В судебном разбирательстве по делу бывшего главы города Владимира Дмитрия Наумова, начавшемся 9 декабря в Октябрьском районном суде, выяснились обстоятельства, при которых он получил взятку от «кладбищенской мафии». Также были оглашены подробности того, что он должен был сделать в интересах взяткодателей. Экс-градоначальник получил 1,1 миллиона рублей от Сергея Ершова - замдиректора муниципального учреждения «Центр управления городскими дорогами» (ЦУГД). В ведении этого предприятия находятся земельные участки, предназначенные для захоронений, а также выделяются места для погребения. Ершов, ранее занимавшийся ритуальным бизнесом в Подмосковье, стремившийся заработать и на родственниках усопших владимирцев, в кооперации с неким Зачесовым решил зайти на местный рынок с помощью взятки мэру города Владимира. Зачесов не фигурирует в уголовном деле Наумова; является ли он обвиняемым по другому делу в отношении группы лиц, входящих в «кладбищенскую мафию», пока неизвестно.
Артем Туров
Начальник отдела гособвинителей судебно-правового управления прокуратуры Владимирской области Артем Туров так описал устремления криминального дуэта:
Первая встреча Ершова и Зачесова с Наумовым состоялась 14 ноября 2023 года, на ней они обговорили вопросы, которые градоначальник должен был «решить»:
-
назначить нужных людей в ЦУГД и муниципальное унитарное предприятие «Специализированный комбинат ритуальных услуг» (МУП СКРУ);
-
издать нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере похоронного дела на территории города Владимира, предоставляющие льготы и преимущества членам преступной группы, действующим от имени СКРУ;
-
иным образом способствовать продвижению деятельности Ершова и Зачесова в сфере похоронного дела.
Для начала с подачи Наумова Ершов был назначен заместителем директора ЦУГД, а чуть позже предложенный им Никита Петрунин получил пост начальника СКРУ. Комбинат, как было сказано в обвинительном заключении, «осуществляет деятельность в целях решения социальных задач, в том числе по реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам, по оказанию ритуальных услуг, по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг».
После этого Наумов способствовал изданию и подписал «Положение о погребении и похоронном деле на территории муниципального образования город Владимир», который был утверждён постановлением администрации города Владимир № 2864 от 17 декабря 2024 года. Оно предоставляло МУП СКРУ льготы и преимущества на рынке оказания ритуальных услуг населению (впоследствии прокуратура добилась его отмены).
Наумов с октября 2024 года по март 2025-го в три захода лично получил взятку в виде денег в общем размере 1,1 миллиона рублей.
За эти деяния Дмитрию Наумову было инкриминировано получение взятки в особо крупном размере (часть 6 статьи 290 УК РФ).
После оглашения обвинительного заключения экс-градоначальник заявил, что он ещё на следствии признал вину, и пожелал сразу же дать показания. Он рассказал суду, что искренне стремился улучшить ситуацию с работой городского кладбища, но угодил в «расставленные сети», и ничего не знал о преступлениях «кладбищенской мафии». Что касается взяток, то это было по обоюдному согласию, а размер мзды определял Ершов.
Подробнее — в материале «Экс-мэр Наумов взятку признал, но заявил, что не знал о кладбищенских махинациях».
После выступления Наумова, гособвинитель Артем Туров обратился к судье Денису Синицыну с ходатайством огласить протоколы двух допросов подсудимого на стадии следствия. Прокурор пояснил, что такая необходимость вызвана «существенными противоречиями, имеющимися в показаниях, которые подсудимый дал в судебном заседании, с показаниями, которые были даны им на предварительном следствии». Например, в части того, кто являлся инициатором передачи денег, и кто определял сумму взяток.
Из этих показаний, которые Наумов добровольно дал следователю (дело находилось в производстве следователя второго отдела по расследованию особо важных дел Анастасии Баклагиной) 2 сентября и 21 октября 2025 года, стало понятным, что и как делал экс-градоначальник по заказу «кладбищенской мафии».
Зебра ТВ коротко излагает суть оглашённых гособвинителем протоколов допросов.
НАЗНАЧЕНИЕ НУЖНЫХ ЛЮДЕЙ
В 2023 году, когда во Владимире проходила реорганизация рынка ритуальных услуг и содержанием кладбищ, кто-то предложил Наумову Ершова как «специалиста в указанной сфере». Ершов несколько раз встречался с Наумовым и убедил, что ему необходимы «должности в МУП СКРУ и МКУ ЦУГД, на которые встанут люди Ершова, чтобы взаимодействовать между собой».
Цитата из допроса Наумова от 2 сентября: «Ершов сказал, что приехал в город Владимир для зарабатывания денежных средств с помощью ритуального бизнеса. Ершов сказал, что если я им помогу в организации указанных вопросов, он меня впоследствии отблагодарит. Я согласился».
В январе 2024 года в связи с реорганизацией МКУ ЦУГД и передачей полномочий из МКУ «Благоустройство» в «Центре управления городскими дорогами» была введена должность заместителя директора, курирующего направление «содержание кладбища».
Позже предыдущий директор МУП СКРУ уволился по личным обстоятельствам, и Ершов предложил Наумову назначить на эту должность Никиту Петрунина. Изучением резюме Петрунина занимался вице-мэр Глеб Серегин, у которого возникли сомнения по поводу профпригодности соискателя, на что Наумов ему ответил, что Ершов всему Петрунина научит, и назначение состоялось. На следующем допросе Наумов скажет, что до Петрунина Ершов предлагал устроить неназванную женщину и даже присылал её резюме, но она в итоге сама отказалась.
СОГЛАШЕНИЯ О «ПЕРЕВОЗКЕ ТРУПОВ»
В начале 2024 года Ершов сказал Наумову, что для того, чтобы «увеличить количество умерших», необходимо наладить взаимодействие с ГО и ЧС, службой 112, больницами и правоохранительными органами. Речь шла о том, чтобы подвигнуть руководителей этих структур подписать договоры с управлением ЖКХ и МУП СКРУ на оказание услуг по доставке умерших людей на захоронения.
Цитата из протокола допроса Наумова от 2 сентября: «Я действительно стал связываться с должностными лицами организаций. Помню, вёл разговор с [Ильёй] Исаченко - начальником УМВД России по городу Владимиру, [Борисом] Беликовым - начальником управления ГО и ЧС [администрации города Владимира], [Валерием] Яниным - министром здравоохранения, [Сергеем] Полузиным - министром региональной безопасности [Владимирской области], которым сообщил о том, что имеется возможность оказания помощи в перевозке-доставке умерших с места их нахождения до морга. При этом последние должны предоставлять сведения о месте нахождения умерших. Я также сообщил, что для обсуждения более подробно указанного вопроса могу организовать встречи с Ершовым. Не могу сказать, встречался ли кто-либо из указанных должностных лиц с Ершовым».
Со ссылкой на начальника правового управления администрации города Владимира Дениса Голодаева, Наумов пояснял следователю, что Ершов в своих письмах указывал, что МУП СКРУ «осуществляет перевозку трупов от места обнаружения к моргу».
Цитата из протокола допроса Наумова от 21 октября: «[Голодаев] сказал, что это вообще не регламентировано законодательством, что на муниципальную службу возложено только осуществлять захоронение лиц без определенного места жительства и лиц, чьи родственники не имеют материальной возможности осуществлять захоронение».
В августе-сентябре 2024 года директор МУП «Специализированный комбинат ритуальных услуг» Никита Петрунин ездил по главным врачам, которых просил «заключать соглашения о том, чтобы МУП СКРУ осуществляло перевозку трупов, но Петрунину все отказали». После этого Наумов обратился напрямую к тогдашнему министру здравоохранения Валерию Янину и тот сказал, что «решит данную проблему» (кстати, Янин сам является подсудимым по другому делу - о превышении полномочий из корыстной заинтересованности, которое также разбирает судья Октябрьского районного суда Денис Синицын).
Как стало известно Зебра ТВ, никто из вышеназванных руководителей соглашений «об увеличении количества умерших» с СКРУ не подписывал.
УСТРАНЕНИЕ КОНКУРЕНТОВ С РЫНКА
Проект постановления администрации города Владимира о погребальном деле и захоронениях готовил лично Ершов, городские структуры его только согласовывали в пределах своих компетенций, а подписывал лично Наумов. Суть документа в устранении конкурентов МУП СКРУ с рынка ритуальных услуг. И градоначальник об этом знал.
Цитата из допроса Наумова от 2 сентября: «Ершов переживал за данное постановление, а именно, что данное постановление долго согласовывались, в связи с чем Ершов, как я понял, не мог нормально работать. То есть Ершову я скинул данное постановление [в мессенджере WhatsApp], чтобы тот мог начинать работать нормально в соответствии с данным постановлением. Я догадывался о том, что изданное и подписанное мной постановление позволит устранить конкурентов. Об этом мне говорил и сам Ершов на первой встрече. А именно Ершов сказал, что для того, чтобы похоронное дело начало нормально функционировать, необходимо устранить конкурентов с помощью соответствующих нормативных актов».
РАЗМЕР ВЗЯТОК ОПРЕДЕЛЯЛ ЛИЧНО НАУМОВ
В августе 2024 года экс-мэр начал понимать, что «бизнес Ершова» стал приносить прибыль, и назначил ему встречу в своём кабинете, где сказал «о необходимости передачи денег раз в квартал за совершенные действия в пользу Ершова»:
Деньги Ершов укладывал в коробках на заднее сиденье автомобиля Наумова на парковке возле мэрии, а также непосредственно в его портфель в здании администрации.
В декабре, после получения второго «транша» в 300 тысяч рублей, Наумов объявил Ершову, что впредь мзда будет увеличена до полумиллиона рублей ежеквартально.
О РАСШИРЕНИИ КЛАДБИЩА
Во время одной из встреч Сергей Ершов сказал Дмитрию Наумову, что скором в Улыбышево закончатся места для захоронений, поэтому нужно искать новую землю для некрополя.
Цитата из протокола допроса Наумова от 21 октября 2025 года: «Я помогал Ершову… Я видел, что Ершов полностью погрузился в работу, делал много, чтобы наладить ее. В свою очередь, в мае 2024-го года я переговорил с [начальником управления земельными ресурсами администрации города Владимира Максимом] Волковым, которому сказал, чтобы последний совместно с [начальником управления архитектуры и строительства Игорем] Соловьевым приняли Ершова и поговорили с Ершовым, обсудили, какие земли можно использовать для кладбища».
О том, найдена ли земля под расширение кладбища Улыбышево, официально не сообщалось.
МАСШТАБИРОВАНИЕ ВЛАДИМИРСКОГО «ОПЫТА»
Во время допроса 21 октября Наумов сообщил, что по просьбе Ершова пытался организовать для него встречу с руководителями других муниципалитетов — главой города Коврова Сергей Сидориным и главой администрации Александровского района Анной Кузнецовой. Ершов, по словам экс-мэра, намеревался «освоить» и эти территории:
«Мной был осуществлен звонок главе города Ковров, у которого тоже имелись проблемы на кладбище… Я сказал Сидорину, чтобы он свёл моего человека, имея ввиду Ершова, со своим человеком, и те уже между собой пообщаются. Ершов изучит документы и скажет, что необходимо делать. Кроме того, в феврале 25-го года я по просьбе Ершова звонил Кузнецовой, которая является главой Александровского района, которую я также попросил, чтобы она встретилась с Ершовым и поговорила с последним.
Ершов говорил мне, что хочет помочь всем навести порядок на кладбищах. Потом Ершов писал Кузнецовой, но та ему отказывала во встрече. Ершов обратился ко мне, чтобы я попросил Кузнецову, когда она сможет встретиться с Ершовым, на что Кузнецова написала, что как только встретится, даст мне знать. Я понял, что встреча не состоялась».
Как удалось выяснить Зебра ТВ, в Коврове и Александрове опыт Ершова оказался невостребованным.
ГУБЕРНАТОР БЫЛ НЕ В КУРСЕ
В ходе октябрьского допроса Намуов заявил, что с губернатором Владимирской области Александром Авдеевым он «похоронное дело» не обсуждал:
О ДОВЕРЧИВОСТИ
На обоих допросах Наумов заявил, что ничего не знал о бесчинствах Ершова и Петрунина на кладбище в Улыбышево.
«Сам лично на кладбище не выезжал. О том, что на кладбище осуществляли деятельность лица, которые не были официально трудоустроены в ЦУГД и СКРУ, не знал. О том, что Ершов и Петрунин на кладбище Владимира продавали места для захоронения под видом приобретения комплекса услуг по установлению оград, мне известно не было» (цитата из протокола допроса от 2 сентября).
«Я поверил Ершову. Могу пояснить, что я действительно не знал о том, что Ершовым и Зачесовым совершалось преступление» (так Наумов заявил следователю 21 октября).
***
Гособвинитель Туров в судебном заседании спросил Наумова, подтверждает ли он показания, которые были им даны на стадии следствия? Экс-мэр ответил утвердительно, но неуверенно:
На данной стадии процесса у прокурора больше не было вопросов к подсудимому.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.
