Александр Авдеев. Размышления у «экватора»

Александр Пикалёв:
бизнес-консультант
pikalyev
Три года назад Александр Авдеев занял пост губернатора Владимирской области, что ознаменовало важный этап в жизни региона. На тот момент он уже был известен как эффективный управленец, результативный законодатель, выпускник «школы губернаторов», очевидно, с достаточно мощной поддержкой у президентской администрации
ИСТОРИИ 24 сентября 2024, 12:35 20972

Работа в главном кресле субъекта РФ началась со внимания к острым вопросам актуальной повестки, таким как здравоохранение и инфраструктура, и за этот период, надо признать, ему удалось завоевать доверие многих избирателей и уважение широкого круга союзников, активно взаимодействуя с муниципальными образованиями, бизнес-сообществом и некоммерческим сектором (подробнее в статьях начало каденции и анализ первых шагов).

Однако время неумолимо движется, сейчас мы находимся в своеобразной точке середины пути — где 3 года его контракта уже позади, и впереди остаются еще 3 года до возможного переизбрания. Этот момент можно назвать условным «экватором» его губернаторства, когда стоит оценить, что уже было достигнуто, и понять, куда движется регион под его руководством. И еще раз задаться вопросом: есть ли у высшего должностного лица Владимирской области долгосрочное стратегическое представление модели будущего нашего региона и понимание плана как этого достичь?

В ходе недавней пресс-конференции Александр Авдеев прокомментировал вопрос о стратегии развития региона, что стало формальным поводом для написания данной статьи. Глава региона выразил своё сомнение в целесообразности документов долгосрочного планирования, в частности, «Стратегии СЭР Владимирской области до 2030 года», он отметил: «Можно жить несбыточными мечтами, концепциями и стратегиями, но наш горизонт планирования сейчас ограничен трёхлетним бюджетом». Такого рода высказывание наводит на мысль, что губернатор считает подобные документы архаичными и непродуктивными в текущих условиях, делая главный акцент на краткосрочных задачах.

Именно эта позиция и вызывает серьёзные озабоченности относительно будущего региона и плана работ на перспективу. «Стратегия до 2030 года» — это не просто формальный документ, это основа для долгосрочного планирования, которая позволяет выявить и решить уникальные проблемы конкретного региона, а также определить базовые направления работы для его развития, выстроить систему контроля и отчетности для аппарата правительства. Пренебрежение стратегией может привести к упущенным возможностям для формирования сильной экономической платформы и подготовки к будущим вызовам. В условиях конкуренции между регионами за ресурсы и инвестиции, как государственные, так и частные, именно наличие долгосрочной стратегии позволяет выстраивать устойчивую модель развития. Формирование оперативных планов должно происходить на базе стратегического вИдения, а не только экстренного реагирования, призванного отвечать только на текущие события.

Вспоминается история тридцатилетней давности, когда в 1994 году под эгидой первого губернатора Владимирской области Юрия Власова была создана группа молодых реформаторов, куда входил и автор статьи, будучи одним из директоров крупнейшего предприятия стекольной отрасли, а также участником международной программы переподготовки топ-менеджмента. Целью той команды стало написание первого концептуального документа по стратегическому развитию нашего региона. То был стартовый шаг в осмыслении экономических контуров долгосрочного вИдения области, когда нам приходилось фактически «додумывать» ключевые параметры будущего, опираясь на общее понимание принципов рыночной экономики. Позже появились более профессиональные команды, учрежденные на административном уровне под началом другого губернатора-коммуниста Николая Виноградова и подчиненных ему ведомств (В.В.Веретенников, В.А.Кретинин и др.), а затем уже специальные наработки, одобренные Законодательным Собранием и «Единой Россией» в качестве альтернативного взгляда при партийной координации депутата ЗС Русаковского А.М. и при научном кураторстве профессора ВлГУ Лапыгина Ю.Н. Сюда же следует отнести многочисленные презентации и доклады «моделей роста» от регионального отделения «Деловой России» (одного из наиболее активных и представительных по стране в 2006-2009гг.), проходившие на различных форумных площадках и конференциях, в том числе федерального значения. Заинтересованными слушателями и живыми участниками обсуждения идей и предложений становились предприниматели, народные избранники, общественные деятели всех масштабов. Перечислю лишь некоторых: М.В.Бабич, И.Н.Игошин, Е.А.Завьялов, В.Н.Миронов, Н.А.Мурашко, Е.Е.Рычков, И.И.Першин и многие другие. Неоценимую организационную и методическую помощь оказывали соратники-«делороссы» тех лет (В.В.Демидов, Д.И.Жученко, Д.Ю.Пономаренко, А.П.Николаев и др.). Во всей изложенной динамике я хотел выделить главную идею деятельности в таком направлении - стремление увидеть, понять и обосновать то самое лучшее вероятное будущее родной земли и людей, живущих на ней, без чего текущая работа теряет глубинный смысл и свое предназначение…

Без такого подхода региональное управление сводится к тому, что мы теперь наблюдаем в публичном пространстве: около 80% деятельности областного правительства сосредоточены на тактических функциях – реализации федеральных проектов и сопровождении инициатив частного бизнеса, отчетам в министерства по ежегодным индикаторам, хотя и бесспорно сохраняющим сложившийся «статус-кво» в рейтинге регионов. Всё это вызывает большое сожаление, что у нашего губернатора, со столь солидной теоретической подготовкой и уникальным практическим опытом сложился такой скептический взгляд на один из генеральных документов для любого субъекта РФ. Отсутствие реальной стратегии — это серьёзная упущенная возможность для диагностики и решения самых актуальных проблем развития территории. Наоборот, ясно выстроенная стратегия, сфокусированная на перспективных трендах и уникальных возможностях территории, может дать важнейшую опцию губернатору и его команде сосредоточиться на преодолении выявленных преград, стоящих на пути регионального развития. Если проблемы установлены и решаются правильно, укрепляется обратная связь с населением — главным приобретателем выгод социально-экономических программ! Очень надеюсь, что эта простая истина, послужит причиной к пересмотру имеющегося подхода к планированию со смещением акцента на стратегический характер.

Следуя известному тезису «критикуешь - предлагай», озвучу инновационную парадигму для будущих существенных изменений в жизни региона и страны в целом, а также с целью актуализации разработки новой версии «Стратегии СЭР Владимирской области до 2030 года». Речь идет о внедрении в инструментарий по моделированию экономики региона технологий искусственного интеллекта, который может стать надежным помощником, способным анализировать огромные объемы данных (big data), выявлять закономерности и прогнозировать дальнейшие шаги и ключевые управленческие решения. Оптимизация процессов обеспечит качественно более точный отбор сценария на будущее. Внедрение искусственного интеллекта в работу регионального правительства должно уже сегодня стать приоритетом! Требуется выработать профильную программу и создать технологическую базу для формирования собственной системы генеративного ИИ. Только так можно успешно управлять изменениями на основе современных технологий.

По словам премьер-министра Михаила Мишустина: «Экономический эффект [от внедрения ИИ в РФ] составляет около триллиона рублей. К концу десятилетия этот показатель превысит 10 триллионов. Продукты на основе искусственного интеллекта повышают эффективность целых секторов экономики, выводят их на качественно новый уровень. Их широко применяют для запуска удобных и полезных сервисов для граждан». Что, разумеется, относится и к требованиям относительно системы наших региональных показателей. Насколько мы готовы к этому, ответы еще не прозвучали пока.

Однозначно можно сказать, что подготовка стратегических документов ныне уже невозможна без применения ИИ. Бесчисленные объемы данных по институтам экономики, социальной инфраструктуре, законодательной базе и изменениям в них требуют комплексного анализа и глубокой обработки. Искусственный интеллект — это единственный инструмент, который может помочь в создании таких стратегий и систем управления. Конечно, ИИ не исключит полностью человека, но люди, владеющие технологиями работы с ИИ, практически заменят тех, кто ими не пользуется, в течение ближайших 2-3 лет!

В завершение статьи мы пришли к двум финальным выводам. Во-первых, без разработки и внедрения стратегического документа роста и развития Владимирской области до 2030 года невозможно обеспечить её устойчивое социально-экономическое будущее. Во-вторых, в основе разработки этой стратегии должны лежать современные подходы, такие как технологии искусственного интеллекта, которые обеспечат новый уровень качества управления. Важно не только внедрить ИИ, но и привлечь специалистов, обученных этим технологиям. Профессиональные программы и компетентные кадры должны быть инкорпорированы в кратчайший срок, чтобы гарантировать успешную реализацию больших задач. Иначе наш край рискует остаться в экономически депрессивной зоне, не имея механизма для адаптации к быстро меняющимся условиям.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции