Губернаторские мечты о ВСМ

Эксперты дают пессимистические прогнозы относительно перспектив высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань». Но губернатор Владимирской области заявляет, что строительство ВСМ увеличит доходы регионального бюджета почти вдвое
Новости Автор: 12 февраля 2018, 16:23 46 9360

Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань» (ВСМ) обеспечит предприятия Владимирской области заказами в таких огромных объёмах, что доходная часть регионального бюджета за счёт налогов может вырасти до 100 миллиардов рублей, что почти в два раза больше, чем в настоящее время. Об этом на встрече с педагогическими работниками заявила губернатора Владимирской области Светлана Орлова. Участие СМИ в освещении данного мероприятия было ограниченно, но в распоряжении редакции Зебра ТВ есть аудиозапись выступления Орловой.

Губернатор высказалась о начале строительства высокоскоростной магистрали как о почти свершившемся факте:

«Хочу вам сказать, что начинается строительство ВСМ. 55 минут, и мы из Москвы будем здесь. Серьёзную загрузку получают наши предприятия — кабельная продукция, рельсы, шпалы и так далее. Загрузка большая будет. Подсчитали мы, что бюджет [в доходной части] может быть у нас под миллиардов сто [рублей]. Но будем смотреть, если так будет, то мы все вместе только порадуемся».

Напомним, что на федеральном уровне оптимизм по поводу ВСМ разделяют далеко не все. Например, месяц назад министр транспорта России Максим Соколов заявлял, что реализации проекта мешает дефицит бюджетных средств, а частные инвесторы такие объёмы финансирования не осилят:

«Объем инвестиций в этот проект сегодня оценивается по-разному, несмотря на то, что по части участков уже сделана проектная документация - от 1,3 триллиона до 1,5 триллиона. И я думаю, что это при ранее сказанных словах о дефиците бюджетных средств самая лучшая характеристика. Почему мы пока не можем приступить к этому проекту? Потому что в бюджете на этот проект не предусмотрено ни рубля. А поднять такую сумму и обеспечить окупаемость для частных инвесторов – пока такую модель мы сформатировать не можем. Именно поэтому такой важный и стратегический, с моей точки зрения, проект для развития системы пока еще находится в стадии проектирования. Хотя проектирование – это уже движение вперед».

Кроме этого, в октябре 2017 года появились сведения, что из-за дефицита бюджетных средств ВСМ хотят сократить, проложив рельсы не до Казани, а только до Владимира. При этом эксперты полагали, что на «усечённый» вариант трассы инвесторов не найдётся.

Как известно, интерес к проекту ВСМ испытывают китайские инвесторы. Но получается, что пока это не более, чем интерес. Так, сегодня, 12 февраля 2018 года «Независимая газета» опубликовала материал «Российско-китайские отношения нуждаются в ручном управлении», суть которого заключается в том, что торгово-экономические связи между Китаем и РФ «должны взять под личный контроль лидеры обеих стран». Речь о том, что работа дюжины межправительственных комиссий и рабочих групп не даёт ощутимых результатов, так как масштабные совместные проекты реализуются крайне медленно, в основном они в течение длительного времени находятся на стадии «согласований, уточнений, обсуждений»:

«Масштабные совместные проекты строительства высокоскоростной магистрали Москва–Казань, создания тяжелого вертолета и широкофюзеляжного самолета остаются на стадии согласований, уточнений, обсуждений. Никак не получается превратить финансовые системы двух стран в «сообщающиеся сосуды», обеспечить переток капиталов, переход на работу в национальных валютах. Невозможно избавиться от мысли, что создавшаяся заминка носит не временный, а системный характер. Сохранение «холода внизу» неизбежно повлияет на «теплый верх». Там оптимальный температурный режим пока поддерживается благодаря политической воле Путина и Си, понимающих важность двусторонних отношений в условиях угроз национальной безопасности. Напрашивается вопрос: а что, если часть этой политической воли применить и в области торгово-экономических отношений?

Почему хотя бы на некоторое время не прибегнуть к личному участию лидеров, к ручному управлению? В конкретных политических условиях как России, так и Китая этот способ очень эффективен и применяется как во внутренней, так и внешней политике».