Владимирский троллейбус оказался под угрозой исчезновения. В парке муниципального перевозчика «Владимирпассажиртранс» к 1 июля оставалось 65 троллейбусов, хотя еще 10 лет назад было вдвое больше. При этом, как сообщили Зебра ТВ в пресс-службе администрации города Владимира, на линию фактически могли выходить только 53 троллейбуса: 2 — используются исключительно для обучения водителей, а 10 — «находятся на плановом техническом обслуживании».
Согласно последнему годовому отчету, к 1 января 2022 в распоряжении «Владимирпассажиртранса» было 69 троллейбусов, однако только за июнь компания списала три машины. Очевидно, что скоро в утиль отправится еще как минимум один троллейбус — тот, что недавно врезался в столб на улице Гагарина. В соцсетях также ходят слухи о возможной «отправке под нож» еще трех машин. В пресс-службе мэрии Владимира отвечают, что до конца года списании больше не планируется.
Часто причиной списания становятся не фатальные последствия дорожных происшествий, а критическое состояние подвижного состава. Средний возраст владимирского троллейбуса, как пояснила пресс-служба горадминистрации в ответ на запрос Зебра ТВ, — 13,6 года. Самые «молодые» модели троллейбусов — 36 единиц — выпущены в 2009 году. Остальные 29 единиц произведены еще раньше, в 2007 – 2008 годах. Одному из списанных в 2022 году троллейбусов вовсе было 17 лет.
Собеседники редакции, знакомые с ситуацией во «Владимирпассажиртрансе», рассказывают, что в последнее время «все больше машин встают на прикол из-за состояния кузова, а точнее — из-за сгнившей рамы и сварных соединений». При этом продолжительность ремонта только увеличивается: источники Зебра ТВ утверждают, что в кузовном цехе муниципального транспортного предприятия работают всего два человека, которые к тому же заняты перекраской машин в фирменные цвета.
На фоне быстрого старения и сокращения парка владимирский троллейбус стремительно теряет популярность. В 2014 году городским электротранспортом воспользовались 22,22 миллиона пассажиров. В 2020 году, в первый год пандемии коронавируса, пассажиропоток троллейбусов опустился до 12,42 миллиона человек. В 2021 году количество пассажиров у владимирского троллейбуса выросло до 13,85 миллиона, но это все равно меньше доковидных показателей.
То же и с маршрутами: год от года их число только сокращается. На сегодняшний день во Владимире осталось шесть действующих маршрутов: № 1 (ул. Фатьянова — театр «Разгуляй»), № 2 (Содышка — пр-т Ленина; обслуживается одним троллейбусом), № 5 (ул. Фатьянова — Вокзал, обслуживается двумя троллейбусами), № 7 (пр-т Ленина — ВЭМЗ), № 8 (Кольцевой) и № 10 (ул. Балакирева — Вокзал). Маршрут № 11 не ликвидирован, но движение по нему фактически прекращено в 2018 году, а маршрут № 13 (ул. Балакирева — ВЭМЗ) официально нигде не значится.
Несмотря на очевидно ухудшающееся положение, в администрации города Владимира заверяют, что «не планируют отказывать от троллейбусного транспорта с полной заменой на автобусы». При этом осенью 2021 года Владимирская область получила от правительства РФ инфраструктурный бюджетный кредит в 253 миллиона рублей, который направили на покупку 14 новых автобусов для «Владимирпассажиртранса»: 12 большой вместимости и двух — средней вместимости.
В то же время город Ковров — единственный, кроме Владимира, город Владимирской области с троллейбусным сообщением — при поддержке регионального бюджета купил пять троллейбусов марки «Горожанин» стоимостью 21,9 миллиона рублей каждый. Ковровские власти также собираются организовать новый, седьмой по счету троллейбусный маршрут. К 2030 году ковровское троллейбусное управление планирует обновить 30% подвижного состава и переложить 15% контактной сети.
По мнению сооснователя общественного движения «Владимир будущего» Артема Чернея, владимирский троллейбус находится в точке невозврата. Если срочно не принять меры, городской электротранспорт повторит судьбу белгородского, который медленно деградировал и прекратил свое существование 1 июля 2022 года, считает урбанист. Черней полагает, что общественному транспорту города Владимира нужен план развития, который будет понятен каждому гражданину:
Троллейбус — простой в эксплуатации, энергоэффективный и экологический чистый транспорт. Это идеальный вариант для города, где умеют рационально распоряжаться ресурсами «и не на словах, а на деле думают об устойчивом развитии», — уверен Артем Черней. У владимирского троллейбуса есть все, что нужно для сохранения и процветания: разветвленная контактная сеть, относительно востребованные маршруты, опытные специалисты, рассуждает урбанист:
Весной 2022 года в администрации города Владимира заявляли, что рассчитывают купить 80 новых троллейбусов по программе обновления подвижного состава нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги». В мэрии утверждали, что даже подали заявку в Министерство транспорта России, однако среди победителей конкурсного отбора, которые получат софинансирование в 2022 – 2024 годах города Владимира не оказалось.
Редакция направила официальный запрос в Минтранс, но на момент публикации ответа не получила.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ВОЗМОЖНОМ КОНФЛИКТЕ ИНТЕРЕСОВ. Автор статьи — сооснователь общественного движения «Владимир будущего»
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.