Чтобы уравнять муниципалитеты, областной бюджет отдаст 7 миллиардов рублей

Между 15 муниципалитетами Владимирской области будут распределены 6,8 миллиарда рублей из регионального бюджета на выравнивание их бюджетной обеспеченности. Шесть муниципалитетов отказались от этих дотаций в пользу увеличения нормативов поступления в их бюджеты сборов от НДФЛ
Новости Автор: 28 ноября 2023, 14:51 2522

28 ноября Законодательное Собрание Владимирской области приняло в первом чтении закон о региональном бюджете на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов. Первое чтение предполагает утверждение основных параметров главного финансового документа — доходов бюджета, его расходной части, дефицита (превышения расходов над доходами), предельного объёма государственного долга. Кроме этого, депутаты утвердили и объём дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов.

Этот параметр подразумевает безвозмездное направление в города и районы средств областного бюджета для того, чтобы уравнять доходные части их бюджетов из расчёта на душу населения. Размеры этих дотаций рассчитываются из того, чтобы на одного человека, проживающего в территории, было предусмотрено около 14 тысяч рублей в год. То есть, муниципальные бюджеты получат разные суммы, которые уравняют их возможности.

На публичных слушаниях по проекту закона об областном бюджете первый вице-губернатор, министр финансов Владимирской области Вячеслав Кузин говорил, что самый бюджетообеспеченный район — Ковровский. Соответственно, ему дотации выделены не будут, а остальные муниципалитеты будут выравниваться по его показателям. Конечно, всех до одной планки не поднять, но этот вид поддержки территорий — один из важнейших в плане оказания финансовой помощи органам местного самоуправления.

Отметим, что средства на выравнивание бюджетной обеспеченности также не направляются в муниципалитеты, которые взамен согласились на увеличение нормативов отчислений в их бюджеты от поступлений НДФЛ — налога на доходы физических лиц. Это города Ковров и Муром, а также Собинский, Александровский и Петушинский районы. В этих территориях ожидают роста заработных плат и появления новых рабочих мест. Главам этих территорий предстоит наладить более плотное взаимодействие с Федеральной налоговой службой по мобилизации сбора налогов — выявлять «серые» схемы, решать проблемы недоимок.

В 2024-2026 годах на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов в областном бюджете предусмотрены 6,8 миллиарда рублей (в 2024 году — 2,5 миллиарда).

Список муниципалитетов Владимирской области, получающих из регионального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, в порядке убывания сумм. Приведены размеры дотаций в трёхлетнем периоде, в скобках указаны объёмы, запланированные к получению в 2024 году.

  • Гусь-Хрустальный район — 1,23 миллиарда рублей (522 миллиона рублей);
  • Вязниковский район — 753,6 миллиона рублей (318,3 миллиона рублей);
  • Меленковский район — 673 миллиона рублей (284,2 миллиона рублей);
  • Гороховецкий район — 416,4 миллиона рублей (175,8 миллиона рублей);
  • Юрьев-Польский район — 410 миллионов рублей (173,15 миллиона рублей);
  • Селивановский район — 388,7 миллиона рублей (164,1 миллиона рублей);
  • город Гусь-Хрустальный — 367,5 миллиона рублей (155,2 миллиона рублей)
  • Судогодский район — 343,2 миллиона рублей (144,9 миллиона рублей);
  • Муромский район — 331,5 миллиона рублей (140 миллионов рублей);
  • город Владимир — 262,4 миллиона рублей (110,8 миллиона рублей);
  • Суздальский район — 254,3 миллиона рублей (107,4 миллиона рублей);
  • Камешковский район — 181,8 миллиона рублей (79,3 миллиона рублей);
  • Кольчугинский район — 141,8 миллиона рублей (59,9 миллиона рублей);
  • ЗАТО город Радужный — 111,4 миллиона рублей (47 миллиона рублей);
  • Киржачский район — 66,1 миллиона рублей (27,9 миллиона рублей).

Нераспределённый резерв средств областной казны на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов на 2025-2026 годы составит 856,6 миллиона рублей.

UPD

Расшифровка фрагмента дискуссии, касающегося дотаций муниципалитетам на выравнивание бюджетной обеспеченности

ZS5D0910.jpg

Вячеслав Кузин, первый заместитель губернатора, министр финансов Владимирской области:

  • Предмет первого чтения [закона об областном бюджете] — это объём и распределение дотаций [муниципальным образованиям] на выравнивание бюджетной обеспеченности. В 2024-2026 годах сохранена действующая методика ее распределения.

  • На 2024-2026 годы, эти решения исключительно Советом народных депутатов принимаются, 6 муниципальных образований — город Ковров, округ Муром, Ковровский, Петушинский, Собинский, Александровский районы — приняли решение о замещении дотации на выравнивание дополнительными нормативами от НДФЛ (налога на доходы физических лиц). Если будут получать больше, у нас нет никаких прав уменьшать эти нормативы. Это — стимул для органов местного самоуправления, извините меня, наращивать и привлекать инвестиции, и безусловно работать со своими предприятиями в целях наращивания фонда оплаты труда, то есть роста заработной платы, а с другой стороны, вся дополнительная их работа будет стимулироваться за счет привлечения дополнительных доходов за счет этого источника.

  • В соответствии с областным 139 законом критерий выравнивания определен на 2024 год в объеме 14 109 рублей, исходя на 1 жителя — это критерий выравнивания, принцип выравнивания. Выравниваем для жителей, и основа — жители. Рост к базовому периоду предыдущей трехлетки, мы всегда должны его видеть, а это был 2021 год, тогда выравнивание было 10 352 рубля. То есть 36% рост на каждого жителя Владимирской области.

  • В результате предоставления дотации разрыв бюджетной обеспеченности муниципальных образований сократится в 2024 году более, чем в 2 раза. При этом те муниципальные образования, у которых бюджетная обеспеченность выше этого уровня, мы с вами приняли решение: мы не изымаем у них эти средства. Мы оставляем их в распоряжении этих муниципальных образований. Для чего? Чтобы опять-таки был стимул наращивания собственного налогового потенциала.

Вопрос:

  • Вы говорили, что шесть муниципальных образований отказались от дотаций на выравнивание бюджета и перешли на нормативные отчисления от НДФЛ, соответственно. Только 2 муниципальных образования в этом году добавились. Здесь вопрос. Как вы оцениваете эту практику в целом? Как устанавливается и может меняться процент дополнительных нормативных отчислений от НДФЛ? Соответственно, в этой связи какие территории в перспективе могут еще перейти на замену дотациям?

Вячеслав Кузин:

  • Первое сразу отвечаю, в чем позитив этого мнения. Ковровский район еще три года назад, когда это решение не приняли депутаты Ковровского района, подчеркиваю, Ковровский район, как Гусь-Хрустальный район, по уровню бюджетной обеспеченности был внизу нашей турнирной таблицы. Мы их выравнивали. Сегодня Ковровский район по уровню бюджетной обеспеченности с учетом дополнительных нормативов уже занимает первую, лидирующую позицию.

  • Что это означает? Это означает следующее, что если он бы оставался на дотациях на выравнивание, он бы средств получил значительно меньше, чем от этого норматива. Почему? Инфраструктурный проект «Доброград» и другие вещи, извините меня, новые инвестиции — это новый уровень зарплаты. А новый уровень зарплаты для людей, для наемных рабочих — это и доходы бюджета тоже. Эта тема касается каждого без исключения муниципального образования. Они тоже должны стремиться к увеличению своего инвестиционного потенциала. И когда привлекаются инвестиции на территории, после этого делаются эти оценки. Вам в пример и Муром, и Ковров. Они же оценили [свои возможности] во всех этих вопросах и перешли [от получения дотаций на выравнивание к увеличению нормативов поступлений от НДФЛ]. Сразу скажу, что мы это оцениваем в базисе. Мы оцениваем в потенциале, а не в фактических доходах, когда начисляем эти нормативы. Как правило, у всех у них они значительно превышают дотации. Вот это уже решение каждого. Мы с вами с ними постоянно работаем, разъясняем им, объясняем им, но решение за депутатами. Мы не можем с вами с нашего уровня навязывать эти решения, потому что они могут и проиграть. Заменят нормативы, а не получат [больше денег, чем по дотациям]. Они тоже это учитывают, поэтому не торопятся [отказываться от дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности]. Особенно Меленковский район, я сразу скажу, где проблемы с привлечением туда инвестиций новых.

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.