7 марта в здании владимирского обкома КПРФ состоялось первое занятие школы комсомольского актива, в рамках которой юные активисты будут готовиться к предстоящим в сентябре 2015 года муниципальным выборам. Почётным гостем пилотного урока стал бывший губернатор Владимирской области Николай Виноградов.
Экс-глава региона прочитал слушателям лекцию на тему «От преодоления разрухи до благополучия во Владимирской области. Итоги 17 лет работы. Что ждет область впереди», а также ответил на вопросы аудитории.
Зебра ТВ публикует расшифровку наиболее интересных высказываний Николая Виноградова со встречи с молодыми коммунистами.
О ДАЛЬНЕЙШЕМ ПУТИ РАЗВИТИЯ
Наверно, революция – не самый лучший ход, потому что в этот период ломается всё и всё начинается с нуля. Отбрасываем себя дальше. Так случилось с Советским Союзом.
У Ленина в одной из работ есть такое выражение: «В конечном итоге победит тот общественно-политический строй, при котором будет выше производительность труда». И в этом плане Советский Союз проиграл, проиграла идея социалистического развития. Это не из-за неправильности идеи, это неправильное применение теории на практике.
У нас получилась сугубо государственная собственность. А это, по сути, ликвидировало конкурентную борьбу. Дальше следующее: трактор «Владимирец» выпускали на протяжении 40 лет, скажем, одну и ту же модель, в то время как на Западе шли процессы совершенно иным способом. Использовались передовые технологии, на основе конкуренции побеждал сильнейший, побеждали лучшие инженерные мысли и так далее. И мы отстали.
Сегодня Ленин стал предметом шуток отдельных недоумков и горе-политиков, или политиков, которые вынашивают злобу на социализм и вообще на Советский Союз. На самом деле, сделано очень много, и Ленин признан одним из ведущих мировых политиков-теоретиков. Были ли ошибки? Конечно были.
Нам нужно идти по пути демократического развития. Но не по тому, которое нам навязали в 1991 году: тогда была охлократия - власть толпы. Это должна быть власть большинства. Это решение за большинством. А для этого, мы должны это большинство услышать. Невозможно создавать государство, невозможно обеспечивать его нормальное развитие, если мы не опираемся на демократические основы, на власть народа.
Но сегодня многое делается для того, чтобы забыть и не слышать большинство. Общество будет нормально развиваться только тогда, когда развитие пойдёт по пути равнодействующей политических сил. Отсюда вопрос многопартийности. Ведь именно это провозглашалось, в том числе, и в 1991 году.
О МНОГОПАРТИЙНОСТИ, ВЫБОРАХ И «ЕДИНОЙ РОССИИ»
Наверно, переход к многопартийности назрел давно, но к сожалению получилось то, что получилось. С начала вседозволенности у нас действовало порядка 50 партий, потом всё это хозяйство значительно урезали по законодательству. А потом создали одну «Единую Россию».
Именно «Единой России» были предоставлены все возможности для вхождения во все поры общества. И, по большому счёту, стала та же КПСС, только значительно хуже.
Если говорить о развитии демократии в широком плане, то мы должны переходить к многопартийности. Если мы отметаем все политически силы, то остаётся опять одна, самая непогрешимая, самая правильная. И мы наступаем на те же грабли, на которых стояли раньше. Против этого всегда выступал, выступаю и сейчас.
У Михаила Жванецкого есть такое выражение: «Государство с народом играет в игру, постоянно меняя правила. И будет их менять до тех пор, пока не выиграет». То есть, если чувствуют, что законодательство не подходит по той или иной причине, не устраивает политические структуры, то туда вносят изменения.
Вот у нас и получается: то только одномандатные округа, то только партийные списки, то смешанная система и так далее, и так далее. А посмотрите: ни одни выборы последних лет при активном содействии «Единой России» не прошли без «устранения» неугодных партии власти персон. Таких фамилий масса. Синягин во Владимире, Рыбакова тоже не допустили. Тогда какой смысл выборов, если никакой законности, никакой демократизации при их проведении нет?
Любое решение Госдумы сегодня пройдёт спокойно, даже если будут возражать представители всех остальных партий. Мы должны уходить от монополии одной партии на власть. Нельзя повторять ошибки, которые допускались раньше.
Я думаю, это начинают понимать в Кремле, ведь далеко не случайно появился «Народный фронт». Правда, мне до сих пор неясно за кого «Народный фронт», кто в этом народном фронте и с кем он воюет.
Между тем, уже появилась оскомина от «Единой России». Где-то чихнули - «Единая Россия», чирей вскочил – тоже «Единая Россия». Если будут свободные и нормальные выборы, тогда можно будет говорить об авторитете той или иной партии, о её способности решать задачи, о её поддержке народом.
О ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Последнее время много говорят о гражданском обществе. Да, это выход. Выход, когда различные общественные организации занимаются вопросами устройства государства, контролем его деятельности и так далее. Но ведь опять мы делаем не пойми что.
Мы во Владимирской области создали Общественную Палату. Я, воспользовавшись правом губернатора, включал туда представителей партий по принципу «пусть в Общественной Палате работает умный человек, представляющий ту или иную общественную организацию». Даже если человек и не придерживался коммунистических взглядов.
Законодательное Собрание по своей линии подошло совсем с другой стороны: по существу, одни представители «Единой России». Скажите, кто сегодня в Общественной Палате на федеральном уровне находится? Какая же это Общественная Палата? Там должно быть полуавтоматическое представительство партий и движений, их уважаемых лидеров.
Презентация книги о Николае Виноградове, 18 сентября 2014 года
О НЕОБХОДИМОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
До тех пор, пока мы не займёмся стратегическим планированием, как подобает, мы ничего в стране не решим. Потому что сегодня стратегическое планирование – это, прежде всего, размещение производительных сил. И то, что происходило у нас до последнего времени, не может нашу страну никуда вывести. В одном месте ломают, в другом создают.
Какая шла борьба за привлечение инвестиций в автомобильную промышленность. На территории Владимирской области в этом направлении были заняты порядка 15 тысяч человек. Но всё разрушилось. И тут же приходят иностранные инвестиции в Калугу (Завод «Фольксваген» – ред.). То есть, инвестиции должны идти туда, где есть перспективы развития, где есть опыт работы в данном направлении.
У нас некоторые экономисты либерального плана говорят, мол, куда захотели инвесторы, пусть туда и идут. Вот и ходим вокруг да около, не получая результата. И никакого импортозамещения, по большому счёту, у нас пока не получилось в стране. При этом, решая проблемы стратегического планирования, мы могли бы справиться с этой задачей. А сегодня, с учётом санкций против России, для нас это приобретает первостепенное значение.
О ПОСЛЕДНИХ ГОДАХ НА ПОСТУ ГУБЕРНАТОРА
Должен сказать, что последние два года в должности губернатора были тяжелейшими. По существу, шла борьба. Постоянно подвергался очень сильной критике.
Я всегда считал, что период работы в областной администрации в моей жизни – самый сложный. Но и те результаты, которые мы достигли все вместе, за них стыдиться не приходится. Я неоднократно приводил цифры, и сейчас они есть у меня, но суть не в этом. С чего начинали и чего достигли.
В 1991 году, когда произошёл переворот, обстановка в области изменилась. К середине 90-х годов у нас в области оставалось только 34% объёма от промышленного производства конца 80-х годов. За первые годы Великой Отечественной войны СССР потерял только 50% промышленного потенциала. Владимирская область потеряла 66%.
Много времени занимали поездки по области и, по большому счёту, убеждения людей не выходить на улицы. Были призывы всё закрыть и производить своё, были призывы не перечислять налоги в центр. Я всегда занимал другую позицию. Ездил, убеждал людей: «Потерпите, не выходите (на улицы – ред.)». Не платили заработную плату, марши были от посёлка Вербовский на Муромский приборостроительный завод, на заводе Дегтярёва всё бурлило. Здесь (во Владимире – ред.) пустые остановки, пустые проходные и так далее. Тогда официально зарегистрированных безработных было 74 тысячи человек. Сейчас где-то 7-8 тысяч, как и в то время, когда заканчивалась моя работа.
Часто приходилось ездить в Москву, чего-то там выпрашивать, добиваться. Прямо скажу – ничего не получилось. Я очень жалею о Гороховецком судостроительном заводе. Развалилось на корню предприятие. Его и сейчас там нет.
Но потом стали приходит инвесторы. Последние годы мы добились того, что Владимирская область в Центральном федеральном округе была на третьем месте по объёму иностранных инвестиций. По существу и сейчас так: когда покидал губернаторский пост, были на пятом месте. Мы были лучшими по прозрачности государственных закупок, причём несколько лет подряд. Можно говорить и об эффективности управления: мы сначала были на 21-м месте, потом на 19-м, потом мы вошли в лучшую десятку по управляемости.
Мы несколько раз получали гранты Министерства финансов, серьёзные миллионы. Реформа здравоохранения: только сейчас в Москве начинают заниматься, а мы это рационализировали гораздо раньше. Было с болью, где-то даже с кровью, но мы сделали это. Мы нарастили огромную материальную базу по здравоохранению, программы по кардиологии, онкологии.
По культуре. Я помню, какой центр Владимира был раньше, а сейчас исторический центр – практически полностью состоит из учреждений, так или иначе связанных с культурой.
Сегодня пытаются выискивать, что не так сделал Виноградов. Даже по прошествии двух лет. Что мне понравилось, сказали недавно: «Не украл ничего». Правда - не воровал. Более того, делал всё, чтобы не крали другие.
Конечно, всего хватало. Хватало и грязи. Что удалось сделать? Созданы были условия для притока инвестиций. Одна из наград, которой я горжусь – это Орден Командора Итальянской Республики (Орден «За заслуги перед Итальянской Республикой 4-й степени – ред). Таких орденов в Российской Федерации всего пять. Это за инвестиции, которые сюда пришли, за «Марчегалию», «Ферреро».
С инвесторами сложились очень хорошие отношения. Много было сделано в плане бухгалтерского учёта. Сюда приходили и говорили: «Николай Владимирович, у вас наименее коррумпированная область». Это очень приятно.
Но суть сегодня в том, чтобы работа шла и дальше. А для этого в органах власти должны быть нормальные люди. Органы власти не должны быть кормушкой, не должны быть институтом пиара. А у нас нередко работа подменяется пиаром, а общая идеология – обманом.
Встреча Николая Виноградова с активистами социальных сетей, 12 сентября 2012 года
О ВЫБОРНОСТИ СУДЕЙ
Смотрите, что интересно. В период моей работы были некоторые главы районных администраций, от которых, как я считал, нужно было освобождаться. Я обращался в прокуратуру, были судебные разбирательства, но у меня не получалось. Сейчас пошло как по маслу. Те же самые (главы районных администраций – ред.) в ряде случаев были освобождены.
Почему так происходит? Далеко не во главе угла сегодня стоит закон. Это плохо. И если говорить в целом о демократизации, одна из серьёзнейших задач, которую надо решать в России – это выборность судей. Ведь принцип демократии сегодня поставлен на разделении властей на судебную, исполнительную и законодательную. То есть, независимость судебной власти. Есть она? Если сегодня губернатор говорит: «Я дисквалифицирую судью» – ни хрена приехали! Это как же так?! Какое право имеет губернатор, представитель исполнительной власти, вмешиваться в работу власти судебной?! Тогда где же власть-то?! Где независимость власти?!
О КУМОВСТВЕ
Сегодня убрали всех, кто был в моей команде. Ещё и обвиняют в кумовстве. Да, старший зять (Владимир Наумов – ред.) работал здесь в Управлении Росреестра, младший зять пришёл работать, когда ещё и зятем моим не был. Вот, пожалуй, и всё кумовство. А уж если говорить о кумовстве, то кумовство-то сейчас. Я готов перечислять. Кого только не приехало. И всё якобы на основе конкурсов.
Посмотрим, что будет дальше. Дай Бог, чтобы получилось всё. Потому что злорадствовать из-за того, что не получается, я не буду. Ведь из-за этого пострадают жители области. Были ли у меня кадровые ошибки? Наверно были. Но в остальном, я считаю, была неплохая команда.
ОБ ОТКАЗЕ ОТ ДЕПУТАТСКОГО МАНДАТА И ПОЛИТИЧЕСКОМ БУДУЩЕМ
В своё время (В сентябре 2013 года – ред.) я отказался от работы в Законодательном Собрании по нескольким причинам. Одна из них – не прошли Синягин и Анатолий Владимирович (Бобров – ред.), по одномандатному округу. Я посчитал логичным в этой ситуации отказаться.
Есть и ещё одна причина – я решил немножко подождать. Сегодня по любому поводу Виноградова долбят. Я это выдержу, я это с 1991 года выдерживаю.
Я на всю жизнь запомнил, как на одном из больших митингов у здания областной администрации подошла ко мне старушка, за лацкан меня схватила и говорит: «Это Вы съели всю нашу колбасу?!». Тогда считалось, что если буфет есть в обкоме, то мы колбасу едим, которой нет на прилавках. И с тех пор наслаивается, наслаивается, наслаивается.
И сегодня! Сейчас, вон, с Клюшенковым (главой Ковровского района – ред.) события идут (имеется ввиду участие Александра Клюшенкова в уголовном деле в отношении депутата Законодательного Собрания Сергея Курышева – ред.) , так в интернете говорят, что Виноградов поставил Клюшенкова. Ей Богу, не ставил, избирался Клюшенков сам. То есть, по любому поводу долбят.
Сейчас посмотрим, как дело пойдёт. Повторяюсь: поскольку партийной организацией руководит Анатолий Владимирович (Бобров – ред.), я отказался от депутатского мандата, чтобы он был там (в составе Законодательного Собрания – ред.). Сегодня другая должна быть фракция, должны новые люди приходить.
Сейчас тоже, досужие, начинают просчитывать, выдавая себя за политологов, пойдёт Виноградов или не пойдёт (на следующие выборы – ред.), почему стоит идти, а почему не стоит идти. Да пусть просчитывают. Придёт время – решение примем. Я ведь для себя тоже должен оценить обстановку. При нормальных выборах и нормальном законодательстве надо идти на выборы. Пока я таких условий не вижу. Но я остаюсь, никуда не ушёл, и буду говорить то, что считаю нужным, что считаю правдой.
Для справки:
Николай Виноградов родился 22 апреля 1947 года во Владимире. Окончил Московский инженерно-строительный институт, затем работал на владимирском заводе железобетонных изделий. Впоследствии стал главным инженером предприятия.
В КПСС вступил в 1973 году. В разное время занимал пост второго секретаря владимирского горкома КПСС, первого секретаря кольчугинского горкома КПСС. В 1989-1991 годы был вторым секретарём владимирского обкома коммунистической партии.
В 1994 году избрался в Законодательное Собрание Владимирской области, и до 1996 года был его председателем. 8 декабря 1996 года избран главой региональной администрации, в декабре 2000 года переизбран на второй срок. В феврале 2005 года утверждён в должности губернатора Владимирской области. Свой пост Николай Виноградов покинул в марте 2013 года, уступив место Светлане Орловой.