Хватит создавать мифы: куча домашних заданий - это не дистанционное обучение

Ирина Кирсанова:
Онлайн-педагог по русскому языку
kirsanova
Что на самом деле представляет из себя дистанционное образование, на которое школьников Владимирской области перевели из-за коронавируса? Разоблачительный анализ владимирского учителя и рецепты возможного выхода из ловушки имитационного обучения
ИСТОРИИ 24 Апреля, 08:01 69 24698

На сайте Зебра ТВ я наткнулась на заявление директора департамента образования Владимирской области, что около 150 тысяч детей 16 апреля выходили на интернет-платформу вместе с педагогами и получали необходимые знания в новой для них форме.

В связи с этим заявлением у меня есть ряд вопросов к Ольге Беляевой:

  1. Откуда такая цифра? На 2019 год в нашем регионе 145 066 школьников, на 2020 год информации нет (сайт https://fedstat.ru/indicator/59583) + спикер упомянул 21 дежурный класс в сельской местности, где нет доступа к интернету. На мой взгляд, цифра в 150 тысяч завышена.

  2. Какая образовательная платформа имелась в виду? Мой родной брат учится в школе №16 города Владимира в 11 классе. Уроков у них нет от слова совсем, только домашнее задание в Вайбере в неимоверных объемах по каждому предмету. Учителя требуют выполнение «домашки по дедлайну», но при этом ничего не объясняют. Один раз учителя по химии и физике прислали какие-то обучающие видео из интернета по теме – всё. Отметки посмотреть невозможно. Брату приходится чередовать подготовку к ЕГЭ с самостоятельным изучением других предметов без помощи педагога. Многие из моих подписчиков (разные регионы нашей страны) писали о подобном. По заявленной цифре в СМИ у нас почти все ученики Владимирской области, кроме сельских, дистанционно обучаются. Но вчера брат провел опрос среди друзей из разных школ - «Как проходит обучение?». На что все отвечали: «ДЗ скидывают – решаем», «сайт полетел, и мы просто ДЗ решаем», «иногда ДЗ в виде тестов», «читаем параграфы, «домашку» на почту отправляем», «дают ДЗ, лекций нет». В опросе участвовали ученики школ №№24, 2, 7, 37, 46, 31, 22, 1, 9, 15, 39, 6 и лицея-интерната №1.

  3. В какой новой форме школьники получают знания? Действующая во Владимире форма похожа больше на заочную. Но тогда должны быть предусмотрены паузы между фазой усвоения и контроля знаний, что не всегда соблюдается: некоторые педагоги дают 2 дня, но этого мало, ведь школьники не один предмет изучают. Дистанционное обучение включает взаимодействие с педагогом - консультации, видеоуроки, пересылка материалов, проверка знаний в режиме реального времени. «Интерактивность=Сотрудничество» - никто не отменял на время самоизоляции. Но выглядит сейчас всё так: учителя заваливают «домашкой» по каждому предмету, ставят плохие отметки, не помогают в усвоении материала, а ребятам ЕГЭ сдавать через 2 месяца. Но все как будто с ума сошли и забыли про это.

С таким положением дел столкнулся не только наш регион. Мне пишут ребята со всех концов нашей страны об отсутствии нормального учебного режима. Петербург, Москву и их области я не беру в счет – там всё хорошо налажено, там есть деньги. Но такое положение вещей в очередной раз демонстрирует жесткую централизованность России: всё самое лучшее и передовое в Москве, а остальные пусть сами вертятся. Мало того, что в обществе образовалось явное деление на бедных и богатых, так уже со школы учеников из провинции ограничивают в возможности получать качественное образование, что лишний раз показала ситуация с коронавирусом. Очевидно, что российское дистанционное образование в регионах оставляет желать лучшего.

Какие я как учитель вижу возможные причины?

  1. Не у всех есть интернет (по данным сайта vc.ru, на 2020 год у 81% россиян есть).

  2. Не у всех есть ноутбуки или компьютеры (не нашла свежую статистику, но думаю, что некоторые не могут себе позволить покупку такой электроники).

  3. Не все учителя умеют пользоваться приложениями и программами для онлайн-занятий, соцсетями (VK, Instagram, Tik Tok), с которыми современные дети слились воедино в хорошем смысле этого слова.

Если первые две проблемы ещё можно решить, например, создать дежурные классы или купить поддержанные устройства, то третью - нужно решать на государственном уровне.

Что бы я предложила?

  1. Повысить зарплату учителям в регионах: это бы дало приток молодых педагогов в школы, которые могут говорить с учениками на одном языке, и остановило отток уже работающих, а также у всех учителей появилась бы возможность повышать свою квалификацию в лучших вузах страны и на самых прогрессивных курсах: качественное образование стоит денег. У педагогов было бы желание улучшать знания своих учеников, учить не для галочки, а работать на результат.

  2. Параллельно нужно обновить оборудование в региональных школах, научить преподавателей пользоваться разными программами.

Это всё, конечно, мечты, но вполне осуществимые. Формула «идите в бизнес» - плоха во всех отношениях. Педагога не учат в вузе зарабатывать деньги. Это духовный воспитатель, блюститель внутренней чистоты ребенка. Я хочу учить и делиться опытом, я хочу растить сознательных, гуманных людей, а не деньги зарабатывать. Я не поэтому работаю учителем. Образование от слова ОБРАЗ. Я создаю ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА, а эти ОБРАЗованные люди уже сами разберутся, как деньги заработать.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции