Что мешает «Т Плюс» соблюдать договоренности и оперативно модернизировать владимирские теплосети?

В департаменте цен и тарифов объяснили, почему концессионеру не хватает средств на инвестирование в модернизацию владимирских теплосетей, где бизнес-структура могла бы найти эти деньги и при чем здесь тарифы
Новости Автор: 26 Августа, 09:03 4 1516

За семь лет работы по концессионному соглашению с владимирской мэрией компания «Т Плюс» инвестировала в модернизацию городских теплосетей 1,63 миллиарда рублей. Тогда как согласно заключенному в 2012 году договору уже к 2023 году общий объем инвестиций должен был составить 6,6 миллиарда.

Такие цифры редакции Зебра ТВ предоставил в ответ на запрос департамент цен и тарифов администрации Владимирской области. Речь в данном случае, идет исключительно о средствах, обеспеченных тарифной составляющей. Общий же объем инвестиций «Т Плюс» (бывш. «ВКС») в тепловое хозяйство столицы 33 региона в итоге должен составить 8,7 миллиарда рублей. Соглашение по передаче муниципальных сетей в частное управление подписано между сити-менеджером Андреем Шохиным и экс-главой ОАО "ВКС" Валерием Телегиным.

Напомним, что все эти деньги крупная бизнес-структура должна была вложить в обслуживаемое ею хозяйство города Владимира до 2023 года — то есть, уже через четыре года закончить всю обещанную жителям города модернизацию. Тем не менее, недавно руководство компании сообщило, что этого не произойдет — сроки инвестирования прописанных в договоре средств будут растянуты на время, вдвое больше заявленного.

Объясняя такую позицию топ-менеджмент компании, в частности, сослался на то, что не может выполнить взятые на себя обязательства по модернизации тепловой инфраструктуры областного центра в связи с недостаточным ростом тарифа, утверждаемого для жителей областным департаментом цен.

Зебра ТВ попросила тепловиков назвать тот тариф, который бы устроил компанию-концессионера, чтобы она могла инвестировать заявленными ранее темпами. Однако ни на этот, ни на другие вопросы редакции относительно выполнения условий концессионного соглашения в «Т Плюс» так и не ответили.

Зебра ТВ обратилась за разъяснением ситуации в департамент цен и тарифов администрации Владимирской области. На вопрос о том, действительно ли устанавливаемый для тепловой структуры тариф не дотягивает до тех цифр, что прописаны в соглашении владимирской мэрии и компании-концессионера (и, если да, то почему), в тарифном ведомстве пояснили следующее:

«Концессионное соглашение, в рамках которого работает АО "ВКС" в областном центре, заключено с администрацией города Владимира в 2012 году на срок 23 года – до июля 2035 г. Общий объём обязательств концессионера в теплосетевой и теплоэнергетический комплекс города, финансирование которого возможно через тариф на тепловую энергию - 6,6 млрд.руб. без НДС.

Параметры инвестиционных обязательств концессионера по данному соглашению определялись сторонами самостоятельно без предварительного согласования с органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. На тот момент Федеральный закон "О концессионных соглашениях" императивную норму о необходимости подобного согласования не содержал.

В связи с этим у департамента цен и тарифов отсутствуют обязательства руководствоваться заключенным концессионным соглашением. Регулирование АО "ВКС" осуществляется на общих основаниях без безусловного требования учитывать в расчете тарифов достигнутые договоренности между концессионером и концедентом.

При этом с момента заключения концессии инвестиционные расходы в тарифах на тепловую энергию учитывались в параметрах утвержденных инвестиционных программ».

Профильные специалисты зафиксировали, что объемы инвестиций относительно заявленных в 2012-м году планов начали снижаться с 2016 года. Если редакция корректно интерпретировала полученную информацию, то в целом объем недовложенных за этот период средств оценивается в 1,44 миллиарда рублей:

«За истекший период АО "ВКС" в рамках утверждённых ИП уже реализовало инвестиционных мероприятий на сумму 1,63 млрд. руб., при этом все они были обеспечены тарифными источниками. Целевая направленность инвестиций, реализуемых АО "ВКС" – повышение надёжности и качества теплоснабжения.

Снижение фактических объемов инвестиций относительно параметров, зафиксированных в концессионном соглашении, происходит с 2016 года. В целом за рассматриваемый период объем инвестиций, учитываемый в тарифах оказался ниже продекларированного в концессионном соглашении на 1,44 млрд.руб. без НДС».

При этом в профильном департаменте подчеркивают, что тарифная политика Белого дома, с которым не согласовывались принимаемые руководством города Владимира решения, никак не ущемляет концессионера в поиске других источников средств, необходимых для выполнения условий подписанного договора. Тем не менее, руководство бизнес-структуры не стало искать других возможностей исполнения своих обязательств:

«Важно отметить – принимаемые департаментом тарифные решения в отношении АО "ВКС" ни в коем случае не лишают концессионера возможности самостоятельно изыскать средства сверх доступных тарифных источников для исполнения принятых на себя обязательств, привлекая с этой целью кредитные ресурсы. Возврат дополнительно привлечённых средств компания вправе осуществить до конца срока действия концессионного соглашения, реализовав процедуру внесения соответствующих изменений в инвестиционную программу.

Однако, такой механизм реализации исполнения концессионных обязательств АО "ВКС" не рассматривался».

Руководство департамента цен и тарифов сообщает, что замедление роста тепловых тарифов (и как следствие — недополучение бизнес-структурой тех денег, на которые она рассчитывала) обусловлено принятием федерального закона, запрещающего неконтролируемый рост сумм в платежках потребителей:

«На территории Владимирской области уполномоченным органом исполнительной власти на утверждение инвестиционных программ в сфере теплоснабжения является департамент жилищно-коммунального хозяйства. Действующие инвестиционные программы АО "ВКС" прошли обязательную процедуру согласования с органом местного самоуправления и департаментом цен и тарифов. В рамках указанной процедуры департаментом цен и тарифов осуществлялась оценка доступности тарифов для потребителей и целевых индикаторов реализации инвестиционной программы (снижение удельного расхода топлива, технологических потерь на передачу тепловой энергии).

Критерием доступности тарифов для потребителей в настоящее время является соблюдение роста платы граждан за коммунальные услуги. Сложившееся по АО "ВКС" повышение тарифа на тепловую энергию с 1 июля 2019 года составило 1,8% или на уровне среднего увеличения платежей за коммунальные услуги, установленных Правительством РФ в размере 2%.

Расходы на инвестиции в действующем тарифе 269,91 млн.руб., по плану реализации концессии они должны бы были составить 678,43 млн.руб. Их учет в тарифной выручке привел бы к росту тарифа не на 1,8%, а на 15,8%.

По существующему порядку в таком случае местным парламентариям потребовалось бы принятия решение о повышении коммунальных платежей сверх максимально возможного уровня, установленного по муниципальным образованиям Владимирской области в размере 4%. Такой готовности администрация города Владимира в рамках согласования инвестиционных программ АО "ВКС" за все время реализации концессии ни разу не выражала».

XVI-4717.jpg Мария Новоселова

При этом в тарифном ведомстве, возглавляемой Марией Новоселовой, обращают внимание на то, что, несмотря на невыполнение условий инвестсоглашения, «Т Плюс» содержит инфраструктуру областного центра в очень приличном состоянии. Об этом, в частности, говорит ежегодно публикуемый объем теплопотерь:

«Возможно данная позиция связана и с тем, что в целом основные индикаторы отрасли теплоснабжения на сегодня укладываются в нормативные значения, а по ряду показателей складываются значительно ниже. Так например, фактические теплотери по отчетным данным АО "ВКС" за 2018 год составили 239,7 тыс.Гкал, при учтенном в тарифе нормативе потерь в размере 315,9 тыс.Гкал».

В целом, в департаменте считают принятое решение о растягивании сроков модернизации в текущих обстоятельствах - логичным. При этом специалисты называют возможности, предоставленные бизнес-структуре руководством владимирской администрации «наиболее лояльными». И еще раз подчеркивают: компания могла бы инвестировать в городское тепловое хозяйство все, что она ранее обещала, если бы перед ней стояла именно такая задача:

«Безусловно, принятое решение по продлению сроков обязательств концессионера является наиболее лояльным механизмом их исполнения, поскольку не повлечет за собой дополнительного роста тарифов. Но, подчеркнем, такое утверждение справедливо исключительно исходя из принятой концессионером модели исполнения обязательств. Единовременное привлечение кредитных ресурсов с их последующим возвратом через тарифную выручку (амортизация, проценты за пользование кредитом) также позволило бы соблюсти и доступность тарифов, и исполнение обязательств».

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате