Руслан Баринов намерен внедрить в 33 регионе уникальную систему экологического мониторинга

Во Владимирской области создают государственное учреждение «Экология региона», которое займется внедрением современных технологий обеспечения экологической безопасности
Новости Автор: 9 апреля 2019, 17:59 25 5736

Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области будет переименован. Об этом стало известно 9 апреля на деловом завтраке, организованном региональным отделением «Деловой России».

Исторически сложившееся название поменяют на «департамент природных ресурсов и экологии». Это название, по мнению руководства, больше отвечает задачам, которые стоят перед структурным подразделением владимирского Белого дома.

О том, с чем связано переименование, и о планах по совершенствованию экологического контроля на территории Владимирской области Зебра ТВ рассказал директор департамента природных ресурсов и экологии Руслан Баринов:

«Для чего переименовывается департамент? Мы создаем нормальную вертикаль. Есть Министерство природных ресурсов РФ, и, по большому счету, у себя в области мы должны сделать его копию: функционал будет тот же самый, за исключением ряда моментов.

Надо стремиться к тому, чтобы была определенная унификация и система документооборота. В этом случае будет проще и транслировать федеральные законы, и отслеживать их исполнение - надо идти в тренде времени. И плюс нам дают новый штат: сейчас мы перекроили штатное расписание, так что у нас появился отдельный отдел экологического надзора. Всего добавили 9 штатных единиц, из них 2 — государственные служащие и 7 — негосударственные».

Директор департамента природных ресурсов и экологии рассказал редакции, что в ближайшее время начнет функционировать новое государственное бюджетное учреждение «Экология региона». Постановление о создании ГБУ «Экология региона» уже подписано губернатором Владимирской области Владимиром Сипягиным.

Перед новой структурой поставлены амбициозные задачи. По информации Руслана Баринова, во Владимирской области начнут создавать единую комплексную систему мониторинга состояния окружающей среды:

«Задача ГБУ, в первую очередь, выполнение тех функций, которые сам департамент не может себе позволить из-за небольшого штата и значительного количества уже имеющихся государственных задач. Речь идет о создании информационной базы данных, системы мониторинга, лабораторного и аналитического обеспечения.

ГБУ будет нашей поддержкой и позволит решать важные задачи с привлечением, в первую очередь, технических средств. Это касается тех вопросов, которые на сегодняшний день сложно разрешимы: рекультивация свалок, очистка русел рек, безаварийное прохождение паводкового периода, реконструкция ГТС и так далее. Муниципалитеты не могут найти на это финансирования и из-за этого сейчас всячески пытаются от этого отойти, в первую очередь, чтобы не перегружать свой бюджет. Но это, по большому счету, задача, которая должна решаться на уровне региона: мы должны выполнять государственные задачи по безопасности. То есть, эта структура позволит развязать те узлы, которыми на сегодняшний день должен кто-то заняться».

Руслан Баринов подчеркнул, что аналогов системы, которую будут внедрять во Владимирской области, еще нет в России. Но без подобных технологий уже не обходятся в странах, заботящихся о состоянии окружающей среды:

«Полноценного комплекса в России пока ни у кого нет. Частично он есть у Росприроднадзора — они имеют хороший опыт по созданию такой системы. Кое-что есть у ряда других регионов. Но полноценной системы, которая позволяет проводить работу и понимать, чем живет тот или иной объект — юрлицо или объекты типа котельных или очистных сооружений — такой детализации нет.

Главная задача сейчас — начать идти по этому пути и решить, что это уже не остановить. Система экологического мониторинга должна быть, без нее нет будущего. На Западе такие системы начали появляться еще в семидесятых годах прошлого века. В Европе есть глобальная система радиационной безопасности: они видят полностью радиационный фон на территории всего Европейского Союза. А у нас кое-что есть только в Москве, Санкт-Петербурге и еще кое-где».

Первая задача, поставленная перед ГБУ «Экология региона» - комплексный мониторинг работы с отходами, который должен быть запущен параллельно с переходом Владимирской области на «мусорную реформу». Директор департамента природных ресурсов и экологии пояснил, что современная цифровая система поможет властям сделать прозрачной работу мусорного бизнеса:

«Это одна из оперативных задач. Сейчас появляются регоператоры, и нам нужна система движения мусора. Туда должна войти геоинформационная система ГЛОНАСС, система учета на въезде на полигоны, весовой контроль и так далее».

Руслан Баринов уверен, что его департамент не должен ориентироваться на данные, которые можно запросить у других структур, а должен постоянно иметь под рукой собственный оперативный срез по всем необходимым параметрам:

«Мы должны сами иметь оперативные данные. Это нужно для безопасности региона -знать, что и где ,не дай Бог, произошло. И нужно в качестве системного контроля за природопользователями.

Вы же знаете, что есть много вопросов, в том числе по крупным предприятиям, которые я сейчас не буду называть. Их руководство заявляет о том, что они экологически чистые, но никто в это не верит. Или знакомая всем ситуация, когда полигоны воняют, но эксплуатирующая организация заявляет: «Это не мы». А теперь у нас появится система онлайн-мониторинга, где будет видно рассеивание, где будет видно движение воздушных масс и так далее.

Мы будем много работать с бизнесом, объясняя, что в этом больше заинтересованы даже не мы, а они. Наша задача — подвинуть их к тому, чтобы они к этой системе подключились, а сами будем держать это ядро и иметь актуальную, оперативную информацию».

Собеседник редакции пояснил, что масштабная информационная система будет запускаться блоками. В идеале, к концу 2019 года должна появиться полная база юридических лиц, зарегистрированных на территории Владимирской области, с паспортами данных, необходимых для осуществления экологического мониторинга.

Руслан Баринов признался, что оценить объем средств, необходимых для внедрения полноценной системы, аналогов которой еще нет в нашей стране, пока довольно сложно:

«Сказать, сколько нужно в итоге денег, сейчас сложно. Тут надо еще смотреть, о каком периоде мы говорим. Полную комплексную систему за год не сделать и за два года не сделать. Мы будем запускать блоками. Сейчас запустим первый, связанный с отходами - это стартовая и самая близкая история. Потом подключим мониторинговый блок, затем - аналитический, затем - недропользовательский. Их может быть очень много — до тридцати или сорока. Будем смотреть, какую эффективность дало подключение того или иного блока. То, что даст большую информативность, будем подключать в первую очередь, а что-то, наоборот, может быть, можно будет пока отложить».

Баринов пояснил, что вопрос с финансированием внедрения системы в настоящее время прорабатывается - оперативность внедрения современных технологий во многом будет зависеть от финансовых возможностей департамента природных ресурсов и экологии.