18 июня губернатор Владимирской области Владимир Сипягин издал постановление №385, согласно которому региональный департамент образования получил полномочия согласовывать назначения чиновников на должности заместителей глав органов исполнительной власти органов местного самоуправления, курирующих вопросы образования, а также должностных лиц - на посты руководителей районо и гороно. Речь идёт о 5 городских округах и 16 муниципальных районах. Постановление уже вступило в силу.
В этом документе много неясного. Если с назначением начальника какого-нибудь районного управления образования всё более-менее понятно, то с заместителями глав ситуация достаточно запутанная.
Если взять, к примеру, Ковров - второй по численности населения город Владимирской области, то там всё просто: должность заместителя главы города и начальника управления образования занимает одно и то же лицо — Светлана Арлашина. Учитывая, что нормативные правовые акты обратной силы не имеют, то департамент образования будет согласовывать её преемницу. Правда, постановление Сипягина не разъясняет, как это будет происходить.
А во Владимире сферу образования курирует первый заместитель главы горадминистрации Владимир Гарев. Но дело в том, что это направление в его деятельности — не главное; ему также подчиняются ещё 8 структурных подразделений. И как быть в данном случае, если у областных департаментов по физкультуре, ЗАГС и комитета по туризму нет полномочий по согласованию вице-сити-менеджеров?
И самый главный вопрос: что произойдёт, если муниципальные тяжеловесы вроде владимирского сити-менеджера Андрея Шохина или муромского мэра Евгения Рычкова проигнорируют мнение департамента образования Владимирской области при назначениях начальников гороно? По всей видимости, ничего.
Вместе с тем, определённая логика в решении губернатора Владимира Сипягина по предоставлению департаменту образования полномочий по согласованию назначений на должности в муниципалитетах всё-таки есть. Бюджет Владимирской области выделяет муниципалитетам субсидии, которые, при условии софинансирования из местных средств, направляются на организацию питания школьников, на деятельность летних лагерей и иногда - на ремонт образовательных учреждений.
Кроме этого, за счёт субвенции область полностью финансирует выплату заработной платы учителям, компенсации части родительской платы за детские сады, пособия педагогам-пенсионерам, опекаемым детям и приёмным родителям. Также региональный бюджет оплачивает интернет в школах, приобретение учебников, интерактивных досок. И в довершение — область оборудует пункты для сдачи ЕГЭ.
Муниципальные бюджеты в основном несут расходы, связанные с оплатой коммунальных услуг и поддержания образовательных учреждений в более-менее приличном виде.
Например, в городе Владимире бюджетные ассигнования на образование превышают 4 миллиардов рублей, что является крупнейшей статьёй расходов. При этом 2/3 от этой суммы составляют средства бюджета Владимирской области, и при таких раскладах понятно стремление региональных властей хотя бы быть в курсе того, кто управляет такими деньгами.
Однако, рискнём предположить, что за согласованием назначений на руководящие должности в муниципальных органах управления образованием может стоять подготовка к передаче всех школ с местного уровня на областной. В частности, о том, что рано или поздно такое должно произойти, директор департамента образования Владимирской области Ольга Беляева говорила три года назад — ещё при губернаторе Светлане Орловой. Кстати, тогда же Беляева сетовала на то, что органы местного самоуправления ничего не согласовывают с департаментом образования.
Если передача школ с местного на областной уровень состоится, то это произойдёт приблизительно по той же схеме, по которой с 1 января 2012 все больницы и поликлиники перешли из муниципального подчинения в региональное. С тех пор государственную систему здравоохранения Владимирской области постоянно лихорадит.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате