Вячеслав Картухин: «Для нас главное — единение и сплочённость людей на селе, их готовность и способность к самоорганизации»

Председатель оргкомитета конкурса «Самая красивая деревня Владимирской области» Вячеслав Картухин рассказал о том, как важно стимулировать сельских жителей к проявлению инициативы и самоорганизации
СПЕЦПРОЕКТЫ Автор: 9 июня 2020, 09:01 1 5954
интервью

8 июня стартовал шестой смотр-конкурс «Самая красивая деревня Владимирской области». Он проводится под эгидой регионального Координационного совета сторонников партии «Единая Россия» при поддержке спортивного центра «Росич», АО «Владимирский хлебокомбинат», Владимирского филиала АО «Россельхозбанк» и фермера Айтугана Текагалиева.

Участие в конкурсе могут принять населённые пункты — сёла, деревни и посёлки — с численностью населения не более 3 500 человек. Заявки могут подавать главы поселений, старосты и инициативные группы граждан в составе не менее трёх человек.

Конкурс проходит до 31 августа. Заявки принимаются до 10 июля. Подведение итогов запланировано до 25 сентября. Подробнее — на сайте конкурса, и по телефону исполкома регионального отделения партии «Единая Россия» 8 (4922) 33-28-00 или по адресу: г.Владимир, ул.Горького, д.34, каб.10. Электронная почта для заявок bestderevnya33@mail.ru

Лучшие деревни и сёла будут выбираться в трёх категориях — с численностью жителей до 150 человек, от 150 до 1000, и свыше тысячи человек.

Гран-при конкурса составляет 150 тысяч рублей, а призы за первые три места в каждой номинации — 80, 50 и 30 тысяч рублей соответственно.

Председателем оргкомитета конкурса «Самая красивая деревня Владимирской области» бессменно является заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области (руководитель фракции «Единая Россия»), директор Владимирского филиала РАНХиГС Вячеслав Картухин. Он рассказал Зебра ТВ о том, что главная задача конкурса — стимулировать жителей сельских населённых пунктов к сплочённости и самоорганизации в решении насущных для них вопросов. Он подчеркнул, что жители победивших деревень вправе сами, без участия властей, определить, на что потратить выигранные деньги.

***

Вот здесь сразу отвечаю: итоги будут подводиться в конце сентября, то есть после выборов. У нас же каждый год в сентябре какие-то выборы проходят. Но я всегда умышленно церемонию награждения отодвигаю на тот момент, когда агитация уже не играет роли. Это моя принципиальная позиция, как председателя оргкомитета — не политизировать эту тему, так как иначе самая идея проведения конкурса «Самая красивая деревня Владимирской области» всеми будет плохо воспринята. Мы ни разу этот принцип не нарушили.

А как всё начиналось? Откуда и как вообще возникла идея проведения конкурса «Самая красивая деревня Владимирской области»?

В 2014 году – я тогда был беспартийным - мне предложили возглавить региональный Координационный совет сторонников партии «Единая Россия», и я согласился.

Сторонники - это люди, которые не являются членами партии, но поддерживают президента и позитивные начинания партийцев. Первое направление их деятельности — содействие реализация социально-значимых инициатив «Единой России», а второе - включение сторонников партии в урегулирование различных социальных конфликтов с позиции независимых арбитров. Лично меня больше интересовали социальные инициативы.

В совете сторонников достаточно активные люди – ученые, врачи, представители творческой интеллигенции, и так далее.

На первом заседании мы обсуждали, что нужно сделать, чтобы мы не только себя проявили, но и чтобы людям было интересно в этом участвовать. И кто-то вспомнил, что есть проект «Самая красивая деревня России». И мне пришла в голову мысль сделать что-то похожее во Владимирской области.

Дело в том, что Россия так устроена, что деревня сыграла свою роль в жизни – без преувеличения - каждой семьи; у большинства предки или вышли из деревни, или до сих пор родственники продолжают жить на селе.

-n3nB-DT5iU.jpg Село Чамерево, Судогодский район

В общем, я ухватился за идею конкурса «Самая красивая деревня Владимирской области», и буквально за неделю придумал положение о его проведении, но по модели, отличной от федерального конкурса.

Помню, когда мы проводили пресс-конференцию, на которой анонсировали проведение конкурса, мне задали приблизительно такой вопрос: «Деревня вымирает, а вы тут какой-то конкурс собираетесь проводить». Так вот с помощью конкурса у нас и появилась возможность понять, вымирает она или не вымирает, что вообще происходит с деревней, посмотреть изнутри, что же происходит на селе? Повторюсь, нам удалось политические вопросы «задвинуть» подальше от конкурса. В жюри включили не только сторонников партии, но и тех, кому интересны вопросы краеведения и сельского уклада - достаточно авторитетных людей с независимой точкой зрения, чтобы на них не было никакого давления.

Я понимал, что с мест будет оказываться определенное давление, мол, «признайте нашу деревню самой красивой». Но это — субъективный подход, а нам крайне важно было принимать объективные решения, чтобы ни у кого не было вопросов. Тем более, что люди сами всё видят и понимают.

Для того, чтобы оргкомитет стал по настоящему независимым, каждый год его состав обновляется.

Каким формальным критериям должны соответствовать деревни и сёла, чтобы их заявки были приняты?

В начале был очень целый перечень неких характеристик, по которым оргкомитет определял лучшую деревню. В частности, речь шла о наличии достопримечательностей, местного самоуправления, создании условий для людей с ограниченными возможностями, о развитии предпринимательства, фермерских хозяйств, благоустройстве и так далее. Сегодня фундаментально заложены два критерия: красота населенного пункта и окружающей местности, а также то, как люди взаимодействуют в этом сообществе, насколько они сплочённые.

Ранее был даже такое критерий, как наличие перспективного плана развития населённого пункта. При этом мы дали понять участникам, что план можно писать в произвольной форме — хоть на коленке. Задача была в том, чтобы участие в конкурсе не было формализованным, а чтобы люди могли выразить своё видение будущего родной деревни простым языком. Мы же понимали, если где-то живет, условно говоря, опытный управленец, то он напишет все, что угодно, и так, как надо. А где-то живет, опять же, условная баба Маня, которой 80 лет, но на которой вся деревня держится. Я лично знаю нескольких таких, которых все слушаются.

Каждый год мы стараемся какую-то такую новизну вносить. Вообще, основная задача конкурса, чтобы жители деревень могли показать лучшее, что у них есть сейчас, и продемонстрировали намерения и желание сделать жизнь ещё лучше, чтобы они задумывались о перспективах развития своих населённых пунктов.

Как подаётся заявка для участия в конкурсе? Кто это может делать?

Сначала мы думали, что заявки подавать должны администрации районов. Но потом мы все взвесили, подумали, и пришли к тому, что у районный администраций, во-первых, есть свои да наши; во-вторых, у местных чиновников есть свой взгляд, на то, какая деревня самая красивая, не всегда совпадающий с реальностью; и в-третьих, роль жителей сводится к минимуму - опять администрация за них решила, кто и в чём будет участвовать. Кстати, по первости некоторые муниципалитеты так и действовали. Часть из них, к счастью, сами поняли, что это — неверный подход; с другими пришлось провести соответствующую разъяснительную работу.

В итоге мы определили схему, которая действует до сих пор, так как она показала себя на все «сто»: заявку на участие в конкурсе могут подать руководители сельских поселений, старосты, и самое главное - может заявиться группа людей численностью больше трех человек.

То есть, четыре человека из одной деревни могут сами заявиться, ни с кем не советуясь?

Вот именно. Кстати, периодически возникали такие ситуации, когда районные власти всячески, условно говоря, шпильки вставляли – на местах же складываются разные взаимоотношения. Если бы мы не предоставили жителям права самим подавать заявки на участие в конкурсе, то мы бы получили чисто административный конкурс, основанный на административном же ресурсе.

Но я хотел бы отметить, что районные администрации всё же проводят большую работу по информированию жителей о конкурсе и обеспечивают участие делегаций населённых пунктов в церемонии награждения.

JzhgYQLqdFM.jpg Деревня Вежболово, Собинский район
aTW9bdUaDEk.jpg

Если брать по количеству участников, то в лидерах - Судогодский, Суздальский и Камешковский районы. По ряду территорий - я их не буду называть - было видно, что половина заявок подана жителями, и эти населенные пункты достойно были представлены, а вторую половина деревень районные власти подталкивали, чтобы быть в лидерах по количеству участников в конкурсе. Это же все видно невооруженным глазом. Я считаю, что подача заявок без участия жителей — неправильный подход.

Если оценивать по количеству победителей и качеству участников, я бы выделил Камешковский, Собинский и, скорее всего, Судогодский районы. В прошлом году впервые очень неплохо себя показал Гороховецкий район, и я думаю, что им надо это закрепить.

После того, как приём заявок завершён, члены оргкомитета должны посетить все деревне и сёла, участвующие в конкурсе — принятие заочного решения по тому или иному населённому пункту не допускается. Но после того, как количество участников стало огромным, мы поняли, что каждый член жюри во все деревни съездить не может, поэтому, конечно, мы делились по группам, и уже потом приходили к какому-то общему решению. Каждый член жюри высказывал свою точку зрения по тому селу, который он посетил, - с фотографиями и комментариями.

После всех дискуссий мы приходили к тому, что, как правило, пять-шесть населённых пунктов претендовали на Гран-при конкурса. И самую красивую деревню мы определяли уже после посещения каждого из претендентов всем составом жюри, причём инкогнито. Это нужно для того, чтобы избежать избежать неправильного, субъективного решения, и пока это удавалось.

И ещё отмечу, что до самого последнего момента никто из членов оргкомитета не знает, кто победит в конкурсе. Формально, ответственность за принятие такого решения ложиться на меня, как на председателя жюри, но я лишь свожу воедино решения, принятые каждым членом оргкомитета, и, по сути, решение получается коллегиальным.

Предыдущие годы победителей награждали в торжественной обстановке, их всех вместе собирали. В этом году все-таки сейчас пока неясно, удастся ли всех собрать в силу коронавируса. Вы рассчитываете, что к тому моменту, когда будут всех собирать, ограничения будут сняты, или у вас есть резервный план по проведению этого мероприятия?

Этот вопрос стоит на повестке дня. В прошлые годы подавляющее большинство участников конкурса встречало представителей оргкомитета практически полным составом деревни. То есть это были массовые мероприятия — каждому хотелось что-то рассказать о своей деревне. В этом году, конечно, мы будем соблюдать рекомендованные властями меры – социальную дистанцию, масочный режим, но выезды в деревни будут. Мы только попросим заявителей, чтобы поменьше людей выходили на встречу с нами.

С точки зрения подведения итогов, конечно, формат видео-конференции вряд ли возможен, потому что в сельской местности, к сожалению, не у всех есть интернет. Я все-таки надеюсь, что все будет нормально, и мы итоговое мероприятие проведём в обычном режиме.

В этом году конкурс чем-то отличается от предыдущих? По призовому фонду, по номинациям?

Что касается призового фонда, то изначально он составлял, например, за Гран-при 100 рублей, а последние несколько лет — 150 тысяч. На сегодняшний день спонсоры подтвердили нам, что они готовы оказать нам поддержку в тех же объёмах, что и в прошлом году, то есть призовой фонд не уменьшится. Гран-при остаётся в размере 150 тысяч рублей, а деревни и сёла, занявшие первые три места в каждой из трёх основных номинациях получат по 80, 50 и 30 тысяч рублей соответственно.

Но дело в том, что в каждом населенном пункте есть что-то интересное, поэтому диапазон призов составляет от 2 тысяч рублей до 150 тысяч. Мы около 80 процентов участников конкурса чем-то поощряем. И это подвигает людей совершенствоваться.

QcPswKb0zaY.jpg Село Усолье, Камешковский район
xtSFIg7Acvk.jpg

Например, в прошлом году победило село Усолье Камешковского района. Они начинали с самого первого конкурса и каждый год прибавляли. Там есть храм, благоустроенное кладбище, детская площадка, памятник землякам, погибшим в Великой Отечественной войне. В 2018 году они стали призёрами конкурса, выигранные деньги помогли им создать музей валенка, благодаря которому они и победили в прошлом году. Этот музей, конечно, маленький, но туристов туда привозить не стыдно.

Отмечу, что жители многих деревень пользуются мерами государственной поддержки — они перечисляют выигранные средства на счёт, и областной бюджет добавляет им столько же, при условии, что деньги направляются на реализацию инициатив граждан по развитию населённых пунктов.

Но самое интересное в том, что жители ряда деревень своими трудозатратами при подготовке к конкурсу вкладывали гораздо больше, чем выигрывали. Например, Пустой Ярославль Суздальского района или Юромка Селивановского района. Таких деревень достаточно много, где у местных жителей появилась дополнительная мотивация по развитию своих территорий.

N5Qy_CspkMU.jpg Село Кутуково, Суздальский район
46oAVmTS3Zk.jpg

К примеру, в Кутуково Суздальского района буквально до последнего времени жителей организовывала староста Татьяна Александровна Мазур — очень добрая, и в то же время авторитетная женщина. Под её чутким руководством местные жители за несколько лет очистили береговую линию прудов.

Главное, что жители сёл и деревень стали физическим трудом вкладываться и материально скидываться на развитие своих населённых пунктов. Это что-то вроде самообложения. И это привело к тому, что жители других регионов начали интересоваться на предмет того, сколько стоят дома и земельные участки во Владимирской области.

Например, Пустой Ярославль Суздальского района и Вежболово Собинского района разрастаются. Начинают возвращаться те, у кого предки жили там - восстанавливают то, что было заброшено.

IMG-7590.jpg Деревня Пустой Ярославль, Суздальский район
IMG-7599.jpg

А дорога к Пустому Ярославлю будет построена?

Они борются за эту дорогу, и в настоящее время идёт разработка проекта. Напомню, что жители выиграли суд, обязывающий администрацию Суздальского района построить дорогу.

IMG-7605.jpg

Вы лично какие бы деревни и сёла назвали лучшими во Владимирской области?

Вежболово Собинского района.

Чамерево Судогодского района.

Лучинино Гороховецкого района.

Лучки и Лыково Юрьев-Польского района.

Надеждино Селивановского района.

Бутылицы Меленковского района.

Это на вскидку. Но вы же понимаете, что каждая деревня и каждое село прекрасны по-своему — но многое зависит от воли жителей, от их труда.

Если, допустим, в каком-то населенном пункте нет интернета, как люди могут подать заявку на участие в конкурсе?

Заявку в произвольной форме можно привезти в исполком Владимирского регионального отделения партии «Единая Россия». Можно оставить заявку по телефону, на сайте есть вся необходимая информация. Мы сейчас раздумываем, как организовать интернет-голосование. Поясню, что победитель в этом голосовании получит не Гран-при, а что-то вроде приза зрительских симпатий — ранее это был спортивный инвентарь, что тоже неплохо.

На что жители деревень тратят полученные деньги?

В ряде случаев люди потратили деньги на обновление памятников землякам, погибшим на Великой Отечественной войне. Это бросается в глаза, люди дорожат памятью о героях.

Несколько деревень обзавелись светодиодным уличным освещением - люди хотят, чтобы и экономия была для бюджета и светло было ночью.

Жители тратят деньги на создание дорожек, на ремонт колодцев, на установку детских площадок, спортивных сооружений.

Но самое главное в том, что жители сами принимают решение о том, куда направить деньги, не советуясь с властями. Это — важнейший фактор, способствующий самоорганизации людей.

Я отмечу, что есть несколько достаточно интересных традиций. Например, в Куницыно Камешковского района посреди деревни установлена беседка, в которой новые приезжающие обязаны накрыть «поляну» для «аборигенов». Таким образом они становятся членами коллектива.

В нашем конкурсе есть номинация «Лучшее подворье». Обычно же не видно, что за забором происходит, а когда заходишь во двор, то в некоторых случаях складывается ощущение, что ландшафтные дизайнеры нервно курят в сторонке — чего там только не увидишь.

Wx7TfpIcYkc.jpg Село Бутылицы, Меленковский район

Я еще раз повторю, что, помимо вопросов благоустройства и внешнего вида деревень, для нас главное — взаимоотношения между людьми. Шансы на победу выше у тех населённых пунктов, где жители являются сплоченным коллективом, где каждый друг за друга. К примеру, в конкурсе «Самая красивая деревня России» важно, чтобы всё было было как в сказе — наличники, избы резные, трава вся скошена. Но для нас главное — единение и сплочённость людей, их готовность и способность к самоорганизации.

***

Ранее обладателями Гран-при «Самая красивая деревня Владимирской области» были признаны:

2015 год — село Чемерево, Судогодский район;

2016 год — сёла Бутылицы и Архангел, Меленковский район;

2017 год — деревня Вежболово, Собинский район;

2018 год — деревня Берково, Камешковский район;

2019 год — село Усолье, Камешковский район.