На помощь исчезающему Владимирскому тяжеловозу пришёл туристический бизнес

Во Владимирской области презентовали туристический маршрут «Уникальные путешествия к Владимирскому тяжеловозу». Проект призван повысить популярность известной во всем мире породы лошадей и не дать виду исчезнуть
СПЕЦПРОЕКТЫ Автор: 29 июля, 17:41 5055

Впервые в истории уникальные владимирские конюшни, в которых сосредоточен основной генофонд породы Владимирского тяжеловоза, стали объектами тематических программ для туристов со всей России. Местный бизнес создал первый во Владимирской области туристический маршрут, чтобы помочь знаменитой породе не потерять своего имени и численности поголовья.

SKRVC0007-0581.jpg
SKRVC0007-0592.jpg

Туристический маршрут «Уникальные путешествия к Владимирскому тяжеловозу» включает в себя три исторических центра воспроизводства лошадей, созданных для работы на «тяжёлых» почвах Ополья. Это родина Владимирского тяжеловоза - Дворцовый конный завод в Гаврилов-Посаде Ивановской области, государственная заводская конюшня имени В. И. Фомина во Владимире и племенной конный завод «Монастырское подворье» в Юрьев-Польском.

SKRVC0007-0895.jpg
SKRVC0007-0979.jpg
SKRVC0007-1281.jpg

Сейчас, когда на полях работают не лошади, а машины, Владимирский тяжеловоз почитаем и любим не за свои тяжелоупряжные качества, а за дружелюбие, флегматичный характер, статный экстерьер и впечатляющую грацию. Эта универсальная порода, официально зарегистрированная в 1946 году, подходит как для езды верхом, так и для работы в упряжи. Поэтому Владимирских тяжеловозов с энтузиазмом покупают коневоды со всей России и за рубежом. Однако не всем племенным хозяйствам удаётся прочувствовать на себе престиж и успех владимирской породы.

SKRVC0007-1299.jpg

Сегодня в России всего около 600 Владимирских тяжеловозов. Треть генофонда приходится на племенной конный завод «Монастырское подворье» в Юрьев-Польском, это более 140 лошадей и 7 из 9 генетических линий породы. С начала двухтысячных годов, когда огромное поголовье осталось без государственного финансового обеспечения, племенное хозяйство стало работать в убыток. Конюшня продолжает проводить качественную селекционную работу, поддерживать генетическое разнообразие и сохранять статус племенного завода, однако кормить лошадей приходится в долг. В этом году цены на сено и корма значительно повысились, в том числе из-за удорожания топлива, запчастей сельхозтехники, а покупать лошадей люди готовы лишь за прежний ценник. Именно поэтому помочь сохранить уникальную породу решили и за счет туризма.

«Максимальная селекционная работа, которая ведётся с владимирскими тяжеловозами, здесь [в «Монастырском подворье»] наиболее глубокая, наиболее профессиональная. Задача – вовлечь владимирского тяжеловоза в туристический оборот, чтобы были экономические предпосылки для владельцев этих лошадей их содержать. Если нет помощи государства, надо искать другие пути.

Поэтому одно из направлений – туристический маршрут. Когда сюда поедут люди, будут проводить экскурсии, появится дополнительный доход, появится интерес, возможность. За счёт создания престижа данной породы вырастет цена этой лошади в продаже. Сегодня с точки зрения рынка эта порода недооценена – продаётся в два раза дешевле, чем она реально стоит. Поэтому наша задача – поддержать и помочь этой конюшне, чтобы она не потеряла то национальное достояние, которое у нас есть», - рассказал автор проекта, предприниматель Игорь Кехтер.

SKRVC0007-1173.jpg
SKRVC0007-1280.jpg
SKRVC0007-1189.jpg
SKRVC0007-1252.jpg

Сейчас «Монастырское подворье» - это табуны мощных и грациозных тяжеловозов в ландшафтах бескрайних владимирских полей. Лошади спокойно и добродушно относятся к человеку, дают себя погладить и обнять. Особенно общительны жеребята - они только и рады полюбопытствовать, что такое человек.

SKRVC0007-1182.jpg
SKRVC0007-1283.jpg
SKRVC0007-1287.jpg

На маршруте туристам предлагают не только познакомиться с лошадьми, но и нарисовать их. В Государственной заводской конюшне имени В.И. Фомина в городе Владимире будут проводить художественные мастер-классы по написанию владимирских тяжеловозов с натуры. Принять участие в них смогут как новички, так и опытные художники. Средства от продажи картин направят на помощь лошадям в «Монастырском подворье» в Юрьев-Польском.

SKRVC0007-0622.jpg

В госконюшне в городе Владимире сейчас 51 лошадь, из них 8 жеребят. Раньше хозяйство специализировалось на жеребцах-производителях, но за пять с половиной лет специалисты смогли собрать поголовье конематок и теперь претендуют на статус племенной фермы. Лицензию планируют получить в следующем году. Это позволит увеличить численность породы и приумножить прибыль предприятия.

SKRVC0007-0665.jpg

SKRVC0007-0594.jpg
SKRVC0007-0837.jpg
SKRVC0007-0819.jpg
SKRVC0007-0733.jpg
SKRVC0007-0783.jpg
SKRVC0007-0672.jpg
После несчастного случая, когда из-за сильной жары пала одна из особо ценных кобыл и ее жеребенок, в конюшне во Владимире установили вентиляционные системы. По-прежнему нерешённой остаётся другая проблема – земельные переделы вокруг заводской конюшни лишили лошадей площадки для тренинга. Таким крупным и мощным животным обязательно нужно двигаться. Найти новое место, где можно было бы разместить 800-метровую дорожку для тяжеловозов и конкурное поле для соседней конно-спортивной школы, властям Владимирской области пока не удаётся.

SKRVC0007-0743.jpg
SKRVC0007-0699.jpg
SKRVC0007-0755.jpg
SKRVC0007-0751.jpg
SKRVC0007-0849.jpg

А на родине Владимирского тяжеловоза – в Дворцовом заводе, построенном ещё при Екатерине II в Гаврилов-Посаде, лошадей нет уже давно. Племенное хозяйство открыли на соседней территории, там сейчас около 100 голов тяжеловозов. Но и Дворцовый завод скоро услышит топот копыт: на территории обустраивают манеж для будущего конного театра.

SKRVC0007-0980.jpg
SKRVC0007-0994.jpg

В двухсотлетнем здании екатерининской эпохи развернулся музейно-дегустационный центр. Туристам предлагают окунуться в гусарскую культуру – принять участие в стилизованной программе, попробовать традиционные напитки и еду, «примерить» на себя обычаи тех лет. Здесь учат открывать шампанское настоящей гусарской саблей возрастом в 150 лет и готовить жжёнку – напиток из шампанского, рома, вина, коньяка, фруктов и сахара. После застольных песен и сытного гусарского обеда туристам предлагают расположиться в гусарских палатках. Это имитация настоящего гусарского лагеря, обустроенного внутри по всем правилам современных круглогодичных гостиниц — со всеми необходимыми для комфортного отдыха коммуникациями.

SKRVC0007-1060.jpg
SKRVC0007-1017.jpg
SKRVC0007-1001.jpg
SKRVC0007-1010.jpg
SKRVC0007-1025.jpg
SKRVC0007-1040.jpg
SKRVC0007-1067.jpg
SKRVC0007-1071.jpg

Туров к Владимирскому тяжеловозу несколько – разной ценовой категории. Самый дорогой рассчитан на туристов из Москвы и представляет собой трёхдневную поездку с ночёвкой в местных гостиницах и гусарском лагере. Ранее задумывалось, что от точки к точке туристы будут добираться на повозках, запряжённых лошадьми. Эту идею не смогли осуществить из-за ужесточения правил гужевых перевозок, поэтому трансфер осуществляют на микроавтобусах.

«Во Владимирской области нет бренда туристического маршрута. Есть бренд «Золотое кольцо», но это не владимирская история. Но есть как минимум две международные истории, которые знают все. Это Суворов, он был первым командиром Суздальского полка и первым командиром Владимирской дивизии, и свою «Науку побеждать» он начинал писать здесь, на суздальской земле. (Гаврилов-Посад в своё время относился к Суздальскому уезду Владимирской губернии.) И владимирский тяжеловоз. Это те истории, которые мы взяли за основу.

С точки зрения комплексного туристического маршрута, у нас здесь всё есть. Есть, что посмотреть, вкусно поесть, вкусно попить, поучаствовать в стилизованной программе, сладко поспать, утром проснуться, выйти на речку, посмотреть на владимирского тяжеловоза, улыбнуться жизни, сказать, как она прекрасна, и поехать отдыхать дальше» - рассказал Игорь Кехтер.

SKRVC0007-1293.jpg
SKRVC0007-1271.jpg
SKRVC0007-1306.jpg
SKRVC0007-1107.jpg

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.