Расшифровка заседания ЗакСобрания, на котором был принят региональный закон, позволяющий отменить прямые выборы в Коврове Владимирской области
НовостиАвтор: Пётр Фокин, Сергей Кравцов1 февраля 2019, 15:42155406
В сентябре 2019 года во втором по значимости городе Владимирской области — Коврове — пройдут муниципальные выборы. По всей видимости, они станут первыми в истории города оружейников, когда во главе муниципального образования встанет не избранный напрямую ковровчанами градоначальник, а назначенный депутатами горсовета на основании конкурса глава администрации. Право ввести новую схему организации городской власти местному Совету предоставило ЗакСобрание Владимирской области, приняв соответствующие изменения в региональное законодательство.
Поясним, что в настоящее время только в трёх крупных муниципальных образованиях Владимирской области — городских округах Ковров, Муром и Гусь-Хрустальный — мэры избираются напрямую на всенародных выборах (в остальных, в том числе, и во Владимире, высшие должностные лица — главы-председатели Советов - с исключительно представительскими функциями избираются из числа местных депутатов, а главы администрации, управляющие хозяйством, назначаются по конкурсу).
Некоторое время назад поменялось федеральное законодательство, которое дало право регионам предлагать городским округам ещё одну формулу организации власти на местах: прямые выборы градоначальников упраздняются; избранные напрямую Советы, выбирают из числа депутатов своих председателей с чисто представительскими функциями; после этого народные избранники назначают глав администраций из числа нескольких кандидатов, отобранных конкурсной комиссией. При этом назначенцы получают статус высших должностных лиц городских округов.
Разработчиками областного закона стали депутаты Законодательного Собрания Владимирской области Инна Гаврилова, Алексей Говырин и Александр Цыганский (все — члены фракции «Единая Россия»; первые два представляют Ковров).
Правильно принятый документ называется так:
«Внесение изменений в статью 3 закона Владимирской области “О порядке формирования представительных органов муниципальных районов Владимирской области и порядке избрания глав муниципальных образований Владимирской области”».
В случае с Ковровым ЗакСобрание изменило часть 2 статьи 3 областного закона №120-ОЗ от 14 ноября 2014 года. Пока поправки не вступили в силу, она гласит, что «глава городского округа избирается на муниципальных выборах и возглавляет местную администрацию, если частями 3,4 настоящей статьи не предусмотрено иное».
Изменения вступят в действие через десять дней после официального опубликования, и тогда эта статья будет изложена следующим образом (отличия выделены курсивом):
«Глава городского округа в соответствии с уставом муниципального образования
избирается на муниципальных выборах и возглавляет местную администрацию либо избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию, если частями 3,4 настоящей статьи не предусмотрено иное».
Для того, чтобы выборы в Коврове прошли по новой схеме, горсовет должен достаточно быстро принять соответствующие изменения в Устав города.
Эта поправка, кроме города оружейников, затрагивает ещё Муром (там выборы также в сентябре 2019 года) и город Гусь-Хрустальный (там до голосования ещё более трёх лет). Но основные споры на заседании ЗакСобрания развернулись именно из-за Коврова — Муром и Гусь звучали вскользь (кстати, депутаты от последних двух муниципалитетов в дискуссии участия не принимали).
Поясним, что часть 3 указанной статьи изменённого областного закона регулирует исключительно избрание главы муниципального образования город Владимир. Кстати, её тоже поменяли, и в областном центре по итогам ближайших выборов — в сентябре 2020 года - может быть упразднена должность главы города-председателя Совета, которую сейчас занимает Ольга Деева.
Что касается части 4 областного закона, то она касается только ЗАТО город Радужный, где глава городского округа избирается на основании федерального закона «О закрытом территориально-административном образовании».
Изменение в областное законодательство, позволяющее отменить прямые выборы в Коврове, было принято 28 голосами «за» (это фракции «Единая Россия», ЛДПР и КПСС) при 9 голосах «против» (сопротивлялись нововведению коммунисты и справедливороссы).
Сторонники изменений заявляли, что никто ничего в Коврове не отменяет, и что Совету народных депутатов городского округа просто предоставляется право выбора — какую схему использовать, и что нужно всё-таки в крупных муниципалитетах установить «единоглавие».
Противники заявляли, что это делается в интересах совета директоров крупных ковровских предприятий и призывали не принимать конъюнктурных решений.
Во время обсуждения закона не обошлось и без межпартийной перепалки.
Зебра ТВ предлагает вам ознакомиться с почти дословной расшифровкой этого заседания, за исключением того фрагмента, где говорилось о введение новой схемы организации органов местного самоуправления во Владимире.
***
ЭТО ПОВЫСИТ СТАТУС ГОРОДСКИХ ДЕПУТАТОВ
Алексей Говырин
Алексей Говырин, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»), заместитель генерального директора ООО «Аскона-Век», один из разработчиков закона:
«У нас есть инициатива по внесению дополнения в областной закон о порядке формирования и избрания глав муниципальных образований Владимирской области, в соответствии с которой предоставить, внести дополнение, в соответствии с которым главы городских округов, помимо того, что сейчас существует действующий порядок, по которому они будут выбираться всенародным голосованием, смогут также назначаться на основе кандидатов, из числа кандидатов, представленных в конкурсную комиссию. Эта поправка предоставит возможность на местах принимать решения в городских округах по модели выборов глав городских округов. И понятно, что в этом случае повышается статус Советов народных депутатов, которые действуют в городских округах. К слову сказать, доля муниципальных образований, которые используют именно такой способ назначения глав — на конкурсной основе, в России составляет более 80%. Такая норма существует в федеральном законодательстве, и мы по сути дополняем наш закон Владимирской области, приводим в соответствие с тем, что прописано сегодня в федеральном законодательстве».
ПРО «УПРАВЛЕНЧЕСКУЮ АЗИАТЧИНУ»
Максим Шевченко
Максим Шевченко, руководитель фракции КПРФ в Законодательном Собрании Владимирской области:
«Мне кажется, что не стоит бояться волеизъявления народа и прямого голосования. Я понимаю, что результаты сентябрьских выборов [во Владимирской области] не всех, так сказать, удовлетворили, а многих — шокировали, и после этого многие пытаются спрятаться за вполне недавно ещё подконтрольное разным политическим силам [депутатское большинство в местных Советах] — ничего личного. Но это — неправильно. Отстраняя граждан от возможности влиять на выборы главы муниципального образования и главы города, таким образом вы сами порождаете в гражданах апатию и неверие в результаты гражданской позиции, в возможность повлиять на итоговые какие-то процессы, которые определяют их жизнь. Таким образом, мне представляется, разрушается вообще демократическая и конституционная система в нашей стране, в Российской Федерации. И не надо прятаться за то, что люди не понимают; люди всё прекрасно понимают, что 9 сентября 2018 года избиратели Владимирской области прекрасно продемонстрировали и понимание и политическую зрелость, дав оценку существовавшей на тот момент власти областной. Поэтому я вас призываю поддерживать демократические процессы, европейские процессы. В Европе во всех цивилизованных, современных странах отчёт перед народом через выборную систему обязателен для мэров, для глав муниципальных образований. Давайте не скатываться в эту управленческую азиатчину под предлогом того, что якобы «так удобнее». На самом деле так удобно только отсечь волеизъявление граждан от возможности влиять на конечный результат управленческой политики и кадровой политики».
Сергей Бирюков
Сергей Бирюков, руководитель фракции «Справедливая Россия» в Законодательном Собрании Владимирской области:
«В программе партии “Справедливая Россия” отдельно содержится пункт о том, что главы органов местного самоуправления должны избираться только на прямых выборах. Более того, нашей фракцией подготовлен законопроект о распространении прямых выборов на городские округа и городские районы. По этому вопросу мы поддержать инициативу не можем».
Сергей Казаков
Сергей Казаков, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция КПРФ):
«После выборов 9 сентября, как уже сказали мои коллеги, появилась опасность того, что крупный город Ковров, который будет проводить в этом году выборы муниципальные, может оказаться не в руках так называемого Совета директоров [крупнейших ковровских промышленных предприятий], который сегодня всё там контролирует, а мы знаем — там крупные директора с известными фамилиями. Это — известный факт. И может прийти какой-то новый глава. Недавно состоялось такое совещание там, [с участием] какой-то общественности, где буквально открыто говорили: “А помните [в 2005 году на должность главы Коврова Ирина] Табацкова пришла”? “Как?! Нельзя допустить Табацкову”! Примерно то же самое сейчас говорят о [новом губернаторе Владимирской области Владимире] Сипягине: “Нельзя допустить людей, которые не согласованы с правящей партией, и там — с Москвой”. Поэтому этот законопроект и рождается. Вот вспомните историю, я вот её прекрасно помню. Были одномандатные округа на выборах в Государственную Думу, я вот тогда [в 1999-ом и 2003-ем годах] баллотировался, в общем-то, и можно было тогда бороться в этих одномандатных округах, ещё не было такого засилия одной правящей партии, и можно было бороться. Потом — нет; нам сказали: “Нам не нужны одномандатные выборы в Государственную Думу, надо партийные выборы”. Ну, [президент России Владимир] Путин имел огромный авторитет тогда, за Путиным спрятались все, и [в 2007 году] впереди Путин провёл партию “Единая Россия”. Потом стали сбои давать партийные выборы — уже почувствовали, что к партии есть какие-то вопросы... Конечно, к правящей партии всегда появляются вопросы. Соответственно, тогда [заговорили]: “Давайте вернём одномандатные округа”! Вернули... Ну, то есть, мы каждый раз подстраиваем законодательство избирательное под конкретных людей, под конкретные интересы конкретных людей. Я понимаю при этом, что наши аргументы - мои лично и моих-коллег демократов — о том, что не надо убирать одномандатные округа на выборах в Госдуму, вдруг эти же аргументы стали звучать из уст членов партии “Единая Россия”, потому что в это время все губернаторы уже были единороссами, и провести одномандатников стало проще. Понимаете? Всё! Теперь уже и у нас [по итогам выборов депутатов Госдумы в сентябре 2016 года] эта ситуация есть — [депутатами от «Единой России» стали Игорь] Игошин, [Григорий] Аникеев, так сказать, понятно... Но кто пробьётся сквозь частокол, так сказать, партийных местных глав, КТОСов там, и всех остальных ресурсов, которые сегодня существуют у нашей правящей партии? Поэтому я вот против таких подстраиваний. Вот есть законодательство сегодня — оно работает. Сегодня выбирается глава Коврова прямым, так сказать, голосованием. Неужели у правящей партии дрожат коленки, что они не смогут на прямых всенародных выборах провести своего кандидата?! Грош цена тогда руководству [нынешнего главы города Коврова Анатолия] Зотова там, всей это партии, которая там, местным там депутатам, которых большинство. Сегодня же в Коврове легко поменяют Устав. Легко! Вот сейчас мы им даём это право — всё! Завтра Устав будет поменян, потому что там большинство — “Единой России”. И есть опросы и ВЦИОМа, и других независимых, там Левада-Центра, и мы проводили много раз у себя в СМИ: большинство населения Российской Федерации за прямые выборы - без фильтров, как на губернаторских выборах они существуют, как вы знаете. И большинство владимирцев и [жителей] Владимирской области — за прямые выборы. Не надо бояться собственного народа! Что мы боимся людей? Понимаете? Конечно, проще избирать из своих — я понимаю, что это — самое простое, когда у вас есть послушное большинство, и его агитировать долго не надо, они проголосуют за то, что скажут. Поэтому я предлагаю не голосовать за этот закон. Он внешне — вроде демократичный: да, давайте дадим право муниципалитетам [выбирать схему избрания глав]. Но, по сути, он, конечно, даёт право, и, например, я думаю, что буду точен в том, что в Коврове отменят прямые выборы».
Владимир Киселев
Владимир Киселёв, председатель Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):
«Есть ли ещё прогнозы на будущее у кого-то»?
Наталья Пронина
Наталья Пронина, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Справедливая Россия»):
«Очень хорошо выступил депутат Казаков, и я тоже считаю, что мы не должны принимать этот закон, потому что мы отталкиваем, принятием этого закона, наших жителей вообще от выборов, а они у нас и так ходят не очень хорошо, а тут, мне кажется, будут ходить ещё хуже. Мы должны им дать возможность всё-таки участвовать и понимать, что они захотели выбрать определённого человека, и они будут больше ходить на выборы, лучше участвовать в выборах».
ПРО СОВЕТСКИЙ ОПЫТ И НОМИНАЛЬНЫХ ГЛАВ
Иван Алтухов
Иван Алтухов, депутат Законодательного Собрания Владимирской области («Коммунистическая партия социальной справедливости»):
«Мы постоянно говорим о том, что надо хороший опыт брать из прошлого — из опыта советской власти. Мы, как “Коммунистическая партия социальной справедливости”, поддерживаем эти предложения ещё и потому, что мы же помним стабильность и благополучие в советское время, да? И исполкомы — городские, областные — они ведь избирались именно из состава [Советов] народных депутатов, то есть была власть Советская, народная. И вот этот проверенный годами опыт адаптируется и к нашему времени, то есть, тут ничего нового-то нет, понимаете?! И в этом законе жителей Коврова не обязывают отказаться от всенародного избрания, а даётся право выбора — либо оставить так, как есть; либо главу муниципального образования и главу администрации — это один человек, да? - избирать городским Советом из кандидатур, предложенных комиссией, в которую тоже входят депутаты Совета. То есть, этим самым, по замыслу [разработчиков закона], повышается авторитет городского Совета и авторитет и статус каждого депутата, который будет голосовать исходя из интересов жителей города. И по Владимиру, тоже, так сказать, как бы система власти упорядочивается и приводится к определённой управленческой логике. То есть, у нас ведь сейчас... Я очень много общаюсь с людьми, и вот простые люди мэром называют Шохина, да? А Ольга Александрова — огромное к ней уважение — ну, председатель Совета, да? Ну, номинально она, так сказать, считается главой города. Так тут суть решения в том, что вот это вот почётное звание главы города переходит к главе администрации, то есть, это — вполне логично и понятно, и соответствует полностью представлениям наших жителей [о муниципальном управлении]. И, так сказать, тут нет никакой политики; здесь — здравая логика».
Шамиль Хабибуллин
Шамиль Хабибуллин, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция КПРФ):
«Уважаемые товарищи! Вот как раз сейчас господин Алтухов правильно сказал, что у нас тут...»
Владимир Киселёв, председатель Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):
«Не “товарищи”; он сказал “Советский Союз”».
(Смех в зале).
Шамиль Хабибуллин:
«...[Ольга] Деева считается номинальной главой города [Владимира]. В принципе, он [Алтухов] так и сказал. Всё-таки мы выступаем за то, чтобы у нас были не номинальные главы городов, у которых нет ни полномочий, ни аппарата, ни возможности управлять городом; чтобы они были не номинальными, я прямыми главами городов, которые бы регулировали, и жители бы понимали, к кому идти, и кто несёт ответственность за город».
ГОЛОСА ИЗ КОВРОВА
Елена Лаврищева
Елена Лаврищева, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»), ректор Ковровской государственной технологической академии (ГКТА) имени В.А. Дегтярёва:
«Я, как депутат от Коврова, не могу, конечно, не отреагировать на то, что сейчас [происходит], о чём мы говорим, и хотела бы несколько моментов отразить. Ну, одна из функций вообще Законодательного Собрания — это, в общем-то, приведение законов наших, областных, в соответствие с федеральными. И сегодня, в общем-то, если мы говорим о выборе, то это — приближение к федеральному закону; если это обозначено там, почему мы не имеем права обозначить это в своём областном законе? Это — первое. Второе: я бы не стала как-то, может быть, не в очень красивом свете говорить о совете директоров [крупнейших промышленных предприятий] города Коврова - всегда это было одной из сильных сторон Города воинской славы. Совет директоров — это люди уважаемые; это — руководители предприятий; это — те, кто вносит очень весомый вклад в экономику Владимирской области. И если у них есть отдельное мнение, то мы должны к нему прислушаться; мы должны прислушаться как к мнению работника завода, так и его руководителя. И говорить о том, что оно — какое-то не то, наверное, это не совсем справедливо. Я вчера была на этом, значит, собрании [общественности в Коврове]. Действительно, есть разные точки зрения, и это нормально, когда одни думают о всенародных выборах, другим больше [нравится идея назначения глав городских округов, и] есть аргументы за второй подход, это — тоже демократичный подход. И, в общем-то, наверное, мы должны рассмотреть эти два способа — почему нет»?
Инна Гаврилова
Инна Гаврилова, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»), директор МОУ СОШ №22 города Коврова, одна из разработчиков закона:
«Я тоже, как депутат от города Коврова, хотела бы добавить немножко. Во-первых, федеральное законодательство предписывает три модели порядка избрания глав. У нас - одна модель для городских округов, и сейчас, когда, в общем-то возникает такая дискуссия, в частности, у нас она возникла, наше владимирское законодательство не даёт права выбора конкретному городскому округу вот этой модели избрания главы. Данное изменение, которое предлагается внести в закон Владимирской области, всё-таки позволит, даст право выбора каждому городскому округу той или иной модели избрания главы. Поэтому я предлагаю поддержать [проект изменений в областное законодательство]. Да, действительно, это — нормально, что ведётся дискуссия по поводу того, каким образом город дальше будет жить и развиваться, и если мы внесём данные изменения, это позволит городу - любому городскому округу - определиться, по какой модели они будут жить».
«МЫ НИКОМУ НИЧЕГО НЕ НАВЯЗЫВАЕМ»
Александр Нефедов
Александр Нефёдов, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):
«Вот по Александровскому району, могу сказать, я бы поддержал эту норму не только для глав городских округов, но и для муниципальных районов. Всё-таки мы с вами приходим к позиции единоглавия, это, на мой взгляд, - очень важный момент, потому что две главы отдельных — глава администрации и другой глава, номинальный по своей сути — это неправильно. Их постоянно путают наши избиратели».
(Александр Нефёдов хотел было предложить принять поправку, чтобы предлагаемые изменения в областной закон распространялись и на все муниципальные районы, но спикер Владимир Киселёв сказал, что, по регламенту ЗС «с голоса» этого делать нельзя).
Роман Кавинов
Роман Кавинов, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):
«Во-первых, мне хотелось бы поблагодарить авторов законопроекта за очень тактичное отношение к 120-му областному закону. Дело в том, что в прошлом созыве, будучи председателем комитета [по вопросам] государственного устройства, правопорядка и местного самоуправления, я возглавлял рабочую группу по разработке названного закона, который сейчас предлагается поправить. И, поверьте, огромная работа была проведена, проанализирован опыт работы всех наших 127 муниципальных образований, изучен опыт Российской Федерации в целом, и то решение, которое было на тот момент принято, в соответствии с которым в подавляющем большинстве муниципальных образований в настоящий момент избирается глава из состава Совета, при этом назначается по конкурсу глава местной администрации. И было принято решение сделать исключение и сохранить модель прямых всенародных выборов в городских округах. На тот момент, в 2014 году, к сожалению, [в федеральном законе] не было третьей модели, которая в данном законе предлагается, когда также претендент на должность, на пост главы муниципального образования, с одной стороны проходит конкурсную комиссию, что позволяет оценить его профессиональные качества - не личностные, а, прежде всего, профессиональные — соответствует или не соответствует [единоличного главы городского округа], и потом, в дальнейшем, уже Совет народных депутатов выбирает по этой модели, он — представительный орган, он также на прямых выборах избирается и в Коврове, и в Муроме, и в Гусь-Хрустальном — и они уже выбирают. Поэтому большое спасибо ещё раз за то, что [внесли] точечные изменения. Второе — мы [городским округам ничего] не навязываем, мы [им] предлагаем варианты. Ну, и третье: давайте поддержим [предложенный законопроект]. Мне кажется, это действительно приближает власть [к людям]. Хороший лозунг, я вам напомню: “Вся власть — Советам”! Пусть Советы сами определяются в городских округах, по какой модели им осуществлять управление городом».
Лариса Емельянова, депутат Законодательного Собрания (фракция КПРФ):
«Я абсолютно согласна с депутатом [от “Справедливой России” Натальей] Прониной, которая сказала, что данное решение сейчас принятое, я так понимаю, в основном депутатами от партии власти, им, конечно, не прибавит авторитета, это — однозначно. А, во-вторых, конечно, наши избиратели сейчас поймут, что от их решения ничего не зависит, и это будет, конечно, меньшая явка на избирательные участки, это — однозначно. Модель советская — там народная власть была. А сейчас мы сидим здесь, народные избранники, и голосуем за то, чтобы прямое волеизъявление народа убрать. Да! И я просто удивлена позицией депутатов от Коврова, которые говорят: “Не надо нам всенародного волеизъявления! Зачем? Мы лучше изберём из Совета”! А мы знаем все прекрасно — чего уж там [душой] кривить? - что все Советы , это — в большинстве своём депутаты от партии власти. Это — однозначно. И, естественно, тот мэр будет выбран, который удобен им. И потом: а почему этот вопрос возник именно сейчас, перед выборами прямыми в Коврове? Почему мы его полгода назад не рассматривали? Или в том созыве [Законодательного Собрания]? Почему сейчас? Люди, наши избиратели, они ведь — не дураки, они прекрасно понимают, почему этот вопрос возник именно сейчас. Не надо лукавить здесь».
На фото справа - Дмитрий Рожков
Дмитрий Рожков, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):
«Я бы хотел, уважаемые коллеги, вставить небольшую ремарку про “послушное большинство”, про которое сейчас Лариса Николаевна [Емельянова] озвучила. Мы очень уважаем, я лично уважаю ваше мнение, но “послушное большинство” - это депутаты представительных органов муниципальных образований, выигравшие свои выборы в конкурентной и честной борьбе».
Крики:
«Даааа?! Да неужели»?!
(Спикер ЗС Владимир Киселёв несколько раз постучал по столу).
Дмитрий Рожков:
«На прямых выборах»!
Лариса Емельянова (неразборчиво).
Владимир Киселёв:
«Вас не перебивали»!
Дмитрий Рожков:
«На прямых выборах! Поэтому у меня есть глубокое убеждение, что не доверять депутатам, избранным на прямых, и ещё раз повторю — конкурентных и честных выборах - нет никакого основания. И тем самым мы выражаем недоверие нашим муниципальным образованиям и их представительным органам».
Лариса Емельянова (неразборчиво).
Владимир Киселёв:
«Коллеги! Уважаемые! Давайте мы не будем подвергать сомнению итоги всенародного голосования, потому что выборы были проведены в соответствии с законом, признаны избирательными комиссиями всех уровней. Таким же образом можно подвергнуть и сомнению прямые и честные выборы некоторых сидящих здесь в зале. Поэтому давайте не будем».
Лариса Емельянова:
«Хорошо, не будем! Так кто мешает избраться честно на ковровских выборах? Кто мешает»?
Владимир Киселёв:
«Давайте не будем сейчас в полемику вступать».
Сергей Казаков:
«Уважаемые коллеги! Смотрите: когда-то мы губернатора убеждали Законодательным Собранием по представлению президента, потом президент, поняв, что всё-таки эта форма — не демократична, он перестал представлять нам сюда губернатора, и теперь мы избираем его прямым всенародным голосованием».
Владимир Киселёв:
«[Президент] имеет право, кстати, в соответствии с законом федеральным, [представлять нам кандидатов на пост временно исполняющих обязанности губернатора]».
Сергей Казаков:
«Знаете, когда вы пришли к власти по нашим законам, которые мы тогда ещё написали, когда ещё было 25% подписей бракованных [достаточным для отказа в регистрации кандидатом], вы 10% сделали; а на выборах президента — 5%...»
Владимир Киселёв:
«“Вы [пришли к власти]” - это кто»?
Сергей Казаков:
«“Вы” - правящая партия “Единая Россия”...».
Владимир Киселёв:
«А когда вы пришли к власти, развалив Советский Союз... Давайте сейчас не будем вспоминать, кто когда пришёл к власти. Сергей Валентинович, давайте мы не будем друг на друга, иначе мы начнём здесь такой базар... Когда вы пришли к власти..»
Сергей Казаков:
«Я выступаю, а вы со мной в полемику вступаете»!
Владимир Киселёв:
«Не надо! Всё»!
Сергей Казаков:
«Я выступаю, это — моё время [положенное мне по регламенту]. Значит, смотрите...»
Владимир Киселёв:
«Аккуратно выступайте, просьба большая».
Сергей Казаков:
«Как хочу так и выступаю»!
Владимир Киселёв:
«Извините, значит, ваше время как раз идёт, и мы вычтем [эту перепалку] из вашего времени».
Сергей Казаков:
«Смотрите, выборы [губернаторов] стали прямыми, правда, [муниципальный] фильтр мешает. Вот Максим Шевченко, он не прошёл. Понятно, что фильтруют, но, правда, не помог он [действовавшему губернатору Владимирской области Светлане Орловой] в последние выборы — оказалось, что и фильтр не помогает. Значит, теперь по выборам глав: давайте проведём хоть один референдум... Вот во Владимирской области [не было ещё] ни одного референдума по изменению Устава [муниципального образования], например, города Коврова, чтобы там у народа спросить: “Хотите вы сохранить прямые выборы или нет”? Давайте его проведём! А потом на основании референдума внесём это в Устав, и, может быть, навсегда затвердим, другим референдумом, может быть, навсегда отменить это, да? Сегодня же, не спрашивая людей, все эти странные собрания там общественников, на которые не приглашается там свободная пресса...»
Владимир Киселёв:
«Время у вас заканчивается».
Сергей Казаков:
«Хорошо. Я просто хочу сказать, что не надо бояться народа! Ну пусть люди выбирают! У нас 70% не ходят на выборы по одной причине: не верят! Вы поговорите с людьми на честных выборах. Эти “Ладоги” [на выборах в Госдуму в 2011 году]! Эти сегодня территориальные комиссии, у которых [в ночь во время второго тура губернаторских выборов] три часа стояли люди [с посчитанными избирательными бюллетенями]! Эта приписка сипягинских голосов за Орлову [во время второго тура губернаторских выборов]»!
Владимир Киселёв:
«Пять минут уже почти»!
Сергей Казаков:
«Надо больше людям доверять. Вы людям не доверяете! Я понимаю, вам хочется сохранить власть на всегда — “мы самые умные”... А вот, посмотрите... Вы говорили [про] дороги, [директора департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области Александра] Романенко, [которого хотят якобы незаслуженно уволить]... Прочитайте, [что сообщает] «Первый канал», я послал вам, да? Зачитайте! 600 километров дорог [во Владимирской области] находятся в отвратительном состоянии..».
Владимир Киселёв:
«Микрофон у вас отключен, Сергей Валентинович! Время ваше истекло».
Сергей Казаков:
«Но я громко говорю»!
Владимир Киселёв:
«Спасибо большое! Ваше время истекло, пять минут, чтобы [выступать] второй раз — это неправильно».
О ПРАВЕ ВЫБОРА ДЛЯ МУНИЦИПАЛОВ
или
«ДИСКУССИИ НЕ БУДЕТ, ВСЁ УЖЕ РЕШЕНО»
Антон Сидорко
Антон Сидорко, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области, первый секретарь обкома КПРФ:
«Что касается данных изменений, казалось бы, они призваны дать больше прав, больше свободы органам местного самоуправления, которые всегда выступали за большие полномочия, за большие права и свободы. Однако, в данном случае, эти изменения принимаются как раз-таки под конкретные выборы, под конкретные интересы. Конечно, многие со мной будут спорить, но [это делается] под интересы даже не политических партий, не действующего главы города Коврова, а под интересы так называемого совета директоров города Коврова. И вы заметьте, как идёт данный вопрос? Кто инициировал вообще перед Новым годом основную постановку вопроса? Общественники, который как раз и представляют крупные предприятия города Коврова! Что они предлагают? А чтобы глава города избирался не на прямых выборах, а из числа депутатов, которые почти на 100% в Совете народных депутатов города Ковров представляют... Кого бы, вы думали? Как раз-таки — тот же совет директоров города Коврова. Давайте будем откровенными. Следующий момент... У нас и так, знаете, у людей ежегодно воруют социальные права, экономические права, а сегодня мы ставим вопрос о том, что последние политические права будем тоже забирать. По большому счёту, если бы наше с вами сегодняшнее решение открыло бы дискуссию по этому вопросу, может быть, можно было бы и согласиться дать право на выбор депутатам города Коврова. Но, поверьте: здесь дискуссии не будет, там уже всё решено. Они ждут нашего сегодняшнего решения, чтобы оперативно на Совете народных депутатов внести изменения в Устав [города Коврова]. Это — однозначно. И знаете, какая важная аргументация у них вчера прозвучала на встрече? Они боятся, что придёт снова такой человек, как [бывший мэр Коврова Ирина] Табацкова. Вот не дай Бог будет вторая Табацкова, поэтому нужно отменять выборы. А давайте вопрос поставим так: а, не дай Бог, будет второй Борис Николаевич Ельцин; может быть, и выборы президента тогда тоже отменим сегодня? Давайте принимать всё-таки законы не под личности, не под ситуацию, а под принцип, под здравый смысл; законы, которые будут работать годами, не под конъюнктуру, не под время, не под людей, а под то, как, собственно должно быть в здравом обществе».
Роман Кавинов, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):
«Две ремарки. Напомнить хотелось бы, что у нас в ближайшее время не только выборы в городском округе Ковров состоятся; у нас предстоят выборы в городском округе Муром в текущем году, в 2020 году — Владимир, и так далее. На самом деле, у нас большая череда муниципальных выборов. Мы вчера [30 января] с Антоном Сергеевичем [Сидорко] были на одном и том же мероприятии в Коврове, и, действительно, [там] разные точки зрения звучали, но давайте ещё раз вернёмся к этим [изменениям], предложенным законопроектом. [Это] - конкретная поправка, которая представляет собой ключевое слово “либо”. Пожалуйста, вчитайтесь внимательно: “либо [так]” - “либо [так]”. Мы сейчас не решаем судьбу ни Коврова, ни Мурома, ни всей области; мы сейчас представляем муниципальным властям самим определяться на своей территории, какая модель управленческая для них более оптимальна. Поэтому предлагаю поддержать принятие закона».
Иван Алтухов, депутат Законодательного Собрания Владимирской области («Коммунистическая партия социальной справедливости»):
«Аристотель, труд “Государство”, там пишется: “Есть идеальное устройство государства вообще; есть идеальное устройство государства для данного народа; и есть идеальное устройство государства для данного народа в данное время”. Вот исходя из этого и надо думать, как поступить».
(Общественник Митрофан Аносов хотел было задать вопрос, но спикер Владимир Киселёв ему отказал со ссылкой на регламент).
Владимир Киселёв, председатель Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):
«Коротко буквально хотелось два слова сказать. Уважаемые коллеги! Наверное, нет смысла про закон говорить, мне бы хотелось просто про тон наших выступлений. У нас почему-то так получается, что одна партия постоянно поливает другую. Что бы ни получилось; какой бы закон ни был, который не нравится, она поливает всё — не только этот закон, но вспоминает все грехи во все времена, и прочее, и прочее. Мне бы хотелось, чтобы мы более деликатно друг к другу относились, ведь мы все с вами избраны населением Владимирской области. Мы все с вами представляем людей, и поэтому как бы более уважительное отношение друг к другу, к нашим политическим силам. Если люди сегодня избрали эту политическую силу, значит она — у власти; если люди завтра изберут другую политическую силу, как это было в девяностые годы, другая политическая сила будет у власти. Ну, дайте людям возможность выбирать. Спасибо большое».
(Председатель комитета Законодательного Собрания Владимирской области по местному самоуправлению, земельным отношениям и административно-территориальному устройству Александр Цыганский сообщил, что в тот же день, 31 января, до начала заседания ЗС, законопроект был рассмотрен на комитете и на фракции «Единая Россия», и мнение комитета — рекомендовать депутатам принять закон).