"Муниципалы, берегите главных редакторов"

Председатель комитета общественных связей и СМИ администрации Владимирской области Рита Шляхова призвала глав органов местного самоуправления одуматься и прекратить вмешиваться в деятельность средств массовой информации на их территориях
Новости Автор: 2 ноября 2014, 11:51 5 6837

29 октября губернатор Владимирской области Светлана Орлова провела совещание с главами местного самоуправления. В повестке дня было восемь вопросов. Неожиданностью стало выступление председателя комитета общественных связей и СМИ администрации Владимирской области Риты Борисовны Шляховой.

Она упрекнула глав городских округов и муниципальных районов в том, что они не в полной мере финансово поддерживают средства массовой информации в своих территориях. В частности, эти СМИ исполняют муниципальные контракты, которые власти на местах хотят провести «по дешёвке».

Шляхова также отметила, что местные администрации не уделяют должного внимания тому, в каких бытовых условиях работают муниципальные СМИ.

Рита Борисовна также заявила, что главы городов и районов и сити-менеджеры используют редакции для самопиара, что, по её мнению, является недопустимым. Она напомнила участникам совещания, что за вмешательство в профессиональную деятельность редакций со стороны чиновников может быть наложена уголовная, административная или дисциплинарная ответственность.

Рита Шляхова, председатель комитета общественных связей и СМИ администрации Владимирской области:

  • Хочу сказать вам буквально пару фраз из нашей доктрины информационной безопасности Российской Федерации
  • Первый тезис, это уровень государственной политики: «Информационная сфера является системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на все сферы жизни»
  • Второй тезис: «Задача перед всеми органами государственной власти — укреплять государственные средства массовой информации, расширять их возможности по своевременному доведению достоверной информации до населения»
  • Итак, рынок СМИ переживает очень сложные времена. В 2014 году доходы от рекламной деятельности по прогнозам в открытых источниках снизятся на 11-16%
  • При этом «Почта России» лишилась государственных дотаций на подписку, и рост подписной цены на региональные издания со второго полугодия составил от 40 до 95%. Как следствие — снижение подписных тиражей и средств, получаемых СМИ от подписки
  • Общее снижение доходности за счёт роста цен на услуги «Почты России» и типографские расходы,по оценкам руководителей СМИ, окажется по итогам года не менее 30%
  • Особенно приходится очень непросто нашим региональным СМИ
  • Мы прекрасно понимаем, что наши региональные СМИ отдают часть своих газетных площадей под опубликование официальных материалов. Это неизбежное условие их выживания
  • С другой стороны, такие муниципальные контракты, действительно, для них хоть какая-то копеечка. Так же, как копеечка — те средства, которые, по большому счёту, даёт областной бюджет на осуществление нашей информационной политики. С другой стороны, это обременение, и это тоже правда, потому что, во-первых, отпугивает потенциальных читателей и рекламодателей, а, с другой стороны, обычно муниципальные контракты идут на грани себестоимости услуги
  • Проведя опрос руководителей муниципальных СМИ, и проанализировав результаты этого опроса, комитет выявил следующие тенденции. В редком случае выполняются учредительские функции хотя бы по содержанию помещений редакций СМИ. К сожалению, это повсеместно
  • В лучшем случае за последние три года муниципалитеты удерживают сумму муниципального задания на одном уровне без учёта коэффициента инфляции. Это не позволяет газетам развиваться, например, перейти на полноцвет, что крайне важно для рекламодателя. Цена вопроса на самом деле — 120 тысяч рублей в год. Вложились — получили эффект значительный
  • К сожалению, появилась стойкая тенденция к сокращению средств даже по муниципальным контрактам. Минимум — на 10%, как в Гороховецком районе, а в Покрове в 2014 году финансирование «Покров-Медиа», газета плюс телевидение, срезали сразу же на 24%, или на 952 тысячи рублей
  • Я хочу сказать, что пример Покрова очень показательный, и не зря то, что случилось с Евгением Сасом (главой города Покров), - случилось! И началось его падение, я считаю, именно с его отношения со средствами массовой информации, это очень показательно


Светлана Орлова, губернатор Владимирской области:

  • Зато он на очень хорошей машине ездил, лучше бы газете помог


Рита Шляхова:

  • И что вовсе недопустимо, некоторые главы муниципальных образований и сити-менеджеры стали превращать СМИ в средства самопиара, а порой — вмешиваться в кадровую политику редакций. Я вам напоминаю, уважаемые коллеги, за вмешательство в деятельность и нарушение профессиональной самостоятельности редакции статьёй 58 закона о СМИ предусмотрена уголовная, административная, либо дисциплинарная ответственность
  • Опять же, в качестве антипримера выступает «Покров-Медиа», о нём можно говорить долго, не буду занимать ваше время. К сожалению, в прежние годы не предавалось большого значения вот этому конфликту бывшего главного редактора с бывшим главой города Евгением Сасом. Сочли, что это локально
    Но в этом же году у нас полыхнуло по похожему сценарию в Вязниковском районе, причём этот конфликт выплеснулся в публичное пространство, в интернет. Удалось погасить, нашли понимание. Провели переговоры и с редакцией газеты, переговорили с руководством района, нашли, на мой взгляд, достойного редактора. Удалось ситуацию стабилизировать
  • Хотела бы ещё сказать вам, уважаемые главы, буду заканчивать своё выступление, и очень прошу вас с надлежащим почётом и уважением относитесь к своим редакторам. Это штучные специалисты
  • Образно говоря, скамейка запасных главредов у нас не просто нулевая, она у нас отрицательная. Из-за крайней оптимизации штатов они, как правило, совмещают должность генеральных директоров, то есть осуществляют не только редактирование газет, но и решают производственно-хозяйственные вопросы, а это колоссальная нагрузка, причём — за весьма посредственную оплату труда

Рита Шляхова закончила своё выступление фразой: «Кто не кормит свои СМИ, тот скоро будет кормить чужую армию».

Светлана Орлова согласилась с тем, что муниципалы должны поддерживать СМИ на их территориях.