В понедельник, 25 января, во Владимире возобновились суды над задержанными участниками несанкционированной акции в поддержку Алексея Навального. Первые постановления были оглашены накануне: организатора протестов Ивана Туманова арестовали на 7 суток, а активиста Кирилла Ишутина — на 8 суток.
Судьба остальных задержанных оставалась неизвестной — адвокатов не пускали в изолятор временного содержания. Никакой официальной информации спустя двое суток после завершения акции полиция не представила не только СМИ, но и родственникам тех, кто оказался под стражей.
Узнать хоть что-то попробовал лидер фракции КПРФ в Законодательном Собрании Владимирской области Максим Шевченко: его помощник Кирилл Алексеев был среди задержанных 23 января. Вместе с двумя другими членами фракции КПРФ Шамилем Хабибуллиным и Антоном Клюевым Шевченко около часа добивался, чтобы его пропустили в ИВС на улице Осипенко,40.
Депутатский статус, который разрешает посещение пенитенциарных учреждений, не помог: члены фракции КПРФ областного парламента так и не смогли пройти через пропускной пункт. Начальник изолятора отказался встречаться с ними. Ситуация вынудила депутатов написать жалобу в прокуратуру города Владимира.
В то время, как коммунисты стояли у ворот изолятора, нескольких задержанных во время акции уже доставили в суды. Четверых — Кирилла Алексеева, активиста Данилу Белякова, его брата Владислава Белякова, а также жителя города Владимира Михаила Рабина — привезли в Октябрьский районный суд. Еще четырех человек, как выяснилось позже, отправили в Ленинский районный суд.
Первое заседание — по делу Кирилла Алексеева — началось после 13:00. Процесс проходил в открытом режиме, но родственников в зал суда не пустили, чтобы не распространять коронавирус. На Алексеева составили протокол по части 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ: ему вменяли участие в несанкционированном митинге, которое помешало нормальной работе транспорта и движению пешеходов.
Слушания по делу Кирилла Алексеева продлились около получаса. Помощник депутата ЗакСобрания Максима Шевченко попросил вызвать для допроса в качестве свидетелей нескольких человек, в том числе составившего на него рапорт майора полиции Полибина. Судья Татьяна Краснова отложила заседание до 29 января.
Так как 48 часов с момента задержания Алексеева истекли, он смог представлять интересы другого задержанного Владислава Белякова. Рассмотрение его дела отложили до 5 февраля. Третьего задержанного Михаила Рабина оштрафовали на 10 тысяч рублей за нарушение порядка участия в митинге (часть 5 статьи 20.2 КоАП РФ): мужчина встал в хоровод вокруг елки на площади Победы и вместе со всеми скандировал речевки, обращенные к президенту Владимиру Путину.
Дольше всех своего вердикта ждал Данила Беляков. Его обвиняли в организации публичного мероприятия без подачи уведомления в установленном законом порядке (часть 2 статьи 20.2 КоАП РФ). Поводом для административного дела стало короткое видео, опубликованное в телеграм-канале «Беляков» за день до акции. В кадре активист называет себя организатором мероприятия и приглашает всех поддержать протесты.
В суде Данила Беляков не стал оспаривать подлинность видео, но и отказался признавать себя организатором протестов, назвавшись ведущим митинга. Он заявил, что не публиковал ролик, так как «телеграм-канал „Беляков“ — это бренд» и доступ к нему есть у нескольких человек. Активист, отвечая на вопросы своего общественного защитника Максима Шевченко, заявил, что узнал о том, что акция не согласована городскими властями, из соцсетей.
Данила Беляков, отвечая на вопросы судьи, отметил, что в изоляторе к нему применяли силу. Чтобы сфотографировать активиста, сотрудники ИВС заломили ему руки, схватили за волосы и лицо, после чего насильно развернули к фотокамере, вспоминал Беляков. Он также рассказал, что его достаточно жестко задержали, и попросил о допросе свидетелей, но получил отказ.
Чтобы подготовить постановление, судье понадобилось около часа. В итоге Данилу Белякова арестовали на 7 суток, но зачли два дня, проведенных им в изоляторе временного содержания. Адвокат Алексей Цветков сразу же заявил, что оспорит постановление, а сам Беляков объявил голодовку. Активист намерен держать ее до своего освобождения 31 января.
Пока в Октябрьском районном суде шли заседания, из ИВС стали выпускать других задержанных. Один из них, Павел Торговцев, пожаловался на невыносимые условия содержания в изоляторе. В частности, как утверждает Торговцев, питьевую воду и мыло задержанным выдали только утром 25 января, незадолго до визита уполномоченного по правам человека во Владимирской области. Другой участник акции Дмитрий Евсеев, вышедший на свободу вместе с Торговцевым, на условия содержания не жаловался, и даже похвалил еду.
Примерно в то же время закончились заседаниями по делам задержанных участников субботней акции в Ленинском районном суде. Со слов родственником подсудимых, одного из протестовавших оштрафовали на 12 тысяч рублей. Какие постановления вынесены в отношении трех других задержанных во время протестов, Зебра ТВ неизвестно.
Уже вечером, около 17:00 лидер фракции КПРФ в Законодательном Собрании Владимирской области Максим Шевченко и депутат ЗакСобрания от компартии Шамиль Хабибуллин снова попытались попасть в изолятор временного содержания на улице Осипенко и встретиться с его начальником. Депутатов не пустили и на этот раз, а руководитель ИВС, увидев членов областного парламента, по рассказам очевидцев, просто уехал.
Самые яркие события дня — в инстаграме Зебра ТВ.