Вице-губернатор Владимирской области Лидия Смолина пояснила, откуда, по ее мнению, в инвестпроекте мусорного полигона возле села Филипповское появились данные о 150 тысячах тонн московских отходов
Вице-губернатор Владимирской области Лидия Смолина прокомментировала скандальную историю, связанную с народными волнениями в селе Филипповское Киржачского района, начавшимися из-за вероятного строительства на границе с Подмосковьем мусорного полигона.
Пресс-конференция вице-губернатора Лидии Смолиной и директора департамента природопользования администрации Владимирской области Алексея Мигачева проходила в то же время, когда в Филипповском шумел очередной сход жителей, протестующих против мусорного соседства.
Лидия Смолина уверена, что народные волнения в Киржачском районе организованы москвичами (в том числе — в преддверии выборов 10 сентября).
«Мы знаем, что там приехало 500 человек, тогда как там проживает-то 200», - оценила предыдущую акцию протеста вице-губернатор.
По мнению Лидии Смолиной, намеченные на 5 сентября слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки муниципалитета не были связаны с планами по строительству мусорного объекта:
«К теме планируемого строительства эти вопросы землепользования никакого отношения не имеют».
Неожиданными оказались и ответы вице-губернатора Смолиной о планеах по ввозу на территорию Владимирской области московского мусора.
«Про 150 тысяч тонн это я у вас, кстати, вычитала», - заявила Зебра ТВ вице-губернатор.
Напомним, под документом, согласовывающим основные параметры будущего мусорного комплекса стоит подпись именно Лидии Смолиной.
«Начну с начала. Завозить мусор с любой другой территории - с Москвы, с Московской области, с Ивановской области или Нижегородской — никто не может, не подписав межрегиональное соглашение. Это статья 6 89 ФЗ (с учетом изменений это 458 ФЗ)», - сказала Смолина.
Но прямо отвечать на вопрос, есть ли у Владимирской области планы такой документ подписать, вце-губернатор отказалась.
По данным Смолиной, цифра в 150 тысяч тонн мусора сложилась совсем из других показателей. То есть, к возможным планам потенциальных инвесторов свозить в Киржачский район строительный мусор от реализации программы реновации в Москве это отношения не имеет:
«Инвесторы, которые приходят, говорят о том, что строить комплексы объемом меньше - экономически нецелесообразно. Поэтому речь идет о заводе мощностью не менее 150 тысяч тонн отходов. У нас люди, живущие на близлежащих территориях - Александрова, Кольчугино, Киржача - в год производят порядка 100 тысяч тонн мусора. Это мы говорим о тех отходах, которые официально зарегистрированы. А вы, наверное, все знаете, что у нас на территории Александровского района ежегодно в летний период проживает 1 миллион 200 тысяч жителей Москвы и Московской области. Которые пока не заключают договора на сбор и вывоз твердых бытовых отходов. И, прописывая 150 тысяч тонн мусора, мы как раз рассчитывали на то, что это договора будут заключены, и мы будем вывозить мусор из всех садовых товариществ, из коттеджных поселков. То есть, все это будет не в посадки вывозиться жителями Москвы и Московской области (нашими дачниками), а именно цивилизованно. Поэтому именно об этих объемах и идет речь. Никаких других объемов мы не предполагаем завозить».
Алексей Мигачев
«Мы понимаем, что строительство любого мусорного объекта вызывает протесты населения. Главное — эмоциям не поддаваться», - поддержал свою начальницу директор департамента природопользования Алексей Мигачев.
Лилия Смолина рассказала, что к руководству Владимирской области до настоящего времени вообще еще не обращался никто из инвесторов с конкретными бизнес-предложениями. Все, чем оперирует Белый дом — предварительно согласованные параметры предприятий, руководство которых присмотрело территорию 33 региона для их реализации:
«Четыре инвестора обращались к нам в комиссию, на которую вы ссылаетесь, по рассмотрению намерений, предложений по реализации инвестпроектов на территории Владимирской области. Как инвесторы будут реализовывать эти проекты — не готова сказать. Больше к нам в департамент ни с какими обращениями — ни по проведению слушаний, ни по взаимодействию с органами МСУ — никто не обращался. Ответственно вам заявляю».
Вице-губернатор напомнила, что Филипповское — это уже вторая «горячая точка» на карте Владимирской области, появившаяся в связи с планами «мусорных» инвесторов. Смолина напомнила, что первой точкой напряжения была компания «ЭкоТехноМенеджмент», которой руководство областного центра не позволило «приземлить» мусоросортировочный завод на территории ТЭЦ в городе Владимире.
Лидия Смолина дала понять, что недовольна действиями мэирии города Владимира, заволокитившей вопрос с выделением земли инвестору:
«Проект был даже не привязан к земле. Инвестор появился и сказал: я у вас хочу построить такой-то завод, на такую-то мощность, с такими-то технологями. Мы посмотрели проект и по количеству инвестиций, и по количеству рабочих мест. Более того, этот проект уже прошел экологическую экспертизу — такой же реализован в Костроме. И он еще и вошел в реестр типовых проектов Минстроя России. Все уперлось в земельный вопрос. Город Владимир дал предложение по земле. А потом обратно взял. Вот такая получилась ситуация».
Вице-губернатор рассказала, что владимирский Белый дом направил в администрацию города Владимира повторный запрос, связанный с предоставлением земельного участка компании «ЭкоТехноМенеджмент» для строительства мусоросортировочного завода. Но ответ до настоящего времени так и не получен:
«К нам официально обратился генеральный директор этой компании. Учитывая, что депутаты горсовета высказываются против просим вас дать предложения по реализации проекта. Мы направили в город Владимир письмо и попросили, если эта не годится земля, дать инвестору другие предложения. Пока мы ответа не получили. Но вы-то — жители Владимирской области и знаете, что именно на этой территории когда-то и стоял завод. А на выезде из Владимира был мусоросжигательный завод, который сгорел. То есть я бы не говорила, что это здесь какая-то новая тема. Другое дело, что, когда строили заводы такие — законодательство было другое, и никто эти слушания не проводил. А, если бы проводили, жители Владимира наверняка бы сказали, что такой завод именно там, где он сейчас есть — нам не нужен».
Лидия Смолина призвала СМИ в союзники, пояснив, что нужно работать с населением, разъясняя задачи по строительству во Владимирской области современных мусоросортировочных комплексов:
«Людям-то надо разъяснять. От того, что мы все будем против того, чтобы такие объекты появлялись, экология от этого лучше не станет. Если не будет современных технопарков — современных, цивилизованных, с современной системой очистных сооружений, с отводом газов, которые там образуются, мы, действительно, завалим всю область полигонами. У нас срока действия существующих полигонов осталось на несколько лет. Киржачского — на год (на 8-9 месяцев). Марьинка — при той ситуации, которая есть — на год. А, если там не строить новых карт и ей не заниматься — мы вообще не знаем, куда завтра все повезем. Я не говорю про Московскую область — мы про себя в первую очередь должны думать. Тот же петушинский полигон — там тоже места осталось на полтора года по имеющейся карте. Но мы всем говорим: без объектов сортировки строительство новых полигонов невозможно. До 1 января 2019 года у нас такие объекты должны быть везде».
Вице-губернатор Смолина заявила, что у Владимирской области, которой по федеральному законодательству нужно переходить на новые методы работы с ТБО, заканчиваются «мусорные мощности». А согласование новых площадок идет со скрипом:
«Киржачский полигон был построен в 80-м году по технологиям прошлого века. Емкости этого полигона осталось где-то на 12 тысяч тонн. По нашим расчетам, этого хватит киржачскому полигону на год. Мусор туда везется с Киржачского района».
Киржачский полигон
Лидия Смолина поблагодарила СМИ за предоставление достоверной информации о несанкционированном ввозе во Владимирскую область московского мусора. Вице-губернатор пояснила, что это помогает властям оперативно реагировать, пресекая нарушения:
«Это произошло и с Киржачским полигоном, и с Александровским. И мы оперативно на это реагируем».