Во Владимирской области может появиться единый региональный оператор в сфере пассажирских перевозок

Власти обсуждают перспективы создания во Владимирской области регионального оператора в сфере общественного транспорта и передачи обслуживания междугородных маршрутов в концессию
СПЕЦПРОЕКТЫ Автор: 9 июня 2021, 13:54 7206
online

Сегодня в здании обладминистрации (Октябрьский проспект, 21) проходит совещание, на котором обсуждают стратегические приоритеты в сфере пассажирских перевозок на территории Владимирской области. Пресс-служба Белого дома сообщает, что на мероприятии пойдёт речь о перспективах создания регионального оператора в сфере общественного транспорта и о возможности заключения концессионных соглашений на обслуживание маршрутов.

Совещание проходит под председательством заместителя губернатора Владимирской области Аркадия Боцан-Харченко, который курирует вопросы стратегического планирования, регионального развития, внутренней политики и государственного управления.

В мероприятии принимают участие представители обладминистрации, Законодательного Собрания, органов местного самоуправления и предприниматели, работающие в сфере пассажирских перевозок.

Ранее член общественного совета при Министерстве транспорта РФ Илья Зотов заявил, что система общественного транспорта во Владимирской области деградировала. Он считает, что обладминистрации стоило бы перенять опыт Тверской области по созданию регионального оператора в сфере пассажирских перевозок при поддержке государственной корпорации развития ВЭБ.РФ. Зебра ТВ известно, что в Белом доме такой вариант рассматривается.

Напомним, что в 2020 году отрасль общественного транспорта вошла в число наиболее пострадавших от коронавируса — перевозчики были вынуждены сокращать количество автобусов на маршрутах и даже отменять некоторые из них, что привело к убыткам. Отрасль до сих пор не может «прийти в себя».

В городе Владимире в конце зимы — начале весны система пассажирских перевозок не выдержала сильного снегопада и по качеству работы на некоторое время откатилась в девяностые годы. Кроме этого, если в областном центре на маршруты выходят старые автобусы, то что уж говорить о машинах, осуществляющих рейсы в другие города.

Начало совещания в обладминистрации — в 14:00

Трансляцию ведёт редактор Зебра ТВ Пётр Фокин
13:58
Здравствуйте, уважаемые любители онлайнов на Зебра ТВ!
14:01
В совещании будут участвовать только три главы районных администраций - Андрей Пантелеев (Меленковский), Вячеслав Скороходов (Ковровский) и Александр Картинкин (Гооховецкий). Остальные территории делегировали на мероприятие либо заместителей глав, либо кого рангом пониже. Город Владимир будет представлять начальник управления транспорта и связи Юрий Иванов. 
14:02
Законодательное Собрание Владимирской области будут представлять вице-спикер Роман Кавинов и председатель профильного комитета Андрей Фатеев (оба - фракция "Единая Россия"). 
14:04
От администрации Владимирской области в президиуме будут следующие руководители:

вице-губернатор Аркадий Боцан-Харченко;

директор департамента внутренней политики Елена Качуровская и её заместитель Илья Юрманов;

директор департамента регионального развития Милана Яневская;



14:05
Остальных членов президиума я представлю позже, так как совещание началось.
14:07
Боцан-Харченко: "Такие совещания полезны, так как позволяют принимать взвешенные решения по развитию региона, учитывая мнение всех сторон. Только сообща мы можем предотвратить негативные и деструктивные процессы, которые происходят во Владимирской области!"

Он призвал всех действовать не в узких интересах, а во благо всех жителей региона.  

14:10
Боцан-Харченко сказал, что пассажирские перевозки не только бизнес, но и социальная сфера.

Он сказал, что картина во Владимирской области плачевная. Большинство маршрутов убыточные, на дороги выходят старые автобусы, и так далее. Людей это беспокоит, так как перевозчики уходят с нерентабельных маршрутов. Коронавирус только усугубил ситуацию. 

14:11
Губернатор Владимирской области Владимир Сипягин поручил Боцан-Харченко исправить ситуацию.  И тот уже связался с госкорпорацией ВЭБ.РФ, чтобы привлечь средства в рамках государственно-частного партнёрства.
14:12
Для исправления ситуации с пассажирскими перевозками есть несколько вариантов.
14:14
Боцан-Харченко сказал, что администрация Владимирской области вправе объединить весь имущественный транспортный комплекс - вокзалы, автостанции,  и так далее - в один комплекс, и наладить перевозки. Но так как вопрос волнует всех, то власти решили провести его широкое обсуждение. 
14:16
Вице-губернатор сказал, что муниципалитеты самостоятельно не в состоянии наладить качественные пассажирские перевозки, даже город Владимир не справляется с этим. Боцан-Харченко призвал всех сплотиться для решения проблемы, а не решать её в одиночку.
14:20
Выступает заместитель директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Николай Теняков. Он сказал, что во Владимирской области сложная, но не критическая; в других регионах бывает и хуже. Он сказал, что во Владимирской области применяется практика перекрёстного субсидирования, когда в один лот на торгах выставляются прибыльные и убыточные маршруты..   
14:22
Теняков сказал, что есть три варианта по решению проблемы, из которых для властей приемлем один.
14:24
Первый вариант: передача в концессию всего имущества, которое входит в ГУП "Владимирский автовокзал" - вокзалы, автостанции, ПАТП, и так далее, чтобы он организовал в том числе и междугородные перевозки в другие регионы, но для властей это неприемлемо, так как на эти перевозки региональные властей не устанавливают тарифы. 
14:28
Второй неприемлемый вариант - передать в концессию только наиболее привлекательное имущество ГУП "Владимирский автовокзал", а всё остальное оставить в госсобственности, но это приведёт к банкротству всех остальных вокзалов.
14:32
И третий вариант - приемлемый, но к нему есть масса вопросов. Речь идёт о том, чтобы передать в концессию весь имущественный комплекс и предоставить концессионеру право организовать перевозки по зонам, в которые включить территории, где перевозки прибыльные, а также те, где они убыточные, чтобы концессионер за счёт прибыли выравнивал ситуацию. Власти хотят понять, какая будет финансовая модель у концессионера, так как он будет обязан привести в порядок вокзалы, автостанции, купить новые автобусы, нанять людей. Надо понять, как это скажется на тарифах.
14:35
Советник председателя общественной организации пассажиров России Денис Егоров сказал, что главное, чтобы пассажиры остались довольны решениями властей. 
14:37
Боцан-Харченко: "У кого есть, что сказать?"

Представителям Владимира, Вязниковского и Гороховецкого районов сказать нечего. 

14:43
Глава администрации Ковровского района Вячеслав Воронов сказал, что рано что-либо говорить, пока не ясно, какая финансовая модель 

Аркадий Боцан-Харченко сказал, что решение о сотрудничестве с ВЭБ.РФ будет принято только консультаций с муниципалитетами. 

14:46
Вячеслав Скороходов сказал, что администрация Ковровского района предлагает передать в муниципальную собственность местное ПАТП и вокзал.
14:52
Заместитель главы округа Муром Евгений Воронов сказал, что в муниципалитете общественный транспорт работает исправно, можно говорить об улучшении его работы. При этом он подчеркнул, что надо выработать такую модель сотрудничества с ВЭБ.РФ, чтобы выгоду получили все - и бюджет, и пассажиры, и региональный оператор. Муромские власти предлагают передать в муниципальную собственность местное ПАТП и вокзал.
14:55
Евгений Воронов сказал, что в Твери где начал работать единственный оператор по пассажирским перевозкам. Бюджет уже заплатил ему миллиард рублей, начало работы оператора сопровождалось волнениями, а малый бизнес оттеснили с рынка.

Воронов: "Выгоду получил только региональный оператор, так как у него гарантированные доходы. Надо искать какую-то другую модель сотрудничества с ВЭБ.РФ".

14:58
Власти Мурома предлагают одновременное развитие двух моделей. Первая: предоставить муниципалитетам, которые считают, что им лучше работать с региональным оператором, право идти по этому пути. Вторая модель: отальным муниципалитетам дать право самостоятельно организовывать перевозки. При этом ПАТП и вокзалы надо передать в муниципальную собственность. А по истечении года посмотреть, какая модель работает лучше.  
15:01
Аркадий Боцан-Харченко согласился с тем, что рассматривать сразу несколько моделей - правильная идея.
15:06
Евгений Воронов сказал, что в Тверской области региональный оператор работает по брутто-контракту, который гарантирует ему доход, даже если перевозиться воздух. Перевозчику даже без разницы - оплатили ли пассажиры проезд, или нет. Ему в любом случае заплатит бюджет. Воронов сказал, что в таких случаях надо создавать институт контролёров, которые бы проверяли оплату со стороны пассажиров, а также институт тех, кто будет проверять этих проверяющих, так как возможно коррупционные схемы. Это приведёт к дополнительной нагрузке на бюджет. Плюс в Тверской области выросли тарифы.
15:10
Кстати, директор департамента внутренней политики Елена Качуровская и её заместитель Илья Юрманов в совещании участие не принимают. Я это только что заметил. 
15:16
Замдиректора департамента транспорта и дорожного хозяйства Николай Теняков сказал, что в некоторых регионах перевозчикам платят за километры, а не за количество перевезённых пассажиров.  А потом с пассажиров берут деньги. Во Владимирской области во главе угла - пассажир, а не выполненная работа перевозчиков.
15:19
Глава администрации Меленковского района Андрей Пантелеев сказал, что в Меленковском районе ситуация с общественным транспортом - швах; автобусы разваливаются, маршруты закрываются. Власти района даже попросили у губернатора помощи на приобретении хотя бы двух новых автобусов, иначе к осени - всё.
15:23
Вице-спикер ЗакСобрания Роман Кавинов. Он сказал, что в ситуации с общественным транспортом можно ещё какое-то время потерпеть, но лучше е будет, а оставлять всё как есть нельзя. Другой вопрос, что и как, надо сделать? Надо очень внимательно подойти к взаимодействию с ВЭБ.РФ.  
15:24
Кавинов сказал, населению неинтересны проблемы перевозчиков - им важно уехать вовремя, с уютного вокзала и в комфортабельном автобусе. 
15:27
Председатель профильного комитета ЗакСобрания Андрей Фатеев сказал, что если оставить всё как есть, то ситуация будет только ухудшаться. Он сторонник использования двойной модели - гле муниципалитеты сами всё организуют, и вместе с ВЭБ.  
15:52
Прошу прощения, дорогие друзья. Совещание закончилось. Я был на брифинге Акадия Боцан-Харченко и Романа Кавинова. Не уходите никуда, я сейчас завершу онлайн по своим конспектам. 
15:53
Глава администрации Гороховецкого района Александр Картинкин вдруг вспомнил, что ему есть, что сказать, и выступил очень эмоционально. 
15:57
Картинкин: "Сотрудничество с ВЭБ.РФ - не панацея! Выгоду получат только крупные города!"
15:59
Картинкин: "Концессия - дополнительные расходы, которые ложатся на людей! Я ещё не видел ни одного случая, чтобы концессионеры вкладывали собственные средства в развитие имущества, находящиеся у них в аренде".

То есть, все вложения - за чёт роста тарифов.   

16:03
Картинкин: "Во главу угла надо поставить пассажира! Перевозки - это социальная деятельность, а мы всё говорим про финансовую модель!"

Александр Картинкин сказал, что без бюджетных дотаций перевозчикам не обойтись, надо только точно знать, какие их расходы должны быть возмещены.

Он добавил, что при пассажирских перевозах зависть от частника рискованно, так как он будет работать только пока ему выгодно. 

Представители других муниципалитетов закивали.

16:04
Картикнкин напомнил, что в районах перевозками занимаются ПАТП, которые были созданы ещё в Советском Союзе, и тогда они занимались не только пассажирскими перевозками, а были смешанными - то есть были ещё и транспортными предприятиями. Почему бы не вернуться к этому опыту?
16:07
Александр Картинкин сказал, что муниципалитеты каждый год получают как минимум  по одному новому автобусу для подвоза детей в школы. В Гороховецком районе, в виду отсутствия у муниципалитета тёплых боксов, эти автобусы стоят у домов водителей, и их техническое состояние и состояние водителей определяет директор школы. Почему бы школьные автобусы не загнать на территорию ПАТП? Это существенно помогло бы предприятию в финансовом плане.

Такая же история и с автобусами для муниципальных учреждений культуры. 

16:09
Картинкин считает, что при решении проблем пассажирских перевозок нужно индивидуально подходит к каждому муниципальному образованию.
16:10
Картинкин: "Нам не нужны ЛИАЗы на 40 сидячих мест! Гороховецкому району нужны автобусы малой вместимости - у нас они перевозят по 5-7 человек!" 
16:12
Прозвучал вопрос: а есть ли уже какой-то конкретный концессионер для организации пассажирских перевозок?

На него советник губернатор ответил приблизительно так: концессионеры в принципе есть, но они в очереди во Владимирскую область не стоят. Ясность с концессионером появится после того, как губернатор Владимир Сипягин подпишет письмо в ВЭБ.РФ. Его проект, я так понял, уже готов.  

16:15
Аркадий Боцан-Харченко сказал, что областные власти предложат ВЭБ.РФ рассмотреть разные модели сотрудничества с Владимирской областью в сфере развития пассажирских перевозок. Главное, чтобы итоговая модель не ложилась дополнительными большими расходами на региональный бюджет. При этом он признал, что полностью без дотаций из бюджета не обойтись.  
16:15
На совещании было предложено создать рабочую группу по решению проблем в сфере транспортных перевозок. Её состав будет известен позже. 
16:16
Как-то так.
16:17
На этом, дорогие друзья, наша трансляция завершена! Спасибо вам огромное за внимание, и до новых встреч на Зебра ТВ!