения детей». Инициатива видится дополнением к запрету пропаганды ЛГБТ и смены пола, подписанному президентом Путиным в декабре прошлого года. На этом фоне во Владимирской области «с новой силой» заговорили о пропаганде семейных ценностей.
Противники абортов подкрепляют остроту проблемы фактами: по официальным данным, в России за год проводят 500 тысяч абортов, по неофициальным – от одного до пяти миллионов абортов. Данные озвучили представители московского кризисного центра «Дом для мамы» православной службы помощи «Милосердие».
«Внушать» молодёжи семейные ценности можно по-разному. Руководитель московского фонда «Дом для мамы» Мария Студеникина предлагает улучшать условия получения помощи в женских консультациях и родильных домах, а также повышать квалификацию психологов доабортного консультирования. Нередко клиники экономят на этих специалистах, и фонд «Дом для мамы» готов за счёт благотворителей оплачивать работу психологов там, где не хватает бюджета больницы. По подсчётам фонда, консультации с психологом могут предотвратить до 20% абортов, стоимость спасения одной детской жизни в результате доабортного консультирования составляет около 10 тысяч рублей.
Альтернативный метод борьбы за рождаемость – налог на бездетность. Такой способ решения проблемы позаимствовала из советской практики председатель Союза женщин города Владимира Галина Карташова. В СССР налог на бездетность ввели в первый год Великой Отечественной войны, в ноябре 1941 года. В 2023 году такой метод вызывает сомнения – а поможет ли?
Кроме семьи, вину возлагают и на массовую культуру. Участники круглого стола в унисон сетовали на кино и телевидение, полное разврата, а еще интернет, в котором можно найти буквально всё о сексе и половом воспитании. «Надо цензурировать, хотя бы СМИ», - прозвучал вердикт. Но цензура не в компетенции ни детского омбудсмена, ни союза матерей.
Владимирские противницы абортов планируют возобновлять лекции для школьников и студентов, благодаря которым, как они ожидают, девочки захотят рожать детей, а мальчики перестанут бросать своих невест. В этом им готовы помочь в московском фонде «Дом для мамы». Психологи фонда утверждают: уже после первого 45-минутного урока дети меняют своё мировоззрение и, вместо «наслаждения жизнью», ключевой ценностью выбирают «создание семьи».
Ранее такие лекции уже проводились во владимирских школах, а в целях контроля за здоровьем детей были созданы «дневники девочки и девушки». В администрацию Владимирской области направляли предложения внедрить единую программу «Семьеведение» в школе, но ответа не добились.
«Мы этим занимаемся около 10 лет, но у нас нет таких финансовых возможностей. Начали мы с того, что взяли одну школу, очень большую, и провели там огромную работу: выявили, какие заболевания и психологические проблемы есть у наших детей. И прежде всего мы создали дневники здоровья девочки и девушки. От 10 до 14 лет и с 15 до 18. Он был для девочки и для мамы. В своё время за эти дневники меня полоскали, как только могли, кричали, что я заглянула в трусы девочкам. Это вообще был ужас и кошмар, хотя меня благословили в Епархии на создание этих дневников.
И тогда мы разработали интерактивные лекции "Основы счастливой семейной жизни". Их разработали наши психологи на основе материала Епархии. Мы 6 лет получали областные субсидии, проводили в школах. Мы добились того, что сделали пилотный проект в 46 школах.
Мы написали большой проект "Семьеведение", я его дала нашему губернатору, когда он ещё только баллотировался, он его положил, хорошо, если под сукно, а не в корзинку. Мы проделали большую работу, но, к сожалению, а воз и ныне там. Хорошо, когда жёны губернатора в этом участвуют. У нас жена губернатора нигде не засветилась ещё, может быть, мы её тоже сможем к этому привлечь, и тогда привлечём и финансы», - утверждает Татьяна Питиримова.
Выдвинули на совещании и законодательную инициативу. В ходе контрольных закупок в шести пилотных регионах страны было обследовано 120 частных клиник, и в 85% организаций аборты готовы были сделать на любом сроке без необходимых документов и анализов. Необходимо законодательно ограничить доступ клиникам к проведению абортов, - предложила Мария Студеникина. Для этого можно выступить с инициативой регионального законопроекта, который бы приравнял операцию по прерыванию беременности к операциям высокого риска. Разрешение на проведение таких операций есть не у всех клиник.
Противницы абортов заявили о необходимости ремонтировать роддома и женские консультации. Многие из них сейчас «не выглядят как место, где тебе окажут помощь». Вместе со штукатуркой менять нужно и отношение врача к пациенту. В рамках пилотного проекта «Репродуктивное здоровье» Минздрав России направил в семь регионов речевые рекомендации. Это список доводов, которые врач может привести пациентке, если она обратилась с намерением сделать аборт.
Например, если девушка до 18 лет планирует прервать беременность по причине собственной психической незрелости, врачу следует ответить:
Если же девушка боится рожать, потому что осталась одна, её ждёт такой ответ:
В кризисном центре «Дом для мамы» уверены, что для беременности и родов у современной женщины нет никаких препятствий. В центре оказывают гуманитарную, юридическую и психологическую помощь сотням матерей по всей стране. В России существуют 80 приютов временного пребывания для матерей, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации. И даже оказаться в приюте, но с ребёнком, по мнению защитниц материнства, куда лучше, чем пойти на «убийство».
Во Владимирской области конкретных мер по борьбе с абортами пока не разрабатывают, но планируют проверить оказание в больницах медико-социальной помощи. Если окажется, что психологов доабортного консультирования не хватает, за содействием обратятся в московский кризисный центр. Семейный культпросвет в школах введут, если получат поддержку от главы региона. Впрочем, пока одни обвиняют детей в свободе выбора, другие замечают, что после пребывания в роддоме это место вызывает у них не радость рождения новой жизни, а беспокойство и даже страх. «Я каждый раз крещусь, когда прохожу мимо, зная, что там внутри происходит», - заявил на круглом столе представитель религиозного сообщества. Это заставляет задуматься над тем, с чего стоит начинать работу по повышению рождаемости – с запретов, пропаганды или реформирования системы здравоохранения.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.