Памятник, посвященный визиту Ленина к марсксисту Федосееву, который находится во Владимире на улице 10 лет Октября, чуть ли не каждый раз предстает в новом свете. Бревнышки, на белой плите стилизованно обозначающие силуэт ветхой лачуги, не дожившей до наших дней, но вошедшей в историю - вроде бы завершенное творение. Однако у мемориала архитектора Ольги Гусевой постоянно находятся «соавторы», которые хотят что-то добавить или убавить.
Кто-то когда-то посчитал, что третье верхнее бревно символического сруба для памятника лишнее. Бревно исчезло, а в памятнике остались дыры. Кому-то не понравилась надпись: «Здесь был В. И. Ленин, приезжавший для встречи с Н. Е Федосеевым» - надпись пропала. И незнакомые с ленинианой владимирского края удивленно чешут затылки: что за цифирь такая каменная - 1893?
«Очень похоже на сохраненную в назидание потомкам скорбную стену, у которой большевики расстреливали. А 1893 - это, наверно, количество казненных», - предположил один мой знакомый из другого города. Что еще может в голову прийти? 1893 метра над уровнем моря, 1893 дня и ночи монголо-татарского ига...
Особенно много тех, в чьем понимании композиция гораздо лучше смотрится с писаниной отнюдь не исторического содержания. Зачастую это слова с минимальным количеством букв, женские имена и рисунки сердец, которые эти женщины покорили. Конечно, памятник белят снова, но местные влюбленные художники настойчивы и плодовиты.
Ну, а некоторые полагают, что монумент очень даже неплохо дополняют их собственные персоны. В этом деле нередко помогает бутылочка, стаканчики, огурчики, колбаска, живописно расставленные на бревне. Все это зачастую остается тут же, когда люди уже больше не могут «дополнять» собой мемориал и разбредаются по домам.
Есть и те, кто идти домой сил не имеют и продолжают "сотворчество" с автором памятника уже во сне, приняв при этом весьма живописную позу с картинно откинутой рукой. Вот он, мужичок «в домике», ему хорошо, и, быть может, сам Ильич во сне к нему является. Некоторые прохожие умилятся. Возлежать, быть может, жестковато на бревнах, но зато в историческом месте.
Непонятно, почему «соавторство» с памятником такое деструктивное? Почему никому не придет в голову прополоть разросшуюся между плит траву, табличку сделать или повесить модный нынче QR Code, в общем - как-то оживить этот уголок Владимира? Почему людей все время тянет сделать из памятника столик, лавку, кровать, туалет, полотно для художеств?
Конечно, памятнику, между прочим регионального значения, не повезло с районом - рынок и ошивающиеся возле него маргиналы. Не повезло мемориалу и с городскими властями, на чьем балансе он находится. Возможно, не совсем повезло и с событием, о котором он напоминает. Но больше всего ему не повезло с нашим отношением к историческому наследию. То, что мы не крушим бронзовых и каменных Лениных, как в Киеве и Харькове, еще не значит, что мы лучше. Мы уничтожаем свои памятники по-другому - кто-то «соавторством», кто-то безразличием.
Кстати, Ленин во Владимир приезжал всего один раз в 1893 году и больше ни ногой. Видимо, чувствовал - ничего хорошего ждать ему в этом городе не стоит.