Правообладатели из недружественных стран, чьи товары в условиях санкций поступают в Россию без их согласия, не получают никакого возмещения от реализации их продукции; остальные иностранные юрлица получают 0,5% от выручки от продажи их изделий на внутрироссийском рынке. Об этом на научно-практической конференции «Междисциплинарные и межотраслевые подходы в правовом регулировании экономической и предпринимательской деятельности» - сообщил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России (ФАС), завкафедрой конкурентного права Московского государственного юридического университета (МГЮА) Сергей Пузыревский.
Мероприятие, прошедшее в Суздале, было организовано Владимирским филиалом РАНХиГС и Ассоциацией юристов России при поддержке Московского государственного юридического университета (МГЮА) имени Кутафина и Федеральной антимонопольной службы РФ. Конференцию приурочили к десятилетию юрфака ВФ РАНХиГС. Организаторы сообщили Зебра ТВ, что во Владимирскую область до этого ещё никогда не приезжало столько выдающихся учёных в сфере юриспруденции.
Сергей Пузыревский рассказал, как работает антимонопольное законодательство в условиях санкций. Он заявил, что в РФ последовательно проводится курс на вывод с конкурентных рынков государственных и муниципальных предприятий, что борьба с картелями будет усилена, но допустил введение послаблений для бизнеса, осуществляющего параллельный (без разрешения правообладателей) импорт иностранных товаров. Пузыревский анонсировал принятия закона, который обяжет российских импортёров продавать товары на внутреннем рынке с оглядкой не на мировые, а на отечественные биржевые индексы.
Зебра ТВ приводит расшифровку выступления замруководителя ФАС Сергея Пузыревского с незначительными сокращениями.
Инна Ершова, заведующая кафедрой предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина:
-
У нас сегодня есть уникальная возможность из первых рук узнать, что же происходит не только в бизнесе, но и в регулировании предпринимательской деятельности и поддержки бизнеса, что же происходит в сфере конкурентного антимонопольного законодательства, потому что у нас есть совершенно замечательная возможность послушать Сергея Анатольевича Пузыревского.
-
Сергей Анатольевич, может быть, вы не знаете, как наши студенты о вас отзываются. Они говорят: «Мы идем на лекции к человеку, который творит антимонопольное законодательство». Собственно говоря, Сергей Анатольевич его придумывает, а потом его и принимает. Я полностью солидарна с нашими студентами.
Сергей Пузыревский, статс-секретарь — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы, заведующий кафедрой конкурентного права Московского государственного юридического института имени О.Е. Кутафина:
-
Я расскажу коротко о тех тенденциях, которые имеют место быть в рамках развития антимонопольного законодательства.
-
В первую очередь указом президента в 2017 году у нас тема, которая связана с развитием конкуренции, приобрела качественно новый уровень. У нас впервые появился документ стратегического планирования. В определенном смысле это даже не нормативный документ, а скорее больше политический документ, который определяет в первом пункте указа государственную политику по развитию конкурентности приоритетом деятельности президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
-
По сути, это говорит о том, что политика по развитию конкуренции является стратегической в экономической повестке нашей страны. Этим указом впервые был утвержден национальный план развития конкуренции на три года. В развитии у него дорожная карта, которая утверждалась правительством Российской Федерации.
-
За эти три года удалось сделать достаточно много. В первую очередь там было более 30 показателей, которые характеризуют и числовое значение развития частного предпринимательства, и конкретные мероприятия в отдельных отраслях.
-
В частности, вопросы, связанные со снижением отпускных цен на лекарственные препараты. В первую очередь это препараты из перечня необходимых жизненно важных лекарственных препаратов, которые регистрируются государством в результате применения принципа сопоставимых рынков, когда мы оценивали, сколько эти препараты стоят в нашей стране и сколько стоят в некоторых зарубежных странах. Мы приходили к выводу, что эти цены не в пользу наших потребителей - они были выше. В результате определенных действий по сопоставлению и сравнению эти цены удалось снизить в среднем на 40%.
-
Также большая реформа в рамках мероприятий по дорожной карте была проведена в отношении государственных унитарных предприятий. Это было непростое решение.
-
Конкуренция — это всегда равные условия. Мы были свидетелями, когда государственное предприятие унитарное выходит на рынок, очень часто конкуренция исчезает, и рынок, к сожалению, переходит в монопольное состояние. Это не в плюс для развития экономики, поэтому было принято решение на самом высоком уровне о том, что нам нужно провести эту реформу. Она не однодневная. До 2025 года она запланирована, когда количество унитарных предприятий должно сократиться и на конкурентных рынках их не должно остаться. Те сферы, которые находятся в условиях монополии, сферы Крайнего Севера и так далее, где конкуренция неразвита, там возможно сохранение госпредприятий, но где есть возможность развития частной инициативы бизнеса и конкуренции, там такие предприятия должны прекратить свою деятельность. На сегодняшний день за 3 года сокращение на треть уже произошло. То есть в каждом регионе приняты программы реформы унитарных предприятий.
-
То же самое - вопросы, которые связаны с внутрисетевым роумингом, когда наша страна большая, естественно, в этой ситуации для того, чтобы позвонить из одного региона в другой — это существенное удорожание связи. Эти мероприятия также были проведены, что привело к сокращению затрат [потребителей] на связь.
-
Правительство утвердило очередной план развития конкуренции на 2021-2025 годы. На эту пятилетку произведен рабочий переход от количественных к качественным параметрам. Некоторые мероприятия, которые в национальном плане 2021-2025 год здесь заявлены — это обеспечение эффективного прозрачного управления государственной и муниципальной собственностью — это на самом деле большая работа. Она находится рядом с вопросами, которые связаны с реформой унитарных предприятий. Вовлечение государственной и муниципальной собственности в хозяйственный оборот для того, чтобы эта собственность могла быть востребована, в том числе и в хозяйственной деятельности, чтобы предприниматели могли иметь равный доступ к этому, была обеспечена конкуренция при доступе к государственной и муниципальной собственности — это тоже большая работа, причем не такая простая.
-
Недискриминационный доступ к природным ресурсам. Конечно, большие блоки связаны с развитием малого и среднего предпринимательства: цифровизация антимонопольного законодательства, дорегулирование сфер естественных монополий там, где это возможно, унификация, систематизация государственных муниципальных преференций и развитие организованной биржевой торговли. К биржевой торговле я чуть позже еще вернусь. Это, кстати, становится более актуальным в условиях, когда мировые рынки трансформируются, центры формирования рыночной цены смешаются, мы должны искать ориентиры ценовые внутри страны и не зависеть от тех индикаторов, которые формируют международные биржи, уже работающие по другим правилам.
-
К 2025 году в рамках национального плана развития конкуренции необходимо обеспечить снижение доли организаций с государственным и муниципальным участием в разных отраслях. Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства — она синхронизирована соответствующей государственной программой — не менее 25 миллионов человек.
-
В рамках реализации национального плана в прошлом году до конца года утверждены во всех регионах дорожные карты, в том числе Владимирская область утвердила дорожную карту и концепцию развития оптово-продовольственных рынков Российской Федерации.
-
Теперь непосредственно к тем изменениям, которые касаются законодательства и с поправкой на то, что некоторые мероприятия, в том числе в рамках развития конкуренции в национальном плане, которые принимались в 2021 году, но условия санкционного давления требуют определенных корректировок. Я сейчас продемонстрирую на конкретных законодательных инициативах, в том числе на решениях правительства, которые корректируют систему экономического регулирования, в первую очередь систему антимонопольного регулирования.
-
Очень важными я бы назвал изменения, которые были внесены в статью 13.60 Гражданского кодекса, которая предоставляет правительству Российской Федерации право на использование патента изобретения без согласия правообладателя в целях сохранения жизни и здоровья граждан. Это было очень важно, кстати, в условиях пандемии, когда некоторые производители, в частности, американский производитель лекарственного средства «Ремдесивир», который использовался для лечения коронавирусной инфекции в средней и тяжелой формах, отказал [России] в [его] предоставлении [по справедливым ценам]. Препарат закупается в первую очередь, конечно, в рамках государственной закупки, по-моему, в 4 раза [дороже] - порядка 28 тысяч [рублей], я сейчас могу ошибаться в цифрах, за упаковку предложил в то время, как многим другим странам предлагался такой препарат, в эквиваленте порядка 6 тысяч. В результате правительству пришлось принимать, сейчас, кстати, это решение пролонгировано, предоставить российским производителям право на производство этого препарата. Цена была снижена порядка 4 раз. Здесь бюджет, наверно не так важен, [сколько] количество спасенных людей, которые получили вовремя лекарства, это показатель очень существенный. Норма заработала сразу. Ее приняли, и сразу же соответствующие решения, впервые, кстати, с точки зрения права такое решение было принято, оспорено в Верховном суде, потому что распоряжения правительства оспариваются только в Верховном суде. Верховный суд подтвердил правильность принятого решения, законность. Мы обеспечили совместными усилиями с Министерством здравоохранения возможность поставки этого препарата на российские рынки.
-
Кстати, одновременно утверждена и методика, потому что в рамках международного соглашения, естественно, правообладатель получает возмещение. Здесь мы международные нормы соблюдаем. Методика определяет, что правообладатель в этом случае получает возмещение. Правительством такая методика определена — 0,5% фактической выручки лица, которое производит, передается правообладателю. В связи с тем, что в отношении нас стали вводить санкции, для недружественных государств приняли чуть поменьше — 0% возмещения в этой ситуации, потому что к нам такое же отношение. Это зеркальные меры, поэтому здесь как раз санкционный режим проявляется.
-
Снижение административной нагрузки на малый и средний бизнес. Как это проявляется на антимонопольном регулировании? В первую очередь мы повысили пороги признания доминирующим положением субъектов, которые имеют годовую выручку менее, чем 800 миллионов рублей. Было 400 [миллионов], повысили в два раза. То есть субъект предпринимательства, выручка которого менее 800 миллионов рублей в год, если он не аффилирован с другими крупными компаниями, в этом случае он для антимонопольного законодательства не может признаваться монополистом, даже если он фактически где-то является единственным, соответственно, антимонопольное законодательство его таковым не признает. Это элемент такой поддержки. Развивайся, но если перешел черту в 800 [миллионов рублей], там уже риски эти возникают. До 800 рисков никаких нет.
-
Второе: в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства принято решение по картельным делам. Ситуация, когда наложат штраф, а штрафы исчисляются, исходя из годовой выручки в процентном отношении от 1% до 15% - это достаточно большие суммы. Если субъект платит штраф в 20-дневный срок, то он может оплатить половину этой суммы. Это тоже такая мера поддержки. Она, кстати, заимствована в сфере нарушений правил дорожного движения. Сейчас уже правительство рассматривает применять эту меру в целом по всем экономическим правонарушениям. Возможно, в качестве такой антисанкционной меры такой законопроект, если не ошибаюсь, правительство уже направило в Государственную думу, и, возможно, это будет дополнительный стимул к тому, чтобы в первую очередь снижать процессы обжалования, загружать суды этими вопросами. С другой стороны, есть возможность, если чувствуешь, что виноват, быстро оплатить штраф и продолжить в спокойном режиме свою деятельность.
-
Очень важным является пятый цифровой антимонопольный пакет. Уровень цифровизации растет. Электронная коммерция тоже растет, поэтому все чаще мы говорим о том, что традиционные антимонопольные механизмы в этих условиях уже начинают не срабатывать. Если раньше в первой строчке в мировых рейтингах капитализации компаний занимали компании реального сектора, то сейчас, конечно, это цифровые компании. То, что цифровые компании начинают управлять другими рынками, должно учитывать и антимонопольное законодательство. Мы обсуждаем достаточно давно, не торопясь, уже практически больше четырех лет пятый антимонопольный пакет.
-
Смысл состоит в том, что мы должны в новом антимонопольном законодательстве по-новому оценить критерии управления рынками. Те цифровые платформы, которые обеспечивают взаимодействие продавцов и покупателей, как раз и контролируют эти рынки. Если посмотреть на сервисы заказа такси, сервисы заказа гостиниц и так далее, сервисы, которые связаны с продажей товаров, то продавцы и покупатели зависят от этих сервисов, а значит, что это новая цифровая монополия, которая требует самостоятельного регулирования, но не вписывается в традиционные подходы, так скажем, антимонопольного регулирования. Рассчитываем, что в этом году правительство, он [законопроект] уже в принципе готов, может быть, в весеннюю сессию внесение не удастся, но летом попадет в Государственную думу, соответственно, дальше перейдем на площадку Государственной думы, обсуждение Совета Федерации, и будем надеяться, что это усилит защиту в первую очередь потребителя от негативных действий, которые могут предприниматься со стороны цифровых компаний.
-
В первую очередь там отсечка идет: компании, которые не имеют выручку до 2 миллиардов [рублей], а цифровые гиганты, конечно, имеют больше выручку, соответственно, на них это распространяться не будет. Только для компаний крупных, которые могут реально влиять на наших потребителей. Кстати, последние антимонопольные дела в отношении компаний Booking, Apple, Google сейчас рассматривается — штрафы там оборотные достигают миллиардов рублей. Booking 1,3 миллиарда заплатил. Apple, по-моему, около миллиарда. Сейчас решается вопрос с Google. Тоже порядка более 2 миллиардов рублей там должен быть штраф тоже примерно. Пока не вынесено. Это оценочно. Он считается из оборота, оборот понятен. Размер тоже примерно можно предположить. Решение само о нарушении уже принято, а размер штрафа в ближайшее время тоже будет определен.
-
Далее антикартельный пакет — тоже очень серьезная мера. Картель — это существенное зло для экономики. В первую очередь, потому что монополисты всегда мы же видим, мы понимаем, кто это, и готовы к этому, а когда картель, мы не знаем, что предприниматели сговорились и ту же самую монополию создали, но не сообщив нам об этом. В данном случае законопроект с долгой историей, потому что он сложно рассматривается. Сейчас он находится в Государственной думе, в 2019 году еще внесен. Один из пакетов законопроекта принят в первом чтении. Очень много вопросов и дискуссий в первую очередь, наверно, в контексте полномочий антимонопольных органов, потому что там самый сложный вопрос — это передача материалов оперативно-розыскной деятельности, к сожалению, от них пришлось отказаться, потому что антимонопольная служба — это не силовой орган, а экономический орган, который ограничен в этом отношении, хотя картели без этой информации расследовать практически невозможно. Так или иначе в каждом деле есть информация, которая связана с оперативно-розыскной деятельностью. Именно она является главным доказательством в этих мероприятиях. Будем работать так, как работаем во взаимодействии с правоохранительными органами. Будут решаться некоторые вопросы усиления уголовной ответственности. В частности, в качестве квалифицированного состава будет сформулирован состав о картелях на торгах.
-
В статистике, если брать все картели, порядка более 80% - это картели на торгах. Чаще всего это происходит в сфере госзакупок, конечно. Эта проблема является актуальной.
-
Еще одна тема — усиление административной ответственности за противодействие проверкам. Еще раз скажу, что выявить картель без мероприятий внезапных, когда проверка приходит, когда ее не ждали, невозможно. Полномочий, так скажем, у антимонопольного органа не очень много. Если вдруг дверь закрыли или выставили охрану, то максимальный штраф 200 тысяч рублей. Штраф за картель может составлять миллионы и миллиарды рублей, поэтому такой дисбаланс. Проще закрыть, замок повесить, уйти, ничего нет и никого нет. Во всем мире, кстати, воспрепятствование антимонопольным проверкам — оборотный штраф, 1% от годового оборота. Мы тоже предложили от 0,1% до 1%. Тоже большая дискуссия идет. Законопроект находится в ГосДуме. Надеемся, что такой закон будет тоже принят.
-
Концепция долгосрочного тарифного регулирования — очень важный элемент в условиях потрясений, единственный сдерживающий фактор, когда цены улетают вверх на конкурентных рынках, госрегулируемый сектор остается сдерживающим элементом. Это нас в определенном смысле спасло, когда в конце февраля-начале марта был большой всплеск тарифов, все-таки они держались, потом это способствовало снижению во многих сферах цен в определенном смысле, но здесь тоже должен быть порядок с правовой точки зрения.
-
У нас разрозненное регулирование, отраслевое, все переплетено очень сложно. В рамках концепции мы должны прийти к единому законодательному акту, которые расставит точки над “i”и обеспечит экономическую обоснованность тарифов и прозрачность тарифного регулирования. У нас подготовлен соответствующий проект. Он тоже тяжелый очень. Мы обсуждаем его достаточно давно, в том числе сейчас последнее решение правительства – он возвращен. До, по-моему, 1 октября мы с коллегами из Минэнерго, Минстроя должны будем представить обновленные позиции по нему, дальше обсуждать в правительстве. Будем надеяться, что в рамках развития регулирования государственной экономической деятельности появится.
-
Теперь, конечно, несколько слов о таких точечных изменениях, которые приходится принимать в связи с санкционным давлением.
-
Когда происходит резкий рост цен –более 30% – этот рост цен не обусловлен экономическими факторами, должны быть механизмы быстрого влияния на такие товарные рынки.
-
Сейчас понятно, с одной стороны, ограничены, в том числе антимонопольные органы о возможности проверок правительством принято решение, то есть возможность есть. С другой стороны, возмущение ростом цен тоже нужно каким-то образом контролировать и компенсировать, поэтому предложение такое сейчас сформулировано, мы обсуждаем его в рамках правительства о том, что если рост цен более 30%, по поручению правительства Российской Федерации, а рост цен фиксирует Министерство экономики, правительство дает поручение, и антимонопольный орган проверяет. Если есть экономические причины – повысилась стоимость сырья, изменились компоненты и так далее – вопросов нет. Если таких причин нет и это спекулятивный рост, значит, соответственно, быстрая ответственность. То есть тоже очень простой механизм. Быстрая ответственность: предупреждение по снижению не выполнили, соответственно, тогда уже санкции. Примерно такой механизм быстрого реагирования.
-
Снижение административной нагрузки [на бизнес]. То же самое. Сейчас многие компании уходят с рынков. Дальше у нас есть внутренние барьеры. Например, если торговая сеть занимает больше 25% объема продаж, соответственно, новые площади приобретать нельзя. Некоторые торговые сети уходят, дальше, соответственно, либо магазина вообще не будет, либо мы делаем какие-то временные изъятия для этого. Сверху такие решения принимаются. То же самое по экономконцентрации. Компании уходят. Для того чтобы быстро, особенно в финансовом секторе, принять решение по тому, чтобы подхватить, оставить возможность для выдачи антимонопольным органом предписания, но чтобы самое главное предприятие не закрылось, чтобы оно продолжило работать, потому что будет хуже, если оно закроется. Мы, может быть, бюрократически будем долго думать и так далее, но лучше, чтобы оно осталось с точки зрения функционирования, с точки зрения объемов производства, чем мы потом потеряем в этом отношении.
-
Это, наверное, мера антиконкурентная, к сожалению, мы в этом отношении должны и [её рассматривать]. На следующей неделе Государственная дума будет рассматривать законопроект правительственный по мораторию на применение антимонопольного законодательства в случае, когда единственный поставщик у нас в госзакупках появляется. Такое решение уже принято. У нас принято на федеральном уровне - правительство может определять, и право предоставлено главам субъектов Российской Федерации определять случаи, при которых в 2022 году единственный поставщик может отбираться. Это происходит часто и на конкурентных рынках, но в этом случае сказал «а», нужно сказать и «б». А что будет тогда с антимонопольным законодательством? Получилось так, что мы вынуждены блокировать эти все решения, поэтому на 2022 год в отношении таких решений антимонопольные нормы работать не будут для того, чтобы главы субъектов принимали соответствующие решения, если это необходимо, оперативно решали ситуацию. Антимонопольные органы здесь должны понимать, что мы в эту ситуацию не вмешиваемся.
-
То же самое по преференциям. Законопроект еще не поступил. Возможно, на следующей неделе с учетом графика работы Государственной думы, возможно, правительство еще предложит в уведомительный порядок перевести преференции, когда нужно поддержать хозяйствующий субъект по антимонопольному закону, нужно сначала получить согласие антимонопольного органа. Наверно, это долго. Соответственно, нужно иногда принимать быстро решения, поэтому здесь мы тоже предложили перейти на уведомительный порядок. Поддержку осуществили, антимонопольный орган проинформировали, дальше, соответственно, если будет необходимость, предписание скорректируем.
-
Еще одна важная тема. Я про нее немножко сказал – это положение уже гражданского законодательства. Они вызвали большую дискуссию. У нас написано в гражданском кодексе, что цена договора может определяться в эквиваленте иностранной валюты, экю и так далее. Здесь на самом деле особенно на монопольных рынках, конечно, проблемы. Когда наши внутренние рынки привязываются к курсам иностранной валюты или к международным биржам, международным котировкам, здесь возникает диспропорция. Наши рынки — профицитные; иностранные рынки - дефицитные. Мы эту дефицитную цену, которая может быть очень высокая, начинаем транслировать на наш внутренний рынок. Нам не с чем померить. В этом отношении, конечно, это большая проблема, поэтому сейчас в рамках поручения [руководства страны] мы прорабатывали вопрос о том, чтобы все-таки отвязаться [от международных котировок] и не делать искусственный рост для внутренних рынков, если наши рынки профицитные, особенно. Могут быть изъятия, понятно, межторговая деятельность – там могут быть привязки. Но когда производитель, условно говоря, процентов 40 продает на экспорт, а 60 продает на внутренний, и видит, что там цена интересная, он будет ее, конечно, автоматически транслировать сюда. Этот запрет нужно ввести. Я не знаю, наверно, это уже, так скажем, если это в конечном итоге решение будет принято, публичное обсуждение в рамках парламента будет осенью, но такая инициатива существует. Кстати, я знаю, что и депутатский законопроект по этому поводу есть, но он очень похож на тот вариант, который обсуждался в правительстве, поэтому, наверно, все-таки будем мы работать в правительстве.
-
То же самое, кстати, в законе о защите конкуренции. Здесь у нас прямая привязка, что мы, когда высматриваем монопольную высокую цену, здесь тоже нужно корректировать антимонопольный закон, должны смотреть на мировые биржи. Там лондонская биржа металлов, Роттердам по нефти, нефтепродуктам и так далее. Это тоже нужно срочно сейчас отвязать, потому что у нас есть своя биржа. Я уже говорил о развитии биржевой торговли. Чем больше мы будем развивать внутреннюю биржевую торговлю, тем больше мы будем иметь внутренних индикаторов для правильной цены на внутренние наши товары.
-
Завершая свое выступление, одна очень важная тема – параллельный импорт. Это тоже сейчас очень важно, потому что рушатся цепочки поставки товаров. В 2022 году мы приняли решение о том, что товар, который ввезен в Российскую Федерацию правообладателем, исчерпывает права этого правообладателя, и таким образом запретили параллельный импорт, потому что, если он введен в оборот за пределами, соответственно, он права не утрачивает. Правообладатели могут контролировать и тормозить на границе товары, если они разрешение на ввоз в Российскую Федерацию не давали. На самом деле, с точки зрения конкуренции антимонопольная служба последовательно с 2010 года всегда выступала против этой нормы параллельного импорта. Мы вносили множество законопроектов по этому поводу. Результата, к сожалению, не добились. Почему против? Потому что, если параллельный импортер может ввезти товар дешевле, то для потребителя это лучше. Если вы только через один канал дистрибуции поднимаете цены, то вы тогда переплачиваете.
-
Очень хороший пример, кстати, Конституционным судом рассмотренный, когда ООО «ПАК» в Калининграде, субъект малого предпринимательства, выиграл торги у районной больницы, которая закупала бумагу для медицинских исследований. Видимо, там кардиограмма или что-то такое. Бумага компании Sony. Поскольку Калининград рядом с Польшей, они поехали в Польшу, купили эту бумагу и привезли. Как только начали заключать контракт, компания Sony пришла и сказала: «Так это же контрафактная бумага». Как контрафактная? Вот, компания Sony произвела. «Нет, а мы разрешения не давали». Признали контрафактной, наложили штраф. Компания Sony поставила в два раза дороже в итоге. Вот, пожалуйста, результат. Сейчас, кстати, опять-таки очень быстро стала развиваться ситуация, когда появились санкции. Появился закон 46, который правительству дает право делать изъятие в отношении таких компаний. У нас проблема параллельного импорта начала решаться в определенном смысле. Мы тоже, когда в дискуссии участвовали, говорили, что надо решать ее не так. Сейчас как решается она? Если ты уходишь из страны, попадаешь в список, в отношении тебя работает параллельный импорт. Мы предлагали сделать так: все разрешено, если ты дружественный, хочешь работать, соответственно, в эти списки не попадаешь. Решение принято, здесь обсуждать его уже нельзя, но это большой шаг вперед, потому что параллельный импорт позволяет в нашу страну, там вводят запрет, а через параллельный импорт мы товар можем получить.
-
Такие действия в рамках антимонопольного регулирования и тенденциях происходят. Я думаю, что, чем больше у нас будет конкуренции, тем быстрее мы справимся со всеми проблемами нашей экономики. Конкуренция позволит нашу страну сделать достаточно сильной. Она и так является достаточно сильной, но экономика наша будет развиваться еще быстрее.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.