В 2016 году в Собинском районе были сокращены 47 муниципальных служащих. Департамент по труду Владимирской области тогда попенял главе райадминистрации Александру Разову на то, что он за один раз сократил больше работников, чем промышленный гигант Ковровский завод имени Дегтярёва за год. Сейчас в районной администрации числится 51 муниципальный служащий. Этот факт сообщил сам Разов, выступая на круглом столе, посвящённом грядущей реформе муниципальной власти. Экспертное обсуждение, в котором приняли участие депутаты ЗакСобрания, главы муниципалитетов и общественники, прошло на площадке Владимирского филиала РАНХиГС.
Напомним, Госдума в первом чтении приняла закон о новых принципах организации местного самоуправления; его второе чтение запланировано на середину марта. До этого региональным парламентам было предложено дать свои отзывы на законопроект.
ЗакСобрание Владимирской области не успело сформулировать свою позицию по поводу закона, упраздняющего сельские поселения как низовой уровень местного самоуправления, забирающего на региональный уровень часть полномочий у городов и районов и позволяющего губернаторам отрешать от должностей мэров и глав.
Некоторые положения нового закона вступят в силу с 2023 года, а в полной мере он заработает с 2028 года.
Ранее Зебра ТВ сообщала, что доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Владимирского филиала РАНХиГС Роман Евстифеев установил, что оригинальность текста обсуждаемого законопроекта составляет всего 2,3%, остальное скопировано из действующего ещё закона и других нормативно-правовых актов. С резкой критикой реформы выступил мэр Мурома, председатель правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Владимирской области» Евгений Рычков.
Александр Разов провёл презентацию, в ходе которой на цифрах показал, что в 13 муниципальных образованиях Собинского района слишком много депутатов — на 51 тысячу жителей выбирают 153 депутата, каждый год нужно проводить местные выборы, на которые тратят огромные деньги, а явка избирателей минимальна. На выборы приходится отвлекать 500 человек — муниципальных служащих, учителей, работников культуры, полицейских. Разов заявил, что если люди не ходят избирать самую близкую к ним власть, то этот уровень местного самоуправления стоит упразднить, а решить вопросы местного значения можно и с районного уровня.
Александр Разов считает, что на поселковые администрации возложено большое количество полномочий, с которыми они не справляются. Особенно его «умиляет», что в сельских поселениях есть специалисты по борьбе с коррупцией:
Разов заявил, что ликвидация сельских поселений только в Собинском районе может дать экономию бюджету в 155 миллионов рублей, и описал, какие объекты социальной инфраструктуры на эти деньги можно построить. Некоторые участники дискуссии усомнились в том, что экономия может достигнуть таких объёмов.
Расшифровка выступления главы администрации Собинского района и реплик участников круглого стола к нему.
Александров Разов, глава администрации Собинского района Владимирской области:
- Переходим от теории к практике. Что сегодня представляет местное самоуправление в Собинском районе? Это 51 с небольшим тысяча человек, 13 администраций, сами видите «преимущества», одна из них - районная. 13 Советов народных депутатов и 153 депутата. Больше только в Гусь-Хрустальном районе. Муниципальных служащих тоже немаленькое количество. Ну, и мы все знаем, что несколько лет назад было создано МКУ [муниципальное казённое учреждение] - это обслуживающий персонал, чтобы убрать из норматива финансирование муниципальных служащих.
-
Несколько слов о вопросах местного значения сельских поселений. Их более 30. Вот смотрите, муниципальных служащих в сельских поселениях — по 2, 3, 4 [человека], и на них [лежат] бюджет, налоги, имущество, дороги, жильё, транспорт, гражданская оборона, чрезвычайные ситуации. Но меня всё больше умиляет «противодействие коррупции», да? Не каждое государство может справиться с этой проблемой, а мы считаем, что два человека в сельском поселении могут решить эту проблему, как и все другие. Мягко говоря, мы вводим себя в заблуждение вместе с жителями. Я это как практик говорю.
-
Теперь говорю оппонентам, которые всё стремятся приблизить депутатов к населению или население к депутатам. Вот смотрите: самая большая близость депутатов [к населению] - в Гусь-Хрустальном районе - 1 депутат на 230 жителей. Не избирателей, а жителей. Мы [Собинский район] на втором месте - у нас 338. Вот уже говорили про мудрость города Владимира, в котором количество депутатов сокращено до 25, и один депутат- на 14 тысяч человек. На 14 тысяч! Хотя территория города Владимира, мы знаем, простирается от Юрьевца до Лесного, и также в город Владимир включены сельские населённые пункты.
-
Есть дома в городе Владимире на улице Ставровской имени нашего рабочего посёлка [Ставрово], где численность жителей одного дома превышает численность жителей сельских поселений Собинского района и, уверен, многих других наших районных образований.
-
Если бы мы пошли по примеру города Владимира по количеству депутатов на душу населения, то нам в Собинском районе надо было бы всего 4 депутата иметь, если такой принцип исповедовать, а у нас их сегодня 153. А если городу Владимиру идти по нашему принципу, городу Владимиру нужно было бы 1056 депутатов. Понимаете, в чём абсурдность? То есть, в каждом доме на улице Ставровской [во Владимире] нужно иметь свой Совет! Это оппонентам о близости [местной власти к народу]: мы все живём и работаем в одном субъекте [Российской Федерации], но почему близость-то разная?! Звучит как абсурд, но мы в этом абсурде работаем. 153 депутата, которых надо выбирать каждый год, а в последнее время - два раза в год надо выбирать, потому что всё время кто-то выбывает, постоянно дополнительные выборы.
- Дальше остановлюсь на выборах. [в Собинском районе] 500 человек постоянно участвуют в выборах - муниципальные служащие, работники наших учебных заведений, учреждений культуры, потому что там у нас находятся УИКи [участковые избирательные комиссии], у нас 41 УИК, также как у наших коллег. То есть постоянно работа администраций занята на выборах. Смотрите, какая огромная сила! У нас 500 человек всё время кого-то выбирают.
- Ещё несколько слов о выборах. Мы говорим: «Смотрите, 2020 год - [явка по Владимирской области на местные выборы] от 11 процентов. Кто сегодня ходит на выборы? 11 процентов. Ни одно поселение не дало явку больше 50%, самое большое - 48%. И расходы на выборы приближаются к 3 миллионам рублей. Причём город Собинка сохранил выборность главы, всего два муниципальных образования [во Владимирской области избирают глав напрямую], вы знаете, это Муром и Собинка. И здесь явка не блещет. Казалось бы, конкуренция, значимость, выборность, 22,6% - даже меньше одной трети. Выборы президента - единственные выборы, где явка превышает 50% - 63,59%.
-
Выборы в Законодательное Собрание - явка 31%. Это мы говорим о том, что назначать ли, выбирать ли... Да если жители сами не хотят?! Причём я уже показал, какой ресурс, сколько людей и денег тратится на организацию выборов, но люди не пришли. А нам говорят: «Давайте мы выбирать будем!» Но если люди не хотят выбирать, давайте назначать тогда!
-
Переходим к финансовому блоку. Для чего мы всё вот это рассказываем? Человек должен получить более комфортную жизнь, более высокий уровень благосостояния - вот мы к этому стремимся, а не просто «вот давайте количество депутатов столько-то, местного самоуправления столько-то». Вот объясните мне, почему [в Собинском районе] 13 муниципальных образований? Почему в области их 127? А мне говорят: «А в Рязанской области - 260». Но я там не живу и не работаю! Почему нельзя сделать оптимальное количество депутатов, муниципальных образований, чтобы жители почувствовали нашу заботу и результаты нашей работы?
-
Вот смотрите: рост налогов, которые район отчисляет в областной и федеральный бюджеты за два года составил 1,2 миллиарда рублей. А собственные доходы как были 500 с небольшим миллионов, так и остались.
-
И теперь вот следующая, очень характерная таблица, особенно по сельским территориям. Расходы в некоторых территориях - в шести - превышают их собственные доходы. И мы бюджеты наполняем благодаря участию в различных программах - федеральных и областных. Поэтому мы сегодня говорим, что в сельских территориях работают два-три человека, которые просто физически не способны выполнить те полномочия, которые заложены даже в 131-ом законе. У них нет ни компетенций, ни финансов.
- Теперь наш пример. В 2016 году мы провели оптимизацию администрации, сократили 47 работников - я не увидел результата их работы. И, смотрите, прошло пять лет, и ни один житель, и ни один депутат не сказал [ничего], не заметил этого сокращения. Не заметил! Никто не сказал: «Зачем ты это делаешь?». Мне единственно позвонили из департамента по труду и занятости, и сказали: «Ты зачем в один день сократил столько работников, сколько завод имени Дегтярёва не сокращает за год?». Попеняли мне за это. Но мне есть что ответить. Результат этого сокращения: сегодня мы имеем самую современную школу во Владимирской области, самый современный плавательный бассейн, и второй бассейн достраиваем в Ставрово. Потому что получили за счёт сокращения 10 миллионов рублей, которые направили на проектную деятельность, и получили самые современные объекты, и вошли в федеральные программы.
-
И итог моего выступления: экономия от муниципальной реформы, от перераспределения полномочий сельских и городских поселений на уровень района даст экономию в год в размере 155 миллионов рублей.
-
Что такое 155 миллионов рублей? Это современный спортивный зал с плавательным бассейном на 6 дорожек; это многоквартирный жилой дом на 60 квартир; это 10 музеев, вроде музея [писателя Владимира], который мы в прошлом году сдали, всех приглашаю; это четыре дома культуры, один из которых в декабре открыли в Рождествено, в ценах 2021 года это 34 миллиона рублей; это горячее детское питание всех воспитанников детских садов и школ; это школа-детский сад на 100, которую мы сегодня проектируем в Березниковском сельском поселении; это решение всех проблем в дорожном строительстве, в газификации, и замене водопровода и водоотведения.
-
Умножьте вот это всё на 15 лет, и мы проблем не будем знать никаких. А если мы умножим это на 16 наших районов, где такие же проблемы есть, то сумма получается больше двух миллиардов рублей. Вот вам эффективность, вот на что нацелен этот федеральный закон, наглядно.
-
И последнее - расходы на благоустройство, это «Городская комфортная среда», администрации - сельские, городские, районные - пишут конкурсную документацию, участвуют в конкурсах, тома изводят, чтобы получить по 5-6 миллионов рублей на поселение. А у нас 150 миллионов рублей под ногами лежат, и мы не можем их поднять и потратить на благо жителей.
Олег Леухин, ответственный секретарь Ассоциации «Совет муниципальных образований Владимирской области»:
- А откуда экономия-то в 150 миллионов рублей? Я так и не понял. Вот всё понял, а откуда такая экономия по году?
Александр Разов:
- От сокращения городских и сельских поселений, которых у нас 12. За счёт фонда оплаты труда.
Олег Леухин:
- Так ведь люди-то останутся!
Александр Разов:
- Кто вам сказал, что они останутся, люди-то? Я же вам привёл пример: 47 человек сократили в районной администрации. И если вы обратили внимание, там такая строчка есть, что безработицы в Собинском районе нет, на всякий случай. То, что никто без работы не останется - это однозначно. А почему вы считаете, что они должны остаться работать в тех же поселениях? Почему вы так считаете, когда федеральный закон говорит, что этого уровня не будет?
Вячеслав Картухин, директор Владимирского филиала РАНХиГС, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области, руководитель фракции «Единая Россия»:
-
В любом случае сокращение идёт муниципальных образований, но в целом кадры и подразделения территориальные останутся. Вопрос в другом: наверно, это будет не тот объём [экономии], который вы назвали, скорее всего это меньше будет. Но надо подходить оптимально к структуре, более эффективно, более экономично - этот посыл абсолютно верный, я думаю, никто с этим спорить не будет. Но момент, который я бы обозначил, сводить всё к тому, что мы эту реформу осуществим, всех сократим, депутатов уберём, выиграем финансово, наверно, это достаточно радикальный подход. Задача всё-таки в том, чтобы оставить, как мы говорили, и каналы [обратной связи с населением] связи, и представительства [районных администраций на местах], просто это должно быть в разумных пределах, баланс должен быть. Надо просто учитывать вот этот позитивный опыт вашей территории, чтобы использовать его, когда мы будем прорабатывать реализацию этого закона.
-
Ещё [бывший губернатор Владимирской области] Николай Владимирович Виноградов ставил задачу оптимизировать структуры местных администраций в муниципалитетах. Где-то есть золотая середина, но надо понимать, что нельзя «смыть» профессиональные кадры в ходе оптимизации, нужно, чтобы остались лучшие, эффективные. Надо очень корректно ко всему подойти. Говорят, что цели [у предлагаемой реформы местного самоуправления] нет, но она витает в воздухе и понятна - повышение эффективности и расходов, и управления. Главное, чтобы не произошло [по принципу] «хотели как лучше, а получилось, как всегда».
Роман Кавинов, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):
-
В регионах, которые пошли по пути одноуровневой модели [организации местного самоуправления], большой экономии, как правило, не случалось; экономия получалась больше транзакционная - меньше передаточных звеньев. Но согласен с вами, управляемость и решение насущных проблем населения на территориях не ухудшались. Большой экономии в деньгах не получалось в силу того, что в сельских поселениях уровень заработных плат пониже.
-
Этот вопрос очень щепетильный. Мы прекрасно понимаем, кто является источником негатива зачастую при разных оптимизациях и трансформациях. Когда укрупнялись больницы центральные районные, или когда образовательные учреждения укрупнялись, это, как правило, кого касалось? Бухгалтера, директора, то есть учителей-то никогда не трогали, но почему-то сразу же широкая общественность вставала на защиту, «ай-ай-ай, у нас школу закроют!». Конечно, тут нужно избежать вот этих вещей. Главам администраций нужно с людьми очень трепетно, нежно и бережно эту работу проводить, благо, что опыт такой есть. И в подавляющем большинстве районов ушли мы от схемы, когда в городских поселениях, являющихся административными центрами были свои администрации. Не проиграли Вязники в управляемости после того, как не стало главы администрации города Вязники, и полномочия исполняет Игорь Владимирович Зинин в качестве главы администрации [Вязниковского] района. Хуже управляемость не стала, но вот с людьми нужно было аккуратненько, и это получилось. Ничего страшного не произойдёт.
Елена Шаломенцева, председатель государственно-правового комитета администрации Владимирской области, доцент кафедры «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» Владимирского филиала РАНХиГС:
- Я приведу пример по городу Владимиру, как тот человек, который занимался оптимизацией территориальной схемы по Лесному, по Энергетику и по Юрьевцу. Это - так называемые «присоединённые территории». Я являлась ответственным должностным лицом по поручению и главы города [Владимира], и председателя Совета [народных депутатов]. Сколько же мы сэкономили на выборах депутатов в Лесном, Энергетике и Юрьевце! Спасибо им, до сих пор вспоминаем: спокойно сложили люди свои полномочия и мы аккуратненько создали ликвидационные комиссии. Мы на этом сэкономили. Я просто как специалист говорю.
Александр Цыганский, председатель комитета Законодательного Собрания Владимирской области по местному самоуправлению, земельным отношениям и административно-территориальному устройству:
-
Во многом согласен с тем, что прозвучало - и с положительными моментами, которые были высказаны, и с конструктивной критикой, которая высказана [главой округа Муром] Евгением Евгеньевичем [Рычковы]. Отдельные слова благодарности Вячеславу Юрьевичу Картухину, который выступил инициатором сегодняшней встречи, где мы можем откровенно обсуждать, и не стесняясь высказывать и положительные, и отрицательные стороны данного проекта закона.
-
Действительно, проект закона вызвал интерес у депутатов. Проведено было расширенное заседание комитета, где приняли участие более 80% депутатов Законодательного Собрания. Мнения депутатов разделились. Были, как на 100% против проекта закона, были сторонники этого проекта закона.
-
Действительно, те, кто имел и имеет вообще мало-мальский какой-то опыт работы в органах власти местного самоуправления, в большинстве своем высказывались в поддержку данного проекта закона. Безусловно, есть недоработки, о которых сегодня уже достаточно говорили. Я думаю, что еще коллеги из практики будут тоже об этом говорить, наши уважаемые главы [органов местного самоуправления], другие эксперты.
-
Лично моя позиция - я поддерживаю этот проект закона. Считаю, что в первую очередь выстраивается все-таки вертикаль власти, выстраивается одноуровневая модель [муниципальной власти]. И то, о чем говорил сегодня Александр Всеволодович [Разов]: действительно экономятся деньги. Но не на аппарате, естественно, деньги экономятся, а прежде всего на выборах деньги экономятся, сумасшедшие деньги экономятся. Как показал анализ по Собинскому району, мы все видели эти цифры, когда явка до 20% населения желает выбирать, а остальные не желают.
-
И у меня следующий вопрос. Я обращаюсь прежде всего к главам, что у нас решают сельские депутаты?
Хор голосов:
- Сельские бюджеты принимают.
Александр Цыганский:
- Сельские бюджеты, которые составляют специалисты районной администрации, предоставили им для утверждения. Дальше, ещё что они решают? Я могу сказать из практики, как в прошлом два созыва депутат сельского уровня, Боголюбовского сельского поселения [Суздальского района], ничего больше не решают депутаты сельские. Это общественники, которые собрались раз в квартал, чтобы принять те решения, которые им подготовили и, соответственно, разойтись по домам.
Кто-то:
- Ещё одно важное они решают: они по конкурсу главу администрации сельского поселения назначают.
-
Да. Поэтому этот уровень, что касаемо администрации, безусловно, на местах должны сохраниться территориальные подразделения. К сожалению, законодатель в представленном проекте закона, который принят в первом чтении, этому мало уделил внимания. Я согласен с тем, что должна быть выработана четкая структура, как это все должно выглядеть. Мы не должны потерять тех людей, которые работают на местах, потому что мы сами прекрасно понимаем, что других специалистов в сельских территориях мы не найдем. С другой стороны, мы также понимаем, что та модели, которая сегодня существует, когда гражданин...
-
Мы сегодня говорим о власти много, но очень мало говорим о гражданах. Прежде всего я полагаю, что граждане от этой одноуровневой модели должны выиграть. Каким образом? Сегодня гражданин приходит в сельскую администрацию, и говорит: «Мне нужно получить разрешение на строительство дома». Есть такие полномочия у сельского поселения? Нет, конечно. Или там: «Мне нужно оформить земельный участок». Поможет специалист администрации сельского поселения? Нет. Он скажет: «Это полномочия районного уровня. Езжайте, пожалуйста, за 30 километров в районную администрацию. Там, возможно, вам и помогут». Когда это территориальное подразделение районной администрации, уже специалист районной администрации, который находится на территории сельского поселения, он уже не сможет так сказать. Он не сможет сказать: «Вы езжайте туда, не знаю, куда, и вам, возможно, там помогут». Здесь важно предусмотреть либо на федеральном уровне, либо же на региональном уровне прописать четкую структуру, как это должно выглядеть для того, чтобы обеспечить качественные услуги для нашего населения. Практически во всех структурах у нас происходит в режиме единого окна, там сейчас переформатируется. Та же самая история должна происходить на уровне сельских поселений. Мы должны обеспечить качественную услугу для нашего населения. Тогда этот механизм будет работать.
-
Я внимательно изучал опыт Московской области, где уже этот переход состоялся, где отказались от сельских поселений. Там фактически руководитель субъекта федерации назначает глав, контролирует их, рейтингует. Я вам честно скажу, знаком со многими из глав, которые сегодня работают на территории Московской области. Это очень сильно стимулирует их к работе. Каждый месяц происходит рейтингование. Каждый месяц готовится социология по тому или иному руководителю. Отслеживается исполнение указов президента. Отслеживается исполнение указов и распоряжений главы региона. Уже составляется, кто в зеленой зоне, кто-то в красной. Кто-то может в этом месяце быть в зеленой зоне, а в следующем может быть уже в красной зоне. Как некоторые главы говорят: «Сегодня губернатор может нам медаль повесить, а завтра отстранить от должности, потому что мы уже не справляемся». Это способствует развитию муниципальных образований, не отдалению от населения некоторых руководителей. Я считаю, что это тоже положительный момент.
-
По поводу реформы. Здесь говорили, что не нужно реформировать, что реформа вызывает негатив. Любая реформа проходит сложно, особенно если она затрагивает несколько сфер жизнедеятельности. Этот этап мы тоже должны с вами пройти.
-
Конечно, еще раз хочу подчеркнуть, что закон требует доработки. Для этого мы сегодня с вами собрались, для этого мы сегодня с вами высказываемся. Я уверен, что такие встречи проходят и в других субъектах Федерации. Эти поправки, которые сегодня готовятся на уровне Государственной Думы и на территории субъектов Российской Федерации, мы также предложили депутатам в течение 15 дней сформулировать эти поправки, направить в Законодательное Собрание. Будут доработаны и будут отвечать тем запросам, которые сегодня озвучиваются, в том числе и на этом круглом столе.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.