На январском заседании Киржачского горсовета разгорелось короткое, но эмоциональное обсуждение ситуации вокруг передачи Свято-Благовещенскому монастырю комплекса из трёх неиспользуемых зданий на улице Некрасовской в центре города. Речь идёт об объекте культурного наследия «Усадьба купцов Арсентьевых» XIХ века.
Решение о передаче имущества в собственность обители было принято главой Киржачского района Еленой Карповой. Городские депутаты, имеющие к этому опосредованное отношение, решили обсудить событие, так как уверены, что на Карпову надавили (на заседании было сказано о давлении со стороны прокуратуры Киржачского района). Некоторые депутаты считают, что именно с этой сделкой связано «почисление на покой» епископа Александровского и Юрьев-Польского Иннокентия (Киржач входит в состав Александровской епархии Владимирской митрополии). Владыка, как и Елена Карпова, каждый по своим резонам, выступали против передачи монастырю 640 квадратных метров площадей в безвозмездное пользование якобы под создание воскресной школы для 65 воспитанников.
Усадьба фабрикантов Арсентьевых второй половины XIX века находится в центре города Киржача на улице Некрасовской (номера строений — 26, 26А, 26Б). В ее состав входит фабричный дом, здание фабричной конторы и склады. В разное время в них располагался детский сад, фабричные цеха и вытрезвитель. Постройки включены в реестр объектов культурного наследия.
В конце ноября 2024 года правительство Владимирской области сообщало, что в Киржаче в скором времени будет презентован проект, которому должны обрадоваться желающие связать себя узами брака. Сохранившуюся в Киржачском районе усадьбу купцов Арсентьевых, основателей местной шелкоткацкой фабрики, решено приспособить под Дворец бракосочетания.
И сразу возникает вопрос: как получилось, что продвигаемая губернатором тема создания мастер-планов по развитию городских территорий вдруг полетела, как говорят в народе, псу под хвост?
ИСТОРИЯ О ВЫКРУЧИВАНИИ РУК ПОД БОГОУГОДНЫМ ПРЕДЛОГОМ
Комплекс из трёх заброшенных зданий «Усадьбы купцов Арсентьевых» (только одно из них было в состоянии, относительно пригодном к использованию) с возложенными на собственника — администрацию Киржачского района — охранными обязательствами был обузой для муниципального бюджета. Объект пытались продать на торгах, но они несколько раз не состоялись из-за отсутствия желающих его приобрести. В первой половине 2024 года настоятельница Свято-Благовещенского монастыря игуменья Феодора высказала идею получить здания в безвозмездное пользование под создание воскресной школы при обители.
Юристы райадминистрации составили проект договора о передаче имущества в безвозмездное пользование монастырю на 10 лет с рядом обязательств и обременений. В частности, получатель должен был в течение трёх лет произвести реставрационные работы, согласованные с Инспекцией госохраны объектов культурного наследия Владимирской области.
Однако игуменья Феодора документ подписывать не стала и привлекла тогдашнего депутата райсовета Татьяну Гусеву к составлению протокола разногласий. В итоге, высшему должностному лицу Киржачского района Елене Карповой предложили проект договора о передаче муниципального имущества монастырю, выхолощенный от обязательств со стороны обители. Разница с первоначальным проектом документа заключалась в следующем:
-
имущество передаётся не на 10 лет, а на 49;
-
из текста исключались права сторон об уведомлении друг друга об отказе от обязательств за 30 дней;
-
администрацию Киржачского района лишали права заблаговременно уведомить монастырь об освобождении имущества для проведения капремонта или сноса строений;
-
исключались обязательства пользователя о безвозмездной передаче собственнику в случае прекращения действия договора имущества со всеми произведёнными улучшениями;
-
монастырь предлагалось освободить от обязанности по требованию райадминистрации в течение пяти дней вернуть имущество собственнику.
Летом Карпова подписывать договор на таких условиях отказалась, заявила о выкручивании рук и на неё сразу полетели жалобы (правда, по другим поводам) в администрацию президента, Генпрокуратуру и СледКом. О том, что жалобы написала Татьяна Гусева, сообщали владимирские СМИ. Кстати, на Карпову постоянно жалуются в разные инстанции, как только она, человек работающий в Киржачском районе менее полутора лет, наступает кому-то на хвост. Самыми активными жалобщиками в Киржаче считаются Татьяна Гусева и депутат Киржачского горсовета Петр Генин. Например, они работают в связке в другой конфликтной истории (не связанной с Карповой) - об установленном Гениным под видом утраченной ранее стелы в память о Великой Отечественной войне обыкновенного надгробия прямо на детской площадке (в Киржаче есть люди, которые утверждают, что в том месте никогда никаких памятников не было). Такой поступок возмутил часть горожан, и сейчас вопрос о демонтаже спорного объекта решается в суде.
В историю с напряжённостью между монастырём и районными властями, летом пришлось вмешаться епископу Александровскому и Юрьев-Польскому Иннокентию. Он заявил, что не благословлял игуменью Феодору на совершение сделки и не давал согласия на привлечение к отстаиванию интересов монастыря сторонних юристов. Он также напомнил, что Церковь не должна участвовать в юридических конфликтах с мирскими властями.
Подробнее — в материале «В Киржаче к имущественным конфликтам притягивают местную Епархию».
Потом страсти улеглись, но только на поверхности. Как сообщили Зебра ТВ ряд источников в Киржачском районе, в начале декабря в райцентр приезжали представительницы Московского патриархата, специализирующиеся на имущественных вопросах, и осматривали здания усадьбы Арсентьевых. После этого в Киржаче заговорили, что епископ Иннокентий может быть отправлен в отставку.
И это произошло 27 декабря 2024 года, когда решением Священного Синода РПЦ были «почислены на покой» митрополит Владимирский и Суздальский Тихон и епископ Александровский и Юрьев-Польский Иннокентий. Формулировка одинаковая — удовлетворение соответствующих личных прошений (оба и раньше просились отойти от дел, но им отказывали). Владыке Иннокентию предписано «пребывать на покое» в Суздале.
В тот же день решением Священного Синода РПЦ главой Владимирской митрополии назначен председатель финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата 38-летний бывший митрополит Наро-Фоминский Никандр. За ним сохранена должность в Патриархате, кроме этого, на него временно возложены обязанности епископа Александровского и Юрьев-Польского, которые исполнял Иннокентий.
И вдруг Елена Карпова принимает молниеносное решение о передаче усадьбы Арсентьевых монастырю в собственность со всеми охранными обязательствами.
ТАТЬЯНУ ГУСЕВУ НАЗВАЛИ «ОЧЕНЬ СТРАШНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ»
24 января на заседании Киржачского горсовета депутаты хотели задать представителям районной администрации вопросы о передаче усадьбы купцов Арсентьевых Свято-Благовещенскому монастырю, но они все были заняты на других мероприятиях. Тогда депутаты обсудили ситуацию между собой. По сути, это была не дискуссия, а выражение одного и того же взгляда на ситуацию: после жалоб Татьяны Гусевой на главу Киржачского района Елену Карпову надавили из прокуратуры, а владыку Иннокентия сняли. Другой взгляд на эту историю мог бы пролить Петр Генин, но он в то время занимался организацией похорон Почётного гражданина города Киржач и Киржачского района Евгении Минаевой (по утверждению Генина, лицо без опознавательных знаков на надгробии на детской площадке якобы принадлежит отцу Минаевой).
Депутаты горсовета заявили, что история вокруг трёх зданий затеяна ради одного из них - более-менее пригодного к использованию, и то способность монастыря справиться с этим объектом была оценена скептически. Кроме этого, Татьяну Гусеву назвали «очень страшным человеком» и подвергли сомнению её искренность при демонстрации набожности. Народные избранники считают, что Гусева раскачивает ситуацию в Киржачском районе осознанно, и порадовались, что на дворе не 1937 год.
Расшифровка фрагмента дискуссии на заседании Киржачского горсовета по вопросам, связанным с передачей усадьбы купцов Арсентьевых в собственность Свято-Благовещенского монастыря (с некоторыми сокращениями).
Ольга Лужнова, депутат Киржачского горсовета, директор детского сада №5:
- Вопрос об усадьбе купцов Арсентьевых. То есть это бывший детский сад «Ручеек» на Некрасовской. Там было три здания. Я там работала заведующей [детского сада]. Я приняла все вот эти здания. На Некрасовской находятся по техническому паспорту три здания. Действующее здание было, где находилось две группы, разрушенное здание, и на территории еще там отдельно прачечная. Там рушится крыша, каждый год приезжает комиссия [из отдела] архитектуры. И я начала постепенно отказываться от зданий, когда они использовались под детским садом, подала документы в имущественный отдел администрации, а так как никто нам детей не рожает, количество детей упало, и я передала «Ручеек» - и с июля 2022 года этот здание находится в ведении районной администрации. Что там сейчас? Зданию нужен хозяин. Его нужно ремонтировать.
Владимир Пешуков, депутат Киржачского горсовета:
- Они его вообще не содержат, оно просто стоит мёртвое.
Марина Абрамова, депутат Киржачского горсовета:
- Там всё рушится. Смотрите. Я вам немножко поясню. Есть проект, и он был опубликован в соцсетях, газеты про него писали, что вот эта пространство, так называемая усадьба Арсентьевых, она очень историческая, и там хотят сделать красивую такую территорию, где будет ЗАГС. Вы знаете, в каком состоянии у нас ЗАГС находится, да? Музей брака там [предполагалось сделать], прогулочные площадки, пространство для развития туризма. Ну, то есть - туристический комплекс. Но под давлением прокуратуры и…
Илья Данилушкин, депутат Киржачского горсовета:
- Персонажи все те же.
Хор голосов:
- Да! Персонажи все те же!
Марина Абрамова:
- Гражданка Гусева написала кляузу на епископа [Александровского и Юрьев-Польского Иннокентия]. Его теперь сняли.
Илья Данилушкин:
- Его сняли, да. Представляете? Епископа, да?
Марина Абрамова:
- И вот гражданка Гусева...
Владимир Пешуков:
- Потому что он [Иннокентий] пошёл не туда...
Марина Абрамова:
- ... вы представляете, какие она творит тут дела?
Валентин Тюленев, глава города Киржач — председатель горсовета:
- Как бы она ни говорила, что она воцерковлённая...
Илья Данилушкин:
- Сейчас под давлением опять же прокуратуры, [главу Киржачского района Елену] Карпову заставили подписать - как заставили? «рекомендовали» - сдать [усадьбу Арсентьевых монастырю] в аренду под воскресную школу.
Валентин Тюленев:
- Матушка [настоятельница монастыря] ко мне приходила по поводу электричества, да, они там документы какие-то уже делают.
Владимир Пешуков:
- Нет, там надо ремонт делать, какая там школа?
Ольга Лужнова:
- Нет, там одно здание, где находится детский сад, оно пригодно для эксплуатации. Но понятно, что его все равно нужно ремонтировать. Там в некоторых помещениях обваливается потолок. Там вода есть. Вода у нас там, отопление там есть. Мы отрезали электричество...
Нина Никитина, депутат Киржачского горсовета:
- Так они на это руками посягают?
Илья Данилушкин:
- А зачем разруха-то им нужна?
Ольга Лужнова:
- Но комплекс рушится. Они не восстановят, монастырь, эти здания.
Марина Абрамова:
- Им предлагали другие помещения. Например, здание пожарного депо под воскресную школу. Потому что будет строиться новая пожарная.
Илья Данилушкин:
- Да, на улице Советской, около котельной.
Марина Абрамова:
- Или им предлагали здание, где вот на Селиваново, церковь там рядом Центр детского творчества, а ЦДТ переведут в другое, более благоустроенное помещение.
Валентин Тюленев:
- Более благоустроенное, там и котельная есть своя, с резервным питанием.
Нина Никитина:
- Это [передача усадьбы Арсентьевых монастырю в аренду под воскресную школу] неразумное решение.
Илья Данилушкин:
- Людей не спросили, общественность города.
Марина Абрамова:
- Общественных слушаний не проводилось. Почему опять [как в истории с надгробием на детской площадке на площади купцов Соловьёвых] мы на те же грабли наступаем? Народ в неведении.
Илья Данилушкин:
- [Таня] Гусева захотела с Петей [Гениным историю с надгробием провернуть]? Все нормально.
Игорь Миронов, депутат Киржачского горсовета:
- Попиариться...
Марина Абрамова:
- Какой-то произвол творится. И творит его Гусева со своим подпевалой Петей Гениным.
Нина Никитина:
- А Совет [народных депутатов Киржачского района] принял сначала [решение о передаче усадьбы Арсентьевых монастырю]?
Марина Абрамова:
- Нет, заключала договор глава [Киржачского района].
Илья Данилушкин:
- [Елена] Карпова.
Марина Абрамова:
-
Соглашение-то она подписала, но там какие-то условия, по-моему, были [изначально] прописаны, а церковь не согласилась с ними. Вернее, я вам говорю, может быть, что-то я придумываю, может быть, неточная информация, но у меня такая информация, что было соглашение подготовленное, я не знаю, обеими сторонами или только вот со стороны районной администрации и якобы церковь не согласилась с этим соглашением. Раз не согласилась с этими соглашениями, Карпова принимает другое решение, а вот там же за церковью стоит Гусева, и вот посмотрите она....
-
Гусева не правомочна...Кто ее благословил на это? Новый митрополит в курсе, что она творит тут?
Нина Никитина:
- Она подготовила жалобу, они её отправили куда надо и, пожалуйста, полетели головы. У нас же видите как просто решается.
Валентин Тюленев:
- Политика Русской православной церкви, она зиждется на том, чтобы не входить в споры, в спорные взаимоотношения, спорные моменты со светской властью, а тут получается - раздули скандалище, что церковь тут ругается [с мирскими властями].
Марина Абрамова:
- Хотя это все идет с подачи Гусевой.
Валентин Тюленев:
- Это против Устава Русской православной церкви. И всех батюшек, митрополитов и прочих сотрудников Русской православной церкви которые участвовали во всех этих скандалах, их тут же удаляют, с мест снимают, с должностей - сразу, без разговоров, все! Полная зачистка идет.
Владимир Пешуков:
- Одуреть!
Валентин Тюленев:
- И вот эта вот Гусева, она ходит вся воцерковлённая, такой себя как бы воображает, что вот она там при церкви. И из-за нее батюшки пострадали.
Илья Данилушкин:
- А что мы можем сделать вообще?
Валентин Тюленев:
- Мы? Ничего. Просто [обозначить] информационно, что существуют такие процессы.
Нина Никитина:
- Тут страшно другое, что вот один человек, он решает судьбы людей, причем не просто вот так, смотрите, людей. Там ничего удивительного не будет, если могут полететь головы районных и городских представителей, но если уже летят головы епископов, вот вы понимаете, это вообще-то страшно.
Голоса:
- Да!
Нина Никитина:
- Этот человек [Татьяна Гусева] ни перед чем не останавливается, а уж что она там сочиняет в этих документах. Вообще страшный очень человек. Пообщалась я с ней, это…
Марина Абрамова:
- Порекомендовать, может быть, районной власти провести общественные слушания по этому вопросу?
Игорь Миронов:
- Она [Гусева] не осознаёт, что творит.
Валентин Тюленев:
- Она, кстати, всё осознаёт. Она делает каждый шаг очень осознанно.
Ольга Лужнова:
- Её каждый шаг оплачивается [кем-то].
Валентин Тюленев:
- Это я знаю.
Нина Никитина:
- Страшно. Поэтому, мальчики и девочки, следите за своей речью.
Валентин Тюленев:
- Да, фильтруйте речь. Я не представляю, если она против вас бы в 1937 или 1938 году, сколько людей сейчас было бы...?
Смех
Нина Никитина:
- Да мы тут бы уже не сидели.
Валентин Тюленев:
- Мы бы сидели в другом месте.
Елена Карпова сообщила Зебра ТВ, что пока она воздержится от комментариев, не подтвердив, но и не опровергнув сказанное депутатами Киржачского горсовета.
В этой истории остаются невыясненными три момента:
-
Кто так надавил на главу Киржачского района Елену Карпову (занявшую эту должность при поддержке губернатора Владимирской области Александра Авдеева), что она передала Свято-Благовещенскому монастырю весь имущественный комплекс?
-
Давал ли Преосвященный Владимирский и Суздальский, глава Владимирской митрополии Никандр (он также исполняет обязанности главы Александровской епархии, в которую входит Киржачский район) своё благословение на совершение сделки по получению Свято-Благовещенским монастырем в собственность имущественного комплекса, стоимость приведения которого в божеский вид может составлять до 150 миллионов рублей, и устраивают ли его обстоятельства, при которых это всё произошло?
-
Если у епархии (монастыря) нет денег на содержание вновь обретённой собственности, то кто оплатит эти работы? Нет ли здесь какого-то скрытого под праведными речами частно-церковного (именно в таком порядке) партнёрства?
Ответы на эти вопросы, скорее всего, можно будет получить на пресс-конференциях прокурора Владимирской области Ивана Грибова и митрополита Владимирского и Суздальского Никандра, которые должны состояться в ближайшие дни.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.