Если депутатов нам предлагается избирать напрямую, а не через партийные списки, то почему прямые выборы мэра Владимира возвращать отказываются?

Иван Ростовцев:
Журналист, секретарь владимирского обкома КПРФ по идеологии
rostovcev
Кастрация горсовета -  выборы по спискам то вводят, то отменяют, то снова возвращают. И все преподносится под лозунгом заботы об избирателях: мол, только так депутаты будут лучше защищать наши права
ИСТОРИИ 13 января 2020, 11:48 50 3567

Владимирцы уже привыкли, что за последние 15 лет в России в целом и в нашем городе в частности постоянно меняется система выборов. За эти годы практически не случалось двух одинаковых избирательных кампаний. То мы выбирали губернаторов напрямую, затем глав регионов назначали, после этого ввели муниципальный фильтр для отсеивания реальных оппонентов власти.

То же касается и парламентских кампаний различного уровня: выборы по спискам то вводят, то отменяют, то снова возвращают, количество одномандатных округов из раза в раз меняется, как и их границы. И все это избирателям преподносится под лозунгом заботы о нас самих: мол, только так депутаты будут лучше защищать наши права, как будто их голосование за те или иные инициативы зависит именно от нарезки округов или наличия/отсутствия партсписков.

В конце прошлого года «Единая Россия» в горсовете Владимира протащила отмену выборов по партийным спискам в 2020 году и увеличение числа одномандатных округов с 17 до 25. За основу взяли предложение руководителя общества инвалидов Михаила Осокина, высказанное на прошедших кулуарно слушаниях, организованных вообще по другому вопросу. Ни тебе широкого общественного обсуждения столь важной для города темы, ни политической последовательности. Ведь если депутатов нам предлагается избирать напрямую, а не через партсписки, то почему прямые выборы мэра Владимира та же «Единая Россия» в Законодательном Собрании возвращать отказалась?

Сопровождалось проведение решения об отмене партсписков в горсовете смешными и чуть ли не саморазоблачительными заявлениями депутатов-списочников от «Единой России», что списочники работают хуже одномандатников. Последние, мол, и связь с избирателями держат, и отвечают за свои округа, а первых, включая главу города Ольгу Дееву (тут едва до крамолы не дошли), и поблагодарить-то не за что, а можно чуть ли к ответственности привлечь. Вдобавок некоторые депутаты-списочники приворовывают продукты из «Глобуса», а после сдают мандат, не проработав в горсовете и двух лет.

По своему опыту скажу, что тесная связь одномандатников с избирателями – это миф. Я вместе с членами инициативной группы против застройки парка «Дружба» пытался весной 2019-го попасть на прием к депутату по своему округу, единороссу Светлане Скитович, однако та по телефону заявила о своей неимоверной занятости и в приеме отказала. На том «близкое» взаимодействие одномандатника с населением и закончилось.

Однако если отвлечься от политики и задуматься, станет ли с отменой партсписков лучше для самих горожан, то и здесь однозначная логика принятого решения рушится. При обсуждении изменения системы выборов председатель горизбиркома Вадим Кузьмин высказался в ключе, что соревнования партий на городском уровне не нужно: это в Госдуме идет борьба идеологий, а у нас, на местах, главное – это люди.

С этим можно было бы согласиться, если бы в горсовете не существовало партийных фракций, а каждый депутат-одномандатник голосовал, что называется, по совести и так, как ему велят воля и интересы избирателей. Тогда бы вряд ли горсовет утвердил строительство битумного завода в 100 метрах от жилых домов, застройку владимирских парков, отменил всеобщее бесплатное питание младшеклассников в школах, закрыл глаза на передел транспортного рынка в 2015 году и незаконную (как установил суд) продажу богадельни на Студеной горе авакяновской компании. Все это было бы невозможно, ведь в горсовет избрали уважаемых людей – народных артистов, директоров школ и домов культуры, социально ответственных бизнесменов, строителей. Но на деле все эти решения, явно ухудшавшие жизнь владимирцев, прошли. Неужели система дала сбой?

И в этом свете отмена выборов по партспискам кажется попыткой принимавших это решение депутатов известных фракций уйти от ответственности за эти действия. Ведь всегда можно сказать: за появление предприятия 1-го класса опасности у деревни Рукав голосовал не я, а другие, «плохие» депутаты, изберите меня – и все изменится. И на новый круг.

Но главное, чего могут лишиться владимирцы после отмены партсписков, – это соревнования программ развития города, образов будущего, социальных и политических обязательств со стороны партий и конкретных депутатов. Ведь если одна партия выступает за прямые выборы мэра, а другая - голосует против них, одна партия продвигает строительство Северного обхода Владимира, а другая - исключает его из генплана, одна партия протестует против застройки зеленых зон, а другая – несмотря на протест населения, утверждает ее, одна партия добивается развития микрорайонов, а другая - в генплане до 2037 года в Оргтруде рисует лишь один социальный объект – кладбище, то при партийных выборах предпочтения избирателей будут очевидны.

Именно поэтому, видимо, выборы во Владимирский горсовет и хотят свести к установке лавочек у подъездов и войне со всепобеждающими и вездесущими заборами во дворах. А вот общегородскую повестку – катастрофический недостаток зеленых насаждений (во Владимире норматив выдерживается лишь на четверть), дорожные и транспортные проблемы, ухудшающуюся экологию, коррупцию, неэффективное использование муниципального имущества, отсутствие социальных объектов в новых микрорайонах, превращение их в гетто и так далее – эту повестку с выборов хотят снять. И потому добровольная кастрация горсовета вряд ли проводится в интересах владимирцев. Ответное слово – за горожанами.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции