Восемь принципов, которые должны лечь в основу будущего парка на месте Старых садов

Артём Черней:
Сооснователь общественного движения «Владимир будущего»
Cherney
Благоустройство нельзя делать ради благоустройства. В основе каждого проекта должны лежать принципы, которые служат отправной точкой для всех последующих решений. Базовый набор установок — скелет, без которого даже лучшие идеи архитекторов и инженеров превратятся в бесформенное нечто
ИСТОРИИ 15 апреля, 08:30 1644
Фото из архива Зебра ТВ

Месяц назад губернатор Александр Авдеев на расширенном заседании горсовета сказал: в садах на улице Мира нужен «лучший парк Владимирской области». Он, по мнению главы региона, «должен войти в число лучших в России, на одном уровне с самыми популярными парками» — московским «Зарядьем» и парком Галицкого в Краснодаре. Зал встретил слова губернатора аплодисментами.

7 апреля прошла встреча рабочей группы, которую созывали как раз, чтобы превратить сады в гордость Владимира. Не совещание, не заседание, а именно встреча. Формат не предполагал дискуссии. Полтора часа мэр Дмитрий Наумов с подчиненными «доводили правильную информацию» о том, как преобразится парк за ДДюТ. Репортажи «Зебры ТВ» об этом: первый, второй.

Нам рассказали, что площадь «зеркала прудов» увеличат втрое, на дамбе между средним и нижним прудами построят водопропускные сооружения, вдоль береговой линии высадят 562 дерева. После встречи вопросов стало только больше, основные сформулировала Полина Артюх. А мы так и не услышали главного: каким образом власти собираются создавать на месте садов один из лучших парков России.

Благоустройство нельзя делать ради благоустройства, иначе вместо общественных пространств появятся левитановские и патриотические скверы. В основе каждого проекта должны лежать принципы, которые служат отправной точкой для всех последующих решений. Базовый набор установок — скелет, без которого даже лучшие идеи архитекторов и инженеров превратятся в бесформенное нечто.

Чтобы Старые сады стали лучшим парком Владимирской области, а возможно, и одним из лучших в России, при благоустройстве следует (пока не поздно) исходить из восьми аксиом, неизменных, как законы термодинамики или робототехники. Эти принципы во многом определены концепцией нового парка за ДДюТ, разработанной московским архитектурным бюро «Реформа» пять лет назад. Вот они.

Безусловная ценность
Территория площадью 27 гектаров (сейчас, из-за строительства дорог, наверняка меньше) обладает безусловными достоинствами. Всего их десять: река Лыбедь, флора и фауна, краснокнижные растения, владимирская вишня, рельеф, вековые деревья, цветение плодовых деревьев, панорамные виды, родник и центр города. Решение, которое негативно повлияет на любой из пунктов списка, — плохое решение.

Устойчивое развитие
Любое действие в настоящем не должно привести к печальным последствиям в будущем. Старые сады отличаются богатым биоразнообразием, хотя власти планомерно убеждают всех в обратном. В долине Лыбеди обитают сотни растений, птиц, рыб, грибов, животных, насекомых. Принцип предполагает минимизацию шоков для природы сегодня и создание более благоприятных условий завтра.

Принцип затрагивает не только полевые работы. Так, городу критически необходимо пересмотреть механизм компенсации за вырубку растений: привести в соответствие с актуальными рыночными ценами, предусмотреть ежегодную индексацию. Сейчас, насколько нам известно, оценка компенсационной стоимости деревьев происходит по методике, утвержденной в 2009 году. Она устаревшая и непрозрачная.

Комплексный подход
Старые сады — сформировавшаяся экосистема. Она состоит из множества тесно связанных друг с другом элементов. Нарушение, изменения или исключение одного из них подвергает угрозе все остальные. Например, тотальная вырубка кустарников приведет к исчезновению соловьев, которые гнездятся и выводят потомство в густых зарослях. Это прямо противоречит принципу устойчивого развития.

Логично сохранить существующую тропиночную сеть, чтобы снизить антропогенное воздействие на флору и фауну. После работ берегоукрепления у прудов должны остаться удобные места для захода и выхода водоплавающих птиц, а также условия для их обитания и гнездования. Чтобы не нарушать биологические циклы птиц, растений и животных, нужно точечное и направленное освещение.

Открытость
Планы по благоустройству и развитию территории Старых садов должны быть четко изложены. Все документы — дорожные карты, проекты или локальные регламенты, — необходимо опубликовать в публичном доступе, в идеале — на сайте будущего парка. Информацию следует дублировать непосредственно на месте проведения работ. Все должны понимать, что происходит, почему, как и зачем.

Сегодня многое по-прежнему неизвестно (или не продумано). До сих пор неясно, что будет с так называемым «красным углом» около перекрестка Мира и Октябрьского проспекта, или со сточными водами, которые попадают в Лыбедь? Каким образом повысят транспортную доступность парка? Как намерены строить водопропускные сооружения в дамбе, если там сейчас прокладывают новые коммуникации?..

Диалог
Каждый этап создания парка за ДДюТ должен включать качественное общественное обсуждение и соучаствующее проектирование. Не устанем повторять: у горожан есть то, чего нет у специалистов — user experience. Люди каждый день контактируют с пространством: ходят на работу, гуляют с детьми, занимаются спортом. Местные жители как никто другой знают все нюансы, достоинства и недостатки места.

Баланс интересов
В Старых садах устраивают Рестодни, гуляют с домашними животными, набирают воду, организуют спортивные состязания, рыбачат, занимаются бердвотчингом или просто скрываются от городской суеты. В будущем парке следует по максимуму соблюсти интересы различных групп пользователей. Причем наравне с интересами людей принципиально важно учесть потребности местной флоры и фауны.

Преемственность
Парк в Старых садах существует вне времени и конъюнктуры. Облик будущего парка не должен зависеть от политической обстановки в городе и регионе, а также от прихоти отдельно взятых управленцев. Концепция благоустройства «Реформы» хорошо проработана, поддержана общественностью и не потеряла актуальности. В ней заложен крепкий фундамент, на который можно уверенно опереться.

Точность данных
Будущее садов за ДДюТ нельзя определять на глазок, но для выверенных решений не хватает данных. Мы мало знаем про территорию, так как не было полноценных дендрологических и зоологических исследований. Прежде чем вторгаться в природу, следует собрать все возможные сведения, создать цифровые реестры вроде Зеленой карты, тщательно смоделировать последствия изменений.

В нашем представлении, Старые сады — идеальный полигон. Здесь практически в тепличных условиях можно апробировать алгоритмы перед тем, как внедрить их на муниципальном уровне. Аксиомы, описанные выше, с небольшими поправками применимы для любого городского проекта, будь то новый сквер, жилой микрорайон или транспортная развязка. Это базис Владимира будущего.

Текст из телеграм-каналаобщественного движения «Владимир будущего».

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции