Кто и что подталкивает студентов записывать, как их «прорабатывают педагоги» за участие в протестных акциях?

Геннадий Прохорычев:
Уполномоченный по правам ребенка во Владимирской области (2011-2021)
33deti@mail.ru
Либо государство занимается политическим образованием и готово говорить открыто о проблемах в нашей стране, либо мы получим политический инфантилизм, популизм и критиканство в молодежной среде
ИСТОРИИ 17 февраля 2021, 10:16 5523

Поводом для моих размышлений стала публикация аудиозаписи разговора студента с администрацией одного из колледжей областного центра после его прогулки на несанкционированный митинг в поддержку оппозиционного политика Алексея Навального. К сожалению, мною была допущена ошибка, я не настоял на том, чтобы при моем разговоре со студентом не присутствовала представитель администрации колледжа.

Современный тренд записывать или снимать взрослого (в основном учителей) стал стремительно развиваться по мере развития информационных технологий. Скандалы и конфликты по данной теме с периодичностью возникают то в одном субъекте нашей большой страны, то в другом.

У каждого молодого человека теперь в руках есть инструмент (смартфон, айпад, смарт-вотч и т.д.), которым он может воспользоваться, если вдруг ему показалось, что он в «некой опасности» и эту самую опасность необходимо зафиксировать и предать в последующем публичной огласке. Давайте попробуем разобраться с позиции нравственной категории: это нормально или аморально?

Есть несколько ситуаций, когда молодежь использует гаджеты для записывания взрослых:

- Первый вариант, в целях самозащиты, когда родители не верят своему ребенку, что учитель хамски, грубо или предвзято относиться к ученику, унижая его человеческое достоинство. В данном случае запись является последней возможностью доказать обратное. Наверное, подобное поведение учащегося можно оправдать, но с одной оговоркой, что эту запись он делал только лишь для того, чтобы показать своим родителям неправильное поведение педагога. А они предприняли бы меры для его (ребенка) защиты от учителя, который, возможно, потерял берега, а не для публичного распространения.

- Второй возможный и частый вариант, в целях троллинга, буллинга, самоутверждения и повышения статуса среди своих сверстников, провоцируя взрослого (педагога) на грубость, неадекватное поведение, после чего включается запись и снимаются самые «вкусные» моменты, когда учитель уже не может совладать со своими эмоциями после хамского поведения ученика, студента. Затем всё это выкладывается в социальные сети, представляя учителя как «монстра» и личность, которая не вправе работать с детьми или молодежью. В данном случае, мне кажется, всем понятно, что мы имеем дело с деградирующим молодым «человеком», для которого нормы морали и нравственности – пустой звук.

- Третий вариант, который я считаю самым страшным, аморальным и подлым, когда запись учащимся ведется по заказу третьих лиц или в интересах круга лиц в своих корыстных интересах. К моему глубокому сожалению, к этому чаще всего прибегают так называемые «борцы за справедливость или политические деятели-аутсайдеры». Их деяние спланировано заранее, спрогнозировано возможное поведение педагога и его реакция, отработаны варианты провокационных вопросов (ловушек), которые необходимо задавать и в которые обязательно учитель попадет. А самое главное, молодого человека убеждают, что это в рамках действующего законодательства, что ему за это ничего не будет. О моральной стороне вопроса в данном случае никто уже не говорит. Вот именно это поведение называется социальными психологами «политической педофилией», потому что беспринципные и бессовестные взрослые воспользовались сознанием, которое в силу своего возраста и жизненного опыта не знает, как правильно реагировать на ту или иную ситуацию.

В нашем регионе есть подобная личность, его зовут Кирилл Алексеев (Николенко), помощник депутата Законодательного Собрания Владимирской области Максима Шевченко. Не обладая авторитетом среди мыслящих и думающих граждан, он решил, что будет «оракулом и гуру» для молодёжи.

В сети новоиспеченного «гуру» попали и вполне состоявшиеся и успешные студенты, и ребята, у которых, к сожалению, проблемы в семье (их там не слышат), проблемы с учёбой. Вот на этой почве популизма, смешанного с критиканством, наш «герой» решил построить свою карьеру. Он хорошо понимал, что если он попросит ребят, то они пойдут на «эшафот» или в пламя «костра революции». Только они не предполагают, что в случае настоящего костра, он будет бегать вокруг и кричать, чтобы все услышали: «Вот, смотрите, горит лучшая поросль страны, узники совести и жертвы кровавого режима…», не пытаясь при этом потушить пламя и спасти погибающих.

Последние события протеста 23 января показали наглядно, что нашему «герою» очень важно было попасть в «лапы кровавого режима» и побывать в «застенках». Ничего личного, только пиар. Впрочем, это его персональная ответственность перед собой и перед молодыми людьми, которые ему доверились и были научены поступать подло, не по-мужски.

И что же в сухом остатке? А в сухом остатке проблема, с которой необходимо считаться и не делать вид, что все нормально или, и так, само рассосётся. Мои предложения будут простыми.

Необходимо признать, что проблема существует.

В обществе должно быть неприятие самой возможности, будь ты чиновником, учителем, родителем или подростком (студентом), записывать тайно кого-либо, не предупредив человека.

Чтобы снизить количество конфликтных ситуаций на фоне политических предпочтений среди молодежи - необходимо:

Во-первых, освободить учителей от несвойственных им функций, а именно от проведения «профилактических бесед» с учащимися, которые ходят на политические акции. Школа, колледж, организует образовательный и воспитательный процесс на вверенной ей территории, и не надо делать их крайними в данной теме.

Во-вторых, у обучающихся есть законные представители, которые отвечают за жизнь и здоровье своих несовершеннолетних вне учебного процесса, это их (родителей) персональная ответственность, где находятся их дети и чем заняты.

В-третьих, несанкционированные митинги проходят за пределами образовательной организации, которая поэтому по определению не несет за них ответственность.

В-четвертых, есть другие общественные институты и люди, которые имеют достаточную подготовку и квалификацию разговаривать на политические темы с подростками и молодыми людьми. А если несовершеннолетний нарушил законодательство, то мы все прекрасно понимает, кто должен с этим работать.

Необходимо в каждой образовательной организации в своем локальном акте (Устав, Положение) прописать порядок (процедуру) по данной тематике, в обязательном порядке согласовав со всеми участниками образовательного процесса.

А молодым людям хочется пожелать не вестись на красивые призывы разных проходимцев, мнящих себя «политическими деятелями», которые говорят о возможности защиты «в случае чего». Уверяю вас, поматросят и бросят. Думайте своим умом, учитесь мыслить системно, критикуя, предлагайте, читайте разную литературу. Не позволяйте собой манипулировать.

И ещё. Либо государство занимается политическим образованием и готово говорить открыто о состоянии и развитии государственных институтов и ситуации в нашей стране, либо, в конечном итоге, мы получим политический инфантилизм, популизм и критиканство в молодежной среде. Если в ближайшей перспективе мы не подготовим честных, бескомпромиссных, умеющих отстаивать свою позицию, убедительно-нравственных, думающих и работающих не «во имя своё» молодых людей, то у России будущего не будет. Это, если хотите, аксиома сохранения нашей страны, её генома и идентичности.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции