14 ноября во Владимирской области состоялись публичные слушания по проекту областного бюджета на 2019 и плановый период 2020-2021 года - перед первым чтением закона о бюджете в ЗакСобрании.
Вел публичные слушания вновь избранный председатель бюджетного комитета Михаил Максюков. Об основных параметрах представленного финансового документа народным избранникам, общественникам и журналистам рассказал вице-губернатор Вячеслав Кузин.
Главной особенностью сформированного и публично представленного документа стала перспектива выхода региона на бездефицитный бюджет — уже в ближайшем трехлетнем периоде.
На 2019 год бюджетный дефицит запланирован на уровне чуть более 2 млрд рублей, в 2020-м — чуть менее 500 миллионов, а к 2021 году объем доходов и расходов должен сравняться. В процентом отношении это значит, что в 2019-м году дефицит составит 4,5% от всех доходов, а в 2020-м – всего лишь чуть больше 1%. 2021 год же, впервые за последнее десятилетие (начиная с 2009 года — то есть, с докризисного периода), область сможет свести доходы с расходами и больше не затыкать бюджетные дыры.
Как пояснил председатель бюджетного комитета Михаил Максюков, предъявляемая к регионам Москвой финансовая дисциплина жестко не требует от субъектов федерации работы без дефицита. Но такая бюджетная политика позволит области в приоритетном порядке участвовать в федеральных программах и проектах.
Вячеслав Кузин пояснил, что сбалансированность бюджета позволит региону ограничить размеры государственного долга. По словам вице-губернатора, в результате грамотной бюджетно политики, размер долга региона из года в год не только не растет, но и сокращается:
Что касается основных параметров бюджета 2019 года, доходы по планам должны составить 58,3 млрд рублей, расходы 60,4 млрд. В трехлетнем периоде рост налоговых и неналоговых доходов бюджета, судя по обнародованным планам, должен вырасти с 44,9 млрд (в 2019-м) до 50,5 млрд рублей (в 2021-м).
В процентном отношении в 2019-м году увеличение доли собственных доходов бюджета планируется почти на 9%. А это показатель, в свою очередь, свидетельствует о возможности снижения уровеня дотационности, то есть — большей независимости от федерального центра:
Расходная часть бюджета будет, напротив, последовательно сокращаться. В 2019 году она составит 60,4 млрд, в 2020 - 58,3 млрд, в 2021 году – 59,5 млрд рублей. Основную долю (68% или 41 млрд рублей) в расходах 2019 года по-прежнему занимают траты на социальную сферу. 25% - на образование, 21,5% - на социальную политику, 17% - на здравоохранение.
Федеральная доля денежных поступлений федерального уровня, она распределена следующим образом:
-
Объем безвозмездных поступлений — 13,4 млрд
-
Дотации — 5,8 млрд
-
Субсидии — 3,1 млрд
-
Субвенции — 3,6 млрд
-
Средства Фонда реформированию ЖКХ — 3,8 млрд
Часть бюджетных средств еще не распределена и зарезервирована для участия в федеральных программах. Об окончательном распределении денег будет известно после принятия соответствующих решений на федеральном уровне. В настоящее время распределен не весь объем межбюджетных трансфертов. К настоящему моменту Минфин распределили пока менее 40 % субсидий регионам.
Белодомовские финансисты зарезервировали около 400 миллионов рублей на участие в национальных проектах «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Безопасные и качественные автомобильные дороги». По оценкам вице-губернатора Кузина, это позволит привлечь в область более 3,5 млрд рублей федеральных денег.
Еще одной особенностью формирования бюджета стало принятие решения о перераспределении приоритетов в сторону поддержки муниципалитетов. Финансисты напоминают, что за последние годы с областного на муниципальный уровень уже передано 15% акцизов на ГСМ, 15% налоговых сборов, взимаемых по упрощенной системе налогообложения, 100% - налогов на патент.
В новом бюджетном периоде для прямого пополнения муниципальных бюджетов переданы доходы от уплаты акцизов на производство традиционных напитков (медовухи, сидра, пуаре) и на добычу глины и песка. Подробнее об этом — в материале Зебра ТВ «Города отвоевали хмельной акциз».