2 марта врио вице-губернатора Владимирской области Александр Байер подал заявление об увольнении по собственному желанию. Это произошло после отказа ЗакСобрания утверждать его в должности.
Александр Байер дал «прощальное» интервью Зебра ТВ. Редакция разбила его на три части - в первом фрагменте разговор идет о сомнительных традициях устройства владимирской власти. Во второй части - о том, что потеряет Владимирская область, если федеральная трасса М-12 пройдет через другой регион, а также о том, кто может стоять за протестами против её строительства.
В завершающем эпизоде Александр Байер комментирует претензии к его работе со стороны депутатов ЗакСобрания. Депутаты заявили о провале «мусорной» реформы, вмешательстве областной власти в работу Единого расчётно-кассового центра и о «переделе» рынка межмуниципальных пассажирских перевозок.
***
Когда ЗакСобрание отказывало в согласовании вашей кандидатуры, прозвучали претензии, что вы проводите разрушительную политику - как только депутаты заинтересовались «мусорной» реформой, событиями вокруг ЕРИЦ и «переделом» рынка автобусных перевозок, ситуация только ухудшилась. Как вы это прокомментируете?
Представляете себе эту логическую цепь? «Мы его не позовём, потому что разрушитель, и потому что есть ЕРИЦ, мусор и так далее». Какая здесь связь? Ладно, давайте ещё раз об этом поговорим. Депутаты Законодательного Собрания так увлеклись покупкой негатива, что они приобретают только негатив. А о позитиве они пытались хоть раз говорить? Почему мы имеем какие-то, как менеджеры говорят, кейсы - случаи по-русски - только негативного характера? Мне бы очень хотелось их об этом спросить: они способны перечислить позитивный характер 2019 года? Боюсь, что нет, потому что об этом никто не пишет, об этом никто не говорит. И это так нудно, так по-обывательски обычно.
Теперь - по конкретике. Я разрушителем никогда не был - с детства был созидателем. Я не буду говорить цифры по нацпроектам, это всё уже публично. Я не буду говорить о состоянии отраслей, которые мне были вверены на этот срок - могу сказать, что я очень доволен их состоянием, очень доволен результатами, которые мы смогли достичь до конца 2019 года фактически во всех подразделениях. И даже в инспекциях, которые в прошлом году работали значительно лучше. Не зря Государственная жилищная инспекция, по результатам 9 месяцев прошлого года, наряду с несколькими другими подобными структурами из других регионов, занимает первое место во Всероссийском рейтинге. По итогам года инспекция явно будет призёром, потому что на очень хорошем счету. И Госинспекция административно-технического надзора также работает, и инспекция по охране объектов животного мира. Я говорю о тех органах исполнительной власти, работу которых даже никто никогда не обсуждал.
Теперь о мусоре, который нужно разделить на две части - владимирский и иной. Реформы касалась владимирского мусора, который был неупорядочен, и федеральный закон №89 на территории региона не работал. Моя задача как организатора и координатора действий была именно в запуске норм федерального законодательства на территории Владимирской области, и для региона это был последний шанс. Почему? Потому что мы воспользовались решением президента от декабря 2018 года, и не запустили эту реформу с 1 января 2019 года. То есть, мы получили пролонгацию на год. Таких регионов было всего лишь 8. И для меня дело чести было запустить соответствующую реформу. Когда я в декабре стоял на трибуне Законодательного Собрания, шёл одиннадцатый день запуска кластеров №1 и №3 — в западной и юго-восточной частях Владимирской области. И я не получил ни одного вопроса по организации запуска в этих кластерах, и даже не было никаких нареканий высказано в мой адрес. Более того, почему-то в аудитории такая была аура, слово «мусорная» реформа ещё не была запущена. Как же не запущена? Больше 50% объёма отходов уже ехало на полигоны по федеральному закону №89. Но депутаты мне сказали тогда: «Подождите, ещё второй кластер должен запуститься». Конечно, второй кластер - это метрополия и стольный град, по-владимирски будем говорить. Но почему им было неважно, как «поехали» отходы в Муроме или в Гусе? Почему не важно, как они «поехали» в этом странном, с точки зрения мусора, Александрове? Там всё было без сучка и без задоринки? А ведь нет - и сучки, и задоринки были. И мы отрабатывали «горячие линии», на которые шли и недовольства. И удвоенные платежи к концу декабря были в зоне №1, у «Хартии». Но они отрабатывали это всё вместе с Государственной жилищной инспекцией.
После запуска кластеров №1 и №3 в регионе были тишина и спокойствие: позитив пуска мусорной реформы, негатив пуска — это никого не интересовало. Никто не называл это «мусорным коллапсом», или, наоборот, «мусорным маслом». Как назвать позитив? Никто вообще ничего на эту тему не говорил. Мы не видели, чтобы кто-то применял какие-либо ярлыки, когда это упоминалось.
И вдруг 1 января запускается вторая зона, в которую входит Владимир. Она запустилась ровно точно так же, как и зоны №1 и №3 - её запускали те же люди, по тем же методам, на том же законодательстве, только региональный оператор - другой. И у этого регоператора сложились проблемы из-за того, что он не смог заключить контракты со всеми перевозчиками отходов. Но, извините, «ЭКО-транс» в зоне №3 тоже не контрактовал всех перевозчиков на третьем кластере; «Хартия» тоже не всех перевозчиков контрактовала. А сейчас идут вторые и третьи волны того, что они начинают работать сами, и перевозчики уходят, это то, о чём я говорил ещё год назад, что, конечно же, на конкурсе по определению региональных операторов мусоровывозящим компаниям нужно объединяться. Почему? Потому что по отдельности их выдавят просто с рынка перевозок. И потом мы понимали, к 29-30 декабря, при организации пуска зоны №2, что не все перевозчики готовы продолжать работать, и не все перевозчики будут заключать контракты с выигравшей данный конкурс компанией «Биотехнологии».
Заметьте ещё один момент, вы об этом писали: «Биотехнологии» - не компания, которую выбрала комиссия; комиссия выбрала ООО «Перспектива». Но потом были соответствующие заявления в Федеральную антимонопольную службу от УНР-17 и «Биотехнологий». ФАС пересмотрела решение и выдала такие предписания, исполнив которые, комиссия была вынуждена снять с этапа отбора «Перспективу». И очень я удивлён тем, что администрацию области и меня в частности с «Биотехнологиями» пытаются как-то ассоциировать. Нет здесь никакой ассоциации. Эта компания весь год практически вместе с УНР-17 торпедировала любые решения конкурсной комиссии в ФАСе, и она оказалась в более выигрышном положении, чем УНР. Более того, когда мы понимали, что УНР и иные перевозчики, которые не захотели работать дальше, они выйдут с этого рынка, то сразу прозвучала мысль о саботаже, что будет саботаж. И он реально был. Конечно, наверное, обидно на подобном конкурсе не одержать победу, и поэтому следующий шаг - состояние такого психологического неадеквата. Могло ли такое быть? Да, могло.
Координация действий всех причастных к «мусорной» реформе структур - это мои функции, мои обязанности. И мы сразу с департаментом стали решать, как запускается работа регионального оператора в зоне №2. Если вдруг случится так, что не будет перевозчика, у нас был горизонт в три дня, плюс новогодняя ночь, когда реально самый высокий поток мусора - люди все дома празднуют, на работу мало кто выходит. Конечно, к 3-4 января поток резко увеличивается, и в этот момент «Биотехнологии» показали, и мы всем рассказали о том, что во Владимир три тысячи контейнеров были привезены новые, чтобы их расставить по городу там, где вдруг перевозчик не заключит договор. «Биотехнологии» наладили перевозку в течение четырёх дней. Реально были напряги 1-2 января. Напряжение было именно по частоте вывоза, то есть никакие регламенты тогда толком не соблюдались - нужно было именно в ручном режиме решать оперативные вопросы. Овладели они ситуацией, расставив все контейнеры, только к 16 часам 4 января, насколько я помню.
Мэрия Владимира заявляла, что её действия помогли сгладить ситуацию.
Да, муниципалитет помогал, я подтверждаю этот факт. Более того, надо отдать должное администрации города Владимира, они разобрались в ситуации уже к вечеру 1 января, и были заявления о том, что УНР демонстративно высыпал мусор, забирая свои контейнеры. И они на этих основаниях даже в прокуратуру обратились. Это факт.
Кстати, обратите внимание, когда мы говорим о «Биотехнологиях» и кластере №2, мы почему-то имеем в виду только Владимир. Но проблем нет в Коврове, Вязниках, Гороховце, Камешково — там тоже работает ООО «Биотехнологии». Я не разделяю - у меня все три региональных оператора работают одновременно. Поэтому проблемы, которые высвечивались в прессе, они носили исключительно точечный характер, который нужно было устранять - тут же реагировать на информацию, поступившую на «горячие линию».
Первые взрывные моменты по потоку обращений на «горячую линию» были максимальные 1 и 2 января - более 500 звонков было в сутки. К 4 января их стало менее 200, а к 6 января их стало менее 50. А если взять обращения в жилищную инспекцию - это к разговору о том, что якобы коллапс был, за всю историю работы на выходных до 9 января было 71 обращение.
Я даже попробовал довериться сообщениям о том, что «Биотехнологии» реально сбоят. Мы поступили так: я попросил Владимира Владимировича Сипягина вмешаться своими полномочиями, и контрольный комитет губернатора собрал межведомственную группу инспекторов, которые выезжали по проблемным адресам без меня, без представителей департамента природопользования, чтобы проинформировать губернатора о нашей работе. Эти инспекторы начали отрабатывать адреса и выписывать штрафы. Не в штрафах дело, но поскольку представитель ООО «Биотехнологии» на нескольких совещаниях говорил, что они сделали всё и овладели кластером, а население так не думает в виде заявлений в прессе, то я обязан был на это отреагировать.
Более того, департамент природопользования в этот момент составил статистику поступления мусора на Марьинский полигон - основной полигон, логистический центр второй зоны. И, о боже, мусор как поступал, так и поступает. Если мусорный коллапс, то откуда весь этот мусор взялся на полигоне? И вот этот аргумент, конечно, резко изменил ситуацию. И тогда директор департамента природопользования и охраны окружающей среды Татьяна Клименко вышла и сказала: «А мусор-то откуда? Посмотрите на данные». На Марьинском полигоне пик пришёлся на 4 января, практически 600 тонн отходов было завезено. Эти графики мы все показывали. И вот эта аналитика резко повлияла на изменение ситуации. Поэтому мне не совсем понятно, когда говорят о мусорной проблематике, что имеется в виду? Не надо было запускать «мусорную» реформу? Не надо было искать региональных операторов? Или во Владимире начал работать не тот региональный оператор? Но, извините, на то и конкурс.
Что касается Единого расчётно-информационного центра, здесь совсем нечего комментировать. За несколько дней до этого я выступал на комитете Законодательного Собрания по ЖКХ. Я получил несколько вопросов. Я на все из них честно ответил. Больше вопросов у аудитории не было - это профильный комитет, на минуточку. Новый директор ООО «ЕРИЦ» Нелли Титова встала и объяснилась. Если были какие-то мысли о том, что к истории со сменой руководства в ЕРИЦ имеет отношение ООО «Владимиртеплогаз», 100% которой теперь принадлежит администрации области, то генеральный директор «Теплогаза» Александр Королев тоже на все вопросы ответил - и об устойчивости предприятия, и по проблемам, связанным с ЕРИЦ, которые его касались.
Но самое интересное, что было потом. В прессе выдали информацию, что, несмотря на то что Байер сказал, что к Единому расчётно-информационному центру были нарекания у их принципалов, и «ЭКО-транс» направлял письмо с благодарностями в адрес ЕРИЦ и так далее. А это и хорошо. Я никогда не говорил, что у них есть какие-либо нарекания в сторону ЕРИЦ - если бы они были, мы бы их решили на оперативном совещании, которые проходят еженедельно. Я говорил, что удвоение платежа за вывоз мусора во втором кластере произошло методами администрирования биллинга - выставления платежа именно ЕРИЦ. А отрабатывала двойные платежи жилищная инспекция - защищая интересы жителей, они выставляли предписания самим «Биотехнологиям». Что произошло? «Биотехнологии» подают в ЕРИЦ адрес абонента, адрес продолжает подавать и управляющая компания. Я провел лично три совещания, и ЕРИЦ было поручено не допустить этого. А где же были менеджеры ЕРИЦ? А где доблестная программа, которая не должна генерировать двойной платёж на одного жителя? Неужели трудно проверить счета на одного, и на того же Ивана Ивановича Иванова не выставлять квитанции два раза, а разобраться с «Биотехнологиями» и управляющей компанией? Они же должны разобраться. А зачем? Пусть жители помучаются, а мы разберёмся потом, старнируем платёж? А если там безакцепт? А если жители два раза заплатят? Я об этом говорил. Вот, собственно говоря, что произошло по ЕРИЦ.
Более того, могу сказать, что в тот момент на трибуне комитета ЗакСобрания по ЖКХ я, конечно же, имел информацию о ситуации с ЕРИЦ более плачевную, которую я не мог выдать, потому что у меня не было стопроцентного подтверждения.
Сейчас я могу сказать, что аудит в Едином расчётно-кассовом центре закончен, подписан, и факты все вскрыты. Там есть факты нарушения федерального законодательства. Губернатор Владимир Сипягин подписал обращение областному прокурору по поводу того, что факты выявлены, и предоставлен комплексный отчёт аудиторской компании. Я думаю, что областная прокуратура спокойно и чётко отработает и даст юридические комментарии по фактам, которые вскрыты аудиторами, даст правовую оценку фактам, которые мы вскрыли. На наш взгляд, там есть нарушения. Если прокуроры будут думать точно так же, то вы увидите соответствующую уже процессуальную реакцию на это. В любом случае, все эти будущие процессы покажут, что мы были правы, когда принимали, может быть, даже столь жёсткие меры по менеджменту.
Ещё на Законодательном Собрании говорили о «переделе» рынка межмуниципальных пассажирских перевозок.
А что такое передел? Вот смотрите: в апреле 2019 года ГУП "Владимирский автовокзал" был без пяти минут банкротом - задолженность перед кредиторами более 20 миллионов рублей. Директор департамента транспорта и дорожного хозяйства Алексей Косилов получил прямую команду губернатора - срочным образом разработать план стабилизации деятельности предприятия. Он начинает с того, что меняет кадровую политику, определяет план развития, и выясняется, что основная проблема в том, что, конечно же, во всех перевозках автовокзал является началом и финалом движения.
Для этого сделаны условия на автовокзале, которые, наверно, достались еще от прошлой страны, как мы говорим. Автовокзал - достаточно архаичный. Поддерживают его, конечно, стараются на те деньги, которые есть, но это недостаточно. Это несильно удобно людям на этом автовокзале в том виде, какой он есть. Но это здание – это туалеты, это медпункт, это козырек, это независимость от погоды. Есть стандарты, и все эти стандарты автовокзал обеспечивает. Но плата, которую перевозчики выплачивали, она, оказывается, подушная, поэтому автобусы приходят и уходят, в которых сидят по два-три человека. Я это наблюдал сам. Такой автовокзал, конечно, никогда не соберет кассу, несмотря на то, что практически все маршруты к нему привязаны, и это государственное унитарное предприятие, ГУП «Автовокзал». Это не контора, это не ООО, это не третьи лица, это не коммерсанты, это унитарное предприятие, это государственное имущество.
Как только руководство автовокзала заговорило не о повышении тарифов, а об изменении принципов, введении платы перевозчиков за заезд каждого автобуса, эта инициатива осталась непонятой и была достаточно сильно политизирована. Но сейчас в Госдуме идет обсуждение принятия закона об установлении платы перевозчиков автовокзалам за заезд каждого автобуса. Это скоро станет федеральной нормой. Мне будет интересно посмотреть на всех политиканов, которые в декабре участвовали в этих комментариях, когда они увидят новый федеральный закон. Ну, это в будущем, посмотрим, как они будут себя вести, когда будет введена плата за заезд.
Дальше интереснее. Никакие пересмотры самого движения не происходят. То есть, маршруты не пересматриваются, но вдруг пресса начинает писать об отмене департаментом транспорта и дорожного хозяйства каких-то остановок. Я тут же спрашиваю: «Кто принял решение? Какие отмены?» Ответ: «Никаких». Нет отмены, нет пересмотров, нет самого этого процесса. Фальсификация мысли? Да. Кто таким образом - ложью - раскачивает ситуацию в пассажирских перевозках? И что за всем этим прячется? То, что пошли рейды - и серые, и черные перевозчики вдруг начали, так сказать, на штраф-площадку доставляться. Может быть, это вывело кого-то из себя? Мы не должны с вами закрывать глаза на черные перевозки – это же прежде всего безопасность. Я не об экономической, а больше о физической безопасности. Это лицензированный вид деятельности. А если человек без лицензии на странном автобусе со странным водителем посадил к себе 25 или 40 человек? Понятно, что прямая задача департамента – методологически раздавить серого перевозчика. Это их обязанность. Это даже никто не спрашивает. Это в функционале записано. Более того, работа на некоторых маршрутах, которые обслуживали победители на конкурсах, оставляют желать лучшего. Улучшение этих маршрутов, изменение ситуации вдруг было воспринято, особенно депутатским корпусом, как передел. Странное слово. Откуда оно взялось? Что значит «передел»? Кто-то уходит, кто-то приходит. Приходит тот, кто нужен, а уходит тот, кто не нужен.
Последний комментарий, который я слышал, касался директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Алексея Косилова и его кадровой политики в контексте Павла Левина и Максима Володина.
Что касается Володина, он участвовал на одной из презентаций в лице заместителя директора, или советника директора ГУП «Владимирский автовокзал», я только в этом виде его видел. Он принимал участие в этой презентации, как будет выглядеть автовокзал. На дворе был то ли сентябрь, то ли октябрь прошлого года. Больше я его не видел.
Что касается Левина, в его назначении заместителем руководителя департамента транспорта и дорожного хозяйства стоит моя подпись, я это решение согласовывал. Есть регламент назначения. Он шел с позиции руководителя автовокзала и приподнимался, простым языком, до заместителя руководителя департамента. Автовокзал – это ГУП. Департамент – это орган исполнительной власти. Там есть регламент назначения. Все подразделения, связанные с безопасностью, связанные с силовыми структурами, связанные с антикоррупционной деятельностью, проверяли это назначение. Когда мы получили их заключение, на этих основаниях мной было принято решение и я ходатайствовал о его назначении перед губернатором, который и принял решение по моему ходатайству.
Павел Левин сейчас чист от связей с кем-то из участников рынка?
Проверка прошла, его назначение состоялось. И вдруг мы узнаем, что есть версия о том, что его сын является каким-то учредителем или управляющим структурой, связанной с перевозкой пассажиропотока. По юризмам чиновничьим это называется «возможный конфликт интересов». Я стараюсь терминами говорить, чтобы точность была. А возможно, и нет такого конфликта. Но каждый раз, когда появляется любая информация о возможном конфликте интересов, то по антикоррупционному законодательству сотрудник исполнительной власти региональной обязан известить высшее должностное лицо - губернатора Владимирской области - о возможном конфликте интересов, а высшее должностное лицо должно обеспечить непоявление этого возможного конфликта методом отстранения государственного служащего от работы, рассмотрения документов и принятия решение в адрес того ООО или юридического лица, которое фигурирует в этом возможном конфликте. Всё.
Левин уведомлял губернатора о наличии возможного конфликта интересов?
Нет, не уведомлял. Поэтому та информация, которая прозвучала, она четко по закону ушла в департамент безопасности, и сейчас ведется проверка, есть или нет конфликт интересов.
Это та информация, которая прозвучала на заседании ЗакСобрания?
Еще презумпцию невиновности никто не отменял, Павел Левин работает. Дальше возможны несколько сценариев. Если реально будет установлен конфликт интересов, и он об этом не оповестил губернатора, то это нарушение антикоррупционного законодательства, и здесь может быть увольнение по утрате доверия. Знаменитая статья, которую даже президент России использует. А если это установлено не будет, тогда он продолжит работать. Более того, если он не уведомил губернатора и понимает всю серьёзность ситуации, то он может и сам уволиться. То есть, тут три варианта решения вопроса, которые могут быть по Левину. Но еще раз повторяю, что все проверки были проведены, никакого конфликта не было определено спецслужбами. У нас все их заявления и сообщения лежат. Вы думаете, можно просто так занять руководящую должность? Нет. Более того, у Павла Левина вторая форма допуска по секретке. То есть, он допущен к документам, это не просто так делается. Поэтому вот эти слова, которые бросаются в зале заседаний Законодательного Собрания, они, конечно, вызывают такие юридические круги в нашей деятельности. Эти все процессы идут, я думаю, что в течение двух-трех дней они закончатся и будет понятно, чем закончится история возможного конфликта интересов заместителя руководителя департамента транспорта и дорожного хозяйства товарища Левина. Вот и всё.
СОГЛАСИЕ НА ИНТЕРВЬЮ БЫЛО ПОЛУЧЕНО НА УСЛОВИИ ОТКЛЮЧЕНИЯ ПОД НИМ ОПЦИИ КОММЕНТАРИЕВ.