О разрушителях и спасителях деревенских церквей владимирщины

Дмитрий Артюх:
Обозреватель Зебра ТВ
artuh
Во Владимирской области параллельно развиваются две разнонаправленные тенденции в отношении старинных деревенских храмов
ИСТОРИИ 22 сентября 2019, 11:02 1 5993

Владимирская область — один из регионов центральной России, в котором проблема аварийных и руинированных православных храмов стоит наиболее остро. Количество полубезхозных церквей исчисляется сотнями. На восстановление их требуются огромные средства, которых ни у епархии, ни у паствы нет.

Позиция государства в этом вопросе напоминает собаку на сене: с одной стороны - большинство церквей объявлены культурным наследием и поставлены на охрану, с другой стороны - этот статус не обеспечивает никакой финансовой поддержки на восстановление. Наоборот, пребывание храма в реестре памятников архитектуры максимально усложняет процесс его реставрации.

Вопрос о продолжающемся после советских времен разрушении православных храмов недавно поднял новый митрополит Владимирский и Суздальский Тихон. Он раскритиковал нормы федерального закона «Об объектах культурного наследия». Охранная политика в отношении церковных памятников во Владимирской области, по словам Владыки, привела к тому, что законсервировать аварийную церковь сейчас фактически невозможно. Без составления полного проекта реставрации за 2-3 миллиона рублей нельзя даже вынести мусор, забить окна, закрыть крышу разваливающейся церкви. Охранные обязательства, наложенные на владельцев памятников-руин - жесткие, а карательные меры за их несоблюдение - жестокие.

В разных районах Владимирской области прихожане по-разному поступают с руинированными церквями. Где-то люди не проявляют к брошенным храмам никакого интереса, и церкви продолжают разваливаться. Есть случаи, когда население идет по радикальному пути — остатки старой культовой постройки просто сносятся, чтобы на этом же месте построить новую. Так произошло в селе Копнино Селивановского района, где жители уничтожили стены Никольской церкви 1809 года постройки, которая по каким-то причинам не попала в реестр памятников.

churchkopnino1.jpg

Но чаще владимирцы пытаются своими силами спасти храмы, проходя не один круг бюрократического ада. Такая история, разворачивается в селе Улово Суздальского района. Этот населенный пункт связан с известным поэтом-песенником Леонидом Дербеневым - автором известных шлягеров «Песня о медведях», «Есть только миг», «Все, что в жизни есть у меня», «Все могут короли», «Все пройдет». Предки Дербенева по отцу несколько веков жили в Улово, в уловской церкви пророка Ильи 1796 года постройки венчались дед и бабушка поэта. В селе в начале 20 века родился отец поэта, который в конце 1920-х годов уехал в Москву. Сам Леонид Дербенев появился на свет в Москве, но в годы Великой Отечественной войны некоторое время жил в Улово у бабушки и дедушки.

P_20190920_115730.jpg

На родину предков поэт снова вернулся уже под конец жизни в 1990-х годах. Дербенев решил навестить Улово, когда приезжал во Владимир по работе. Увидев дедовское село и полуразрушенную Ильинскую церковь, он написал стихотворение «Путь».

Есть влево путь и вправо,
Простой и непростой.
Пуста душа без храма.
А храм стоит пустой.
Не слышно слов молитвы,
Свеча не зажжена,
И словно динамитом
Проломлена стена.

Леонид Дербенев начал строить в Улово дачу и хлопотать о восстановлении храма. Некоторые консервационные работы сделать удалось. Но в 1995 году поэта не стало.

P_20190920_110742.jpg

К идее возродить уловскую церковь вернулись только спустя 20 лет - в 2014 году по инициативе местной жительницы Алевтины Алиевой, много лет проработавшей в Ленинском райисполкоме города Владимира, и вдовы Леонида Дербенева Веры Дербеневой. С 2014 года Алиева ведет дневник - своеобразную летопись хождения по мукам. В дневнике - записи о создании инициативной группы, начале работы по сбору средств, обращениях в администрацию Владимирской области, создании в Улово прихода и закреплении за ним священника.

P_20190920_103014.jpg

Дневник фиксирует, что в 2015 году здание церкви было передано Владимирской епархии, утверждены охранные обязательства, епархиальным архитектором Александром Трофимовым составлена программа первоочередных ремонтных работ.

Но дело не движется еще несколько лет из-за отсутствия денег. В дневнике Алиевой есть записи о сборе средству на местном рыболовном хозяйстве, на дербеневских посиделках в Улово, на праздниках, на первом богослужении в храме 1 августа 2017 года, которое провел митрополит Евлогий. Вера Дербенева обращалась за финансовой помощью к жителям села, к митрополиту, в Министерство культуры, в мэрию Москвы, на телеканалы «Спас» и «Россия1». Храм пытались включить в епархиальный план восстановления церквей и Федеральную программу «Культура России».

P_20190920_102907.jpg
P_20190920_102943.jpg

Дело сдвинулось с мертвой точки два года назад. Среди владимирских строителей и московских деятелей культуры нашлись спонсоры. В 2017-2019 годах протекающая кровля алтарной части, четверика и трапезной была покрыта железом, над основным объемом храма появился золоченый купол с крестом. В 2019 году разрушившийся кирпич в стенах заменили на новый, сделали бетонную отмостку, а внутри храма залили новый бетонный пол. К установке купола подготовлена колокольня, готовы к монтажу новые окна и двери, делается проект восстановления отопления постройки. Работы ведутся под надзором епархиального архитектора Александра Трофимова.

P_20190920_102848.jpg

По расчетам меценатов и строителей, через 2 года церковь может быть полностью восстановлена и в ней начнутся регулярные богослужения.

P_20190920_105334.jpg

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции