Урбанистическая трансформация по-владимирски

Сооснователь общественного движения «Владимир будущего», урбанист Артём Черней специально для Зебра ТВ рассказывает о главных, по его мнению, событиях и решениях в городской жизни Владимирской области, эффект от которых мы будем ощущать ещё много лет
СПЕЦПРОЕКТЫ Автор: 3 января, 10:40 8030
Итоги 2023
Нейросетевое изображение центральной улицы Владимира из телеграм-канала «Чей-то дрон»

Российские города, несмотря на санкции из-за специальной военной операции, продолжают развиваться и обновляться: открывают общественные пространства, объявляют транспортные реформы, проводят архитектурные конкурсы. Владимирская область — не исключение. По просьбе Зебра ТВ сооснователь общественного движения «Владимир будущего» Артем Черней вспомнил наиболее важные урбанистические события, произошедшие в регионе в 2023 году.

Платные парковки

15 декабря в Суздале заработало платное парковочное пространство, включающее 850 мест на Красной площади, у Покровского монастыря, на улицах Васильевской, Виноградова, Ленина, Пушкарской и Энгельса. Его запустили с третьей попытки — из-за большого спроса на резидентские абонементы, которые дают местным жителям и предпринимателям льготы при оплате парковки. Проект обсуждали с 2016 года, но только надвигающееся 1000-летие города помогло его реализовать.

Одновременно о платном парковочном пространстве на центральных улицах заговорили и во Владимире. Глава города Дмитрий Наумов провёл несколько совещаний с профильными специалистами, Совет народных депутатов внёс базовые параметры парковок в муниципальные правила благоустройства, но конкретики за прошедшие с первого анонса полгода так и не появилось. Предварительно известно, что речь идет о 893 платных местах в столице Владимирской области.

foto_Suzdalparkingagain.jpgФото Бориса Пучкова

Почему это важно. Платные парковки — зарекомендовавший себя инструмент регулирования дорожного движения. Они снижают общую нагрузку на уличную сеть; увеличивают пропускную и провозную способность городских дорог; успокаивают трафик и, как следствие, повышают безопасность всех участников дорожного движения; приносят дополнительные деньги в бюджет. Создание платных парковочных пространств во Владимирской области нельзя не приветствовать.

Однако инструмент эффективен только в том случае, если город может предложить автомобилистам надежный общественный транспорт, развитую велосипедную инфраструктуру, доступную пешеходную среду и то, что правила дорожного движения соблюдаются неукоснительно, а наказание за их нарушение — неотвратимо. Развитие сети платных парковок способно в лучшую сторону изменить облик Владимира и Суздаля, но при условии, что проект не будут рассматривать в отрыве от остального городского пространства.

Брендирование территорий

За прошедший год мы увидели две попытки сформировать локальные бренды. В конце августа администрация города Владимира показала концепцию «В ладу и мире», которую разрабатывала на протяжении двух месяцев, а в декабре студия известного московского дизайнера Артемия Лебедева представила айдентику тысячелетия Суздаля. Обе работы восприняли неоднозначно: первую - раскритиковало профессиональное сообщество, вторая же - нашла как сторонников, так и противников.

Подпись видео
Подпись видео

Почему это важно. Иногда кажется, что про Владимирскую область не нужно никому отдельно рассказывать — богатый исторический бэкграунд и близость к Москве будто делают регион известным по умолчанию. Это не так. Думаю, не сильно ошибусь, если скажу, что половина жителей России даже не представляет, где находится Владимир, и вряд ли когда-то слышала про Меленки или Красную Горбатку. А без продвижения не будет туристов, инвестиций, прироста жителей.

Бренд сам по себе не делает город узнаваемым, но упрощает коммуникацию с внешним миром, формирует определённую репутацию. Лучшее всего понятие бренда описал Forbes еще в 2012 году:

«Это странная сущность, лежащая между впечатлением жителей (идентичностью) и взглядом гостей (образом). Как правило, он имеет визуальное выражение — девиз, логотип, фирменный стиль — и имеет смысл прежде всего тогда, когда связан со стратегией развития».

Один из самых успешных примеров брендирования последних лет демонстрирует Нижний Новгород, который активно позиционирует себя в качестве столицы закатов. Город не просто создал интересную и романтическую историю, но и всеми силами транслирует её: выпускает красивые видеоролики, оформляет фирменные вагоны в метро мегаполисов. Опытом соседей можно и нужно вдохновляться, чтобы создавать что-то своё.

Обновление общественного транспорта

По словам губернатора Александра Авдеева, развитие пассажирских перевозок — один из приоритетов правительства Владимирской области. Региональные власти потратили приблизительно 3 миллиарда рублей на обновление подвижного состава в муниципалитетах. Две трети расходов пришлись на Владимир. Летом областной центр получил 4 новых троллейбуса, 40 газомоторных и 60 дизельных автобусов большого и среднего класса вместимости.

Почему это важно. Впервые за долгие годы обновление общественного транспорта во Владимире обсуждалось комплексно, а не в контексте отдельных маршрутов и перевозчиков. Прошлым январем глава города Дмитрий Наумов анонсировал реформу рынка, а весной мэрия заказала схему организации транспортного обслуживания населения (КСОТ). Власти, наконец, признали, что, кроме подвижного состава, менять надо и как минимум маршрутную сеть.

Общественный транспорт — это не акт милосердия по отношению к горожанам, которые не могут позволить себе личный автомобиль, а полноценный социальный сервис, как электроснабжение или водоотведение. От того, насколько надежны и комфортны автобусы и троллейбусы, зависит масштаб пробок и экологическая обстановка, экономика частных предприятий и города в целом, туристическая привлекательность, безопасность дорожного движения.

Обновление подвижного состава, увы, стало пока единственным актом реформы. Ждём следующих шагов. Правда, заявление начальника областного УГИБДД о том, что городские дороги не приспособлены для выделенных полос (без которых новые автобусы будут стоять в пробках так же, как и старые), не внушает оптимизма. Последние события — тоже: мэрия не будет публично обсуждать КСОТ, один из перевозчиков покинул рынок, ещё двое готовятся на выход.

Споры вокруг парка «Дружба» и старых садов на Мира

В феврале администрация города Владимира вынесла на общественные обсуждения проект застройки четырех микрорайонов, прилегающих к лугопарку «Дружба». Мэр Владимира Дмитрий Наумов пообещал, что развитие территории не затронет природную зону, однако активисты опровергли его слова. Оказалось, что через земли гослесфонда предполагается проложить дорогу, на месте скотомогильника запланирована школа, а на входе в парк — вырубка деревьев.

Инициативная группа защитников «Дружбы» собрала несколько тысяч подписей за пересмотр планов застройки, записала видеообращение к президенту России Владимиру Путину. Мэрия отправила проект на доработку. Незадолго до сентябрьских выборов в ЗакСобрание кандидат от «Единой России» Павел Кутузов представил новую концепцию благоустройства «Дружбы». То же сделал и его оппонент, кандидат от КПРФ Иван Ростовцев.

Похожий конфликт возник весной, когда мэрия Владимира выставила на торги проект очистки и берегоукрепления прудов в старых садах на улице Мира. Из технического задания на разработку документов следовало, что нижний пруд в юго-восточной части парка засыпят, а на его месте организуют входную группу и парковку. Горожане и урбанисты были против; сохранить пруд просил и Владимирский рыболовный клуб. Техзадание переделали.

Впрочем, в августе городские власти заказали работы по проектированию и строительству дороги, которая пройдет по южной границе старых садов и соединит Лыбедскую магистраль с улицей Пушкарской. Общественники изучили документы и пришли к выводу, что нижний пруд все-таки ликвидируют — иначе для проезда просто не будет места. Планы не понравились жителям окрестных домов, но их возражения в администрации города в расчёт не приняли.

DSC_0397.jpg Парк Дружба
XVIII-8480.jpg Один из прудов в садах за ДТЮ

Почему это важно. Нормальная коммуникация между властями и жителями способствует гармоничному развитию города. Когда первые доходчиво объясняют, что делают, а вторые понимают смысл преобразований, большинство вопросов отпадает само собой. Во Владимире спокойный диалог на равных пока не выстроен, а потому вырубки деревьев, изменения автобусных маршрутов и другие более глобальные вопросы часто становятся неприятным сюрпризом.

Постоянные конфликты и фактическая отмена общественных обсуждений явно не идут Владимиру на пользу. Горожане перестают воспринимать город как что-то своё, ограничивая уровень своей ответственности и заинтересованности дверью личной квартиры. Общество как бы помещается в состоянии выученной беспомощности, близкое к депрессии, что явно не способствует экономическому росту и формированию позитивного облика Владимира во внешнем мире.

Борьба за советский модернизм

Сразу после январских праздников 2023 года архитектор с мировым именем Сергей Чобан и директор Музея архитектуры Елизавета Лихачёва написали открытое письмо в защиту архитектуры советского модернизма. Они, как и пять тысяч человек, подписавших письмо, потребовали от руководства ОАО «РЖД» скорректировать проект реконструкции железнодорожного вокзала города Владимира так, чтобы сохранить белокаменную отделку его фасадов.

В ответ власти собрали совместное заседание Общественных палат Владимирской области и города Владимира, на котором без особых возражений одобрили переоблицовку вокзала керамогранитными плитами. В начале марта региональная Инспекция государственной охраны объектов культурного наследия отказалась признать здание железнодорожного вокзала памятником архитектуры. В РЖД пообещали, что частично сохранят фрагменты оригинального экстерьера.

Подпись видео
Подпись видео

Почему это важно. Советский модернизм прекрасен своей непохожестью. Несмотря на тенденцию к унификации, архитекторы учитывали локальные особенности, создавая аутентичные сооружения. Например, в Ташкенте заметны традиционные среднеазиатские мотивы, в Екатеринбурге, металлургическом центре России, преобладают металлические конструкции, а во Владимире явно прослеживаются отсылки к средневековому белокаменному зодчеству.

Железнодорожный вокзал Владимира — единственный в своем роде. Он построен по уникальному проекту, гармонично вписан в природный и исторический ландшафт областного центра. Благодаря белокаменной отделке фасадов он удачно сочетается с Успенским и Дмитриевским соборами. В РЖД планировали переоблицевать стены вокзала керамогранитными плитами, нарушив таким образом первоначальный замысел архитекторов и, по сути, вычеркнув здание из городской ткани.

Ценность советского модернизма ещё только предстоит осознать — возможно, прошло недостаточно времени, чтобы в обществе воспринимали архитектуру середины XX века также трепетно, как, например, постройки второй половины 1800-х годов или Средних веков. Пока же необходимо во что бы то ни стало сохранить советский модернизм в его первоначальном виде, иначе спустя годы это явление придется изучать исключительно по архивным фото и чертежам.

Реставрация Золотых ворот

Летом началась долгожданная реставрация архитектурного символа Владимира, памятника XII века из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО — Золотых ворот. Восстановительные работы стоимостью 146 миллионов рублей будут идти два года. За это время тюменская компания «Дизайн-2000» реконструирует фасады, сооружения, очистит белокаменную кладку, отремонтирует кровлю и луковичную главу, заменит окна и коммуникации, утеплит своды и так далее.

foto_blog_turism.jpg

Почему это важно. Кажется, нет смысла объяснять, почему город заинтересован в пристойном виде Золотых ворот. Куда важнее то, что последует за реставрацией. Какие меры предпримут власти, чтобы обезопасить памятник средневековой архитектуры от дальнейшего разрушения? Что придумают для удобства туристов, которые наверняка захотят своими глазами увидеть величественную архитектуру и запечатлеть её с наилучшего ракурса?

Самое время снова задуматься о так называемом полупешеходном центре, концепцию которого архитекторы КБ Стрелка предложили ещё в 2017 году. Проект предусматривал сужение проезжей части на улице Большой Московской до двух полос, расширение тротуаров, создание зеленых зон, а также устройство небольшого островка перед Золотыми воротами со стороны улицы Дворянской, с которого удобно фотографировать памятник во всей его красе.

Создание полупешеходного центра снизит негативное воздействие выхлопных газов и вибрации на историческую застройку, замедлив её разрушение. На Большой Московской улице станет тише — наконец-то пешеходам не надо будет кричать, чтобы общаться друг с другом. По красивой, спокойной улице намного приятнее гулять, неспешно рассматривая витрины кафе и магазинов, заходя в них и совершая спонтанные покупки — бизнес будет счастлив.

Что еще было интересного — коротко

  • Запущено рабочее движение по Рпенскому проезду — дороге-дублеру Большой Нижегородской и Добросельской.

  • Губернатор Александр Авдеев анонсировал должность главного дендролога областного центра.

  • Во Владимире прошёл уже третий фестиваль уличных искусств «Загфест», а в Суздале — очередные «Дизайн-выходные».

  • Напротив торгового центра «Крейсер» относительно неплохо обустроили сквер имени Героя России Романа Кутузова.

  • Состоялся первый за долгое время архитектурный конкурс — студенты предлагали концепции обустройства парка усадьбы Храповицкого.

  • Началось строительство новой гостиницы на Студеной горе — в том месте, где пять лет назад собирались открыть отель Hilton.

  • Напротив рынка «Ополье» после ДТП с погибшим решили убрать востребованный и удобный нерегулируемый пешеходный переход. Пока он, впрочем, ещё на месте.

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.