На сентябрьском заседании Законодательного Собрания Владимирской области в первом чтении принят проект регионального закона, позволяющего официально зарегистрированным казачьим обществам и религиозным организациям без проведения торгов брать в аренду государственные или муниципальные сельскохозяйственные земли. Правильно документ называется так:
Закон разработан департаментом сельского хозяйства в развитие федерального законодательства и внесён на рассмотрение губернатором Владимирской области Сипягиным. Суть в том, что Земельный кодекс РФ предусматривает, что официально зарегистрированы казачьи и религиозные объединения могут претендовать на неиспользуемые участки сельхозназначения в муниципалитетах. Региональным властям позволено лишь устанавливать перечень сельских поселений, где это возможно. Они не могут ни определять площади передаваемых без торгов государственных и муниципальных земель, ни отказывать казачьим и религиозным объединениям (при условии официальной регистрации) в аренде участков — эти вопросы регулируются на федеральном уровне.
Законом Владимирской области, принятым в первом чтении, установлены 17 сельских поселений в 5 районах, на территории которых объединения казаков и верующих могут претендовать на получение в аренду земли без торгов «для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ»:
Гороховецкий район: в границах Денисовского, Куприяновского и Фоминского муниципальных образований (то есть на всей территории района, за исключением Гороховца).
Киржачский район: в границах Горкинского, Кипревского, Першинского и Филипповского муниципальных образований (то есть на всей территории района, за исключением Киржача).
Меленковский район: в границах Бутылицкого, Даниловского, Денятинского, Ляховского и Тургеневского муниципальных образований (на большей части района, за исключением Илькинского и Дмитрогоровского сельских поселений, а также Меленок).
Муромский район: в границах Борисоглебского и Ковардицкого муниципальных образований (то есть на всей территории, за исключением Мурома, который не входит в состав района).
Петушинский район: в границах Нагорного, Петушинского и Пекшинского муниципальных образований (на большей части района, за исключением Петушков, Покрова, Костерёво, Вольгинского и Городищ).
Заместитель директора департамента сельского хозяйства Вадим Московкин пояснил депутатам ЗакСобрания, что принятие закона будет способствовать повышению занятости и жизненного уровня на селе, а также сохранению и развитию населённых пунктов, введению заброшенных земель в сельхозоборот и, как следствие, пополнению местных бюджетов.
У некоторых депутатов возникли вопросы из разряда «откуда казаки в наших широтах», и не получится ли так, что во Владимирской области земли получат последователи нетрадиционных для средней полосы России религий, не говоря уже о сектах? Прозвучали также сомнения в том, что казаки будут пахать на развитие села.
Вадим Московкин с депутатами особо не спорил, повторяя лишь, что региональные власти не могут ни на что повлиять, за исключением определения перечня территорий. Он подчеркнул, что список сельских поселений согласован с руководством районов.
Депутаты решили принять закон в первом чтении (27 из них проголосовали «за», двое - воздержались), чтобы до 23 октября разработать поправки к нему.
Расшифровка дискуссии между депутатами.
Вадим Московкин, заместитель директора департамента сельского хозяйства Владимирской области:
-
Данный законопроект разработан в соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации, и направлен на реализацию прав выше указанных [религиозных] организаций [и казачьих обществ] в соответствии с действующим земельным законодательством.
-
Принятие законопроекта будет способствовать развитию религиозных организаций и казачьих обществ на селе, повышению занятости населения и благосостоянию сельского жителя, сохранению и устойчивому развитию сельских территорий.
-
Важным фактором является то, что реализация данного законопроекта позволит вовлечь в сельскохозяйственный оборот неиспользованные земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. Кроме того, позволит способствовать увеличению доходной части муниципальных бюджетов.
-
Отдельно хотелось бы отметить, что субъекты Российской Федерации в соответствии с подпунктом 17 пунктом 2 статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации наделены полномочиями только по определению территорий, на которых земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются в аренду без проведения торгов. Отдельно отмечу, что подпунктом 17 пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрены полномочия субъектов Российской Федерации по установлению предельных объемов земель. В данном случае законами субъектов Российской Федерации определяются только территории, поэтому определение площади предоставления земель в данном случае не предусмотрены проектом закона области. Порядок предоставления земельных участков установлен в Земельном кодекса Российской Федерации. Отдельного правового регулирования по данному вопросу не требуется.
-
Кроме того, земельные участки будут предоставляться исключительно казачьим обществам, внесенным в соответствии со статьей 6.2 федерального закона от 1996 года №7 «О некоммерческих организациях», внесенных в государственный реестр казачьих обществ, а также религиозным организациям, зарегистрированным в установленном порядке в соответствии со статьей 8 федерального закона №125 «О свободе совести и религиозных объединениях».
-
Муниципальные образования [сельские поселения], представленные в проекте законе области, были согласованы с органами местного самоуправления муниципальных районов. Кроме того при запросе мнения о включении территории в проект закона департаментом сельского хозяйства Владимирской области направлялись предложения о включении тех территорий, где меньше всего процент использования земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Ранее подобный анализ проводился департаментом сельского хозяйства при принятии в 2019 году закона о землях, предоставляемых крестьянско-фермерским хозяйствам.
Роман Кавинов, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия», ведущий заседания):
- Я так понял, вы, когда докладывали, вы постарались заведомо ответить на те вопросы, которые в ходе комитета звучали, что мы исполняем норму федерального законодательства, и что у нас нет полномочий отвечать на вопросы вроде «кому [выделяется земля], зачем и почему?». То есть, это в принципе все урегулировано на федеральном уровне. Мы должны определить лишь перечень территорий, потому что я знаю, что на комитете бурно достаточно обсуждался этот вопрос. К сожалению, докладчик тогда не смог пояснить, что не требуются от нас, соответственно, эти вопросы, к сожалению или к счастью. Поэтому, коллеги, задавая вопрос, вы это имейте в виду.
Лариса Емельянова, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция КПРФ):
- Например, в границах муниципального образования Кипревское [сельское поселение Киржачского района] - можно и посередине поселка [землю выделить], или где - в границах? Я понимаю, что это граница, но на территории Кипревского есть много населенных пунктов. Где конкретно? А если они захотят, извините, посередине села или деревни? Или где-то на пустыре? Деревни по-разному располагаются.
Вадим Московкин:
- Прошу прощения, хотелось бы уточнить, что имеются в виду земли сельскохозяйственного назначения. Это предусмотрено Земельным кодексом, мы лишь вносим уточнение, где должны располагаться данные земли сельскохозяйственного назначения. В центре населенного пункта земли сельскохозяйственного назначения быть не могут расположены.
Лариса Емельянова:
-
У нас чего только не может быть.
-
Еще один вопрос. А почему возникла необходимость [принятия] этого закона именно сейчас? Чем это мотивировано? Для чего он нам нужен вообще? Религиозные, казачьи… Мы - не казачья станица. Владимирская область — ЦФО [Центральный федеральный округ]. Для чего нам это нужно?
Вадим Московкин:
- Дело в том, что поступили обращения от казачьих обществ. Кроме того, поступало обращение от районных властей.
Лариса Емельянова:
- Просто для пояснения. И что они там будут делать? Для чего им нужны земли сельскохозяйственного назначения? Я никогда в жизни не поверю, чтобы казаки занимались земледелием на сельхозземлях, или там религиозные... Для чего они им нужны? На конях гарцевать, что ли? Или что?
Вадим Московкин:
- Коней надо кормить чем-то, а для этого им надо заниматься сельским хозяйством.
Лариса Емельянова:
- А вы хотите сказать, что они будут работать, да?
Вадим Московкин:
- [Они] работают.
Наталья Пронина, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Справедливая Россия»):
- Извините меня, пожалуйста, но религиозные организации могут быть разные. Вы не думаете, что может быть конфликтная ситуация в том поселении, где мы им дадим участок? Такие уже были прецеденты неоднократно. Будет скандал. Сто процентов он будет.
Вадим Московкин:
- Абсолютно с вами согласен. Подчеркну, что в рамках полномочий, которые даются субъекту Российской Федерации, мы лишь можем уточнить перечень территорий. У нас нет возможности вычленить определенные религиозные организации и наложить дополнительные ограничения по выборке этих религиозных организаций. К сожалению, закон нам это не позволяет.
Наталья Пронина:
- Кто это будет делать тогда? Я всё понимаю, но какие будут последствия?
Роман Кавинов:
- У нас есть федеральное законодательство, которое регулирует в том числе эту сферу. То есть мы предполагаем какую-то гипотетическую ситуацию, что две религиозные организации на территории одного сельского поселения на одну и ту же землю каким-то образом будут претендовать. Я так думаю, что это маловероятная ситуация, так как пустующих земель сельхозназначения много — рядом занимайте их и обрабатывайте.
Андрей Маринин, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Справедливая Россия»):
- Если религиозное или казачье общество на выделенной им сельскохозяйственной земле решит сделать себе какое-то подсобное хозяйство, что, наверно, не запрещено, и решит построить себе объект недвижимости капитальный? Возможно ли это? Если они построят капитальный объект недвижимости, то получается, что у них, согласно федерального закона, возникает право выкупить эту землю. А если у них такое право возникает, то потом остается только через органы местного самоуправления перевести одну категорию земель в другую, и вот он конфликт интересов. Коррупционный фактор. Ответьте, пожалуйста, может, я заблуждаюсь.
Вадим Московкин:
- Здесь, опять же, действует Земельный кодекс Российской Федерации. На землях сельхоз назначения капитальное строительство… В данном случае должны отработать органы, непосредственно, муниципалитетов, которые должны разработать порядок.
- Андрей Маринин заявляет, что могут возникнуть ситуации, когда казачьи общества смогут без торгов получить в собственность любые земельные участки, - неразборчиво.
Роман Кавинов:
- [В законе чётко прописано:] «казачьи общества, занесенные в государственный реестр казачьих обществ». Там тоже есть требования определенные к ним. Мы сами создаём какую-то сложную гипотетическую проблему, которая вряд ли возникнет на практике, у нас масса пустующих земель сельхозназначения. Насколько я понимаю, перечень этих земель составлен по предложению самих органов местного самоуправления. Сейчас они просто пустуют. Если появится какой бы-то ни был хозяин, неважно, религиозная организация либо казачье общество, и будет там заниматься там сельским хозяйством, что плохого-то?
Иван Алтухов, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция КПСС - «Коммунистическая партия социальной справедливости»):
- Когда мы говорим о религиозных организациях, то мы-то все хотим услышать, что это организации наших традиционных религий, да? Но ведь закон предусматривает, что [право на получение земельных участков имеет] любая зарегистрированная религиозная организация, то есть, какой-нибудь Виссарион или бог Кузя - они зарегистрируются формально, и будут иметь право получать эту землю, так?
Вадим Московкин:
- Абсолютно верно.
Иван Алтухов:
-
То есть вот это вызывает вопросы.
-
Насчет казаков я Ларисе Николаевне [Емельяновой] дам справочку, что казаки — это вольные землепашцы и воины. То есть их само определение казак — тот, кто защищает русскую землю и свободно живет на земле, и свободно крестьянствует.
-
Мои предки - кубанские казаки. Сейчас там до сих пор, слава Богу, живут и процветают родственники. Я иногда бываю у них в гостях. Могу пригласить вас и познакомить с их обширным сельским хозяйством.
Лариса Емельянова:
- Религиозное или казачье общество может быть зарегистрировано в реестре, но необязательно во Владимирской области. Это может быть из других областей, из других территорий. И все могут у нас во Владимирской области на территориях этих себе в аренду [брать землю], не только зарегистрированные у нас на территории области, да? Вы меня понимаете? Территориальная проблема.
Вадим Московкин:
- Абсолютно вас понимаю. Опять-таки, в рамках наших полномочий мы лишь можем уточнить территории. Соответственно, не можем уточнить опять же дополнительные ограничения как на религиозные организации, так и на казачьи общества, сказав, что это лишь казачьи общества нашей области.
Лариса Емельянова:
- Я понимаю, поэтому я вас и спрашиваю, зарегистрированные в реестре, но этот реестр необязательно включает только Владимирскую область. То есть они могут приехать, откуда угодно.
Вадим Московкин:
- Собственно, как и наши могут поехать в соседнюю область.
Лариса Емельянова:
- Это вызывает опасения.
Вадим Московкин:
- К нашему глубочайшему сожалению, не едут казаки к нам и не осваивают наши неиспользуемые территории.
Александр Цыганский, председатель комитета Законодательного Собрания Владимирской области по местному самоуправлению, земельным отношениям и административно-территориальному устройству (фракция «Единая Россия»):
- Уважаемые коллеги, у нас тоже на заседании комитета мнение разделилось. По большому счету те вопросы, которые сегодня звучат на Законодательном Собрании, они все были озвучены на заседании комитета. В связи с этим, комитет большинством голосов принял решение о том, чтобы рекомендовать Законодательному Собранию принять данный проект закона в первом чтении, и установить до 23 октября срок для внесения поправок и проект закона отправить субъектам права законодательной инициативы. Так будет, наверное, правильно.
Вадим Серебров, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция КПРФ):
- Почему вы в первом чтении решили принять? Тем более этот проект закона с учетом законодательства федерального разработан. Они уточняют границы, где все это может происходить. Со всеми главами администраций это согласовано. Вопрос по территориям звучит, правильно? Больше ничего. Вот они провели границы территорий, и все. Я думаю, в двух чтениях, может, согласовать? Какие проблемы? Не вижу проблем. Может быть, вы знаете, какие причины вам позволяют отложить, и во втором чтении принять? Что вы там хотите внести и какие поправки принять? В чем несогласие? Границы же определили, границы есть. Какие поправки внести? Границы добавить? Что вы можете добавить? Я не знаю, поэтому прошу пояснить.
Александр Цыганский:
-
Я решение принимал не самостоятельно, решение принимал комитет. Большинство депутатов приняло решение принять закон в первом чтении. Я не обсуждаю решения депутатов своих коллег членов комитета. Я считаю, что когда мы обсуждали этот закон на заседании комитета, мы посмотрели подобные законы в других субъектах Российской Федерации. Как мы можем посмотреть, данный проект закона состоит из двух статей. Если мы посмотрим проекты законов в других субъектах Российской Федерации, это вполне логичный полный закон, который можно открывать и с ним работать.
-
Сегодня этим законом будут пользоваться, я хочу напомнить, не только казачьи общества и религиозные организации. В первую очередь этим законом будет пользоваться наш департамент имущественных и земельных отношений, наши органы местного самоуправления. Сегодня предоставлять им возможность самостоятельно толковать ту или иную норму, потому что она в одной статье, основная часть закона, на наш взгляд, это не совсем логично. Считаем, что правильным было предусмотреть и прописать в областном законе все досконально, чтобы ни у кого никаких вопросов не возникало, ни у кого никаких формальных, так скажем, оснований для отказа предоставления или не предоставления земельного участка не возникало. То есть, мы просим, чтобы этот закон был полным.
-
Второе: чтобы максимально органы местного самоуправления, которые в большей степени владеют этими земельными участками, в большей степени могли принять участие как соавторы этого закона, именно посоветоваться не только с теми, кто готов предоставить эти земельные участки…
Роман Кавинов:
- Комитет предлагает до 23 октября, если у кого-то есть желание, а кроме нас депутатов, еще и сама администрация получает возможность внести поправки, и губернатор, и органы местного самоуправления.
Самые яркие события дня — в инстаграме Зебра ТВ.