Известный федеральный журналист и общественный деятель Максим Шевченко явился 15 августа во Владимирский областной суд, где уже второй день рассматривается иск об оспаривании отказа облизбиркома в регистрации кандидата в губернаторы Владимирской области от КПРФ.
Избирательная комиссия Владимирской области отказала Максиму Шевченко в регистрации кандидатом в губернаторы из-за того, что он не смог пройти муниципальный фильтр. По данным облизбиркома, у Шевченко 120 действительных подписей муниципальных депутатов, а надо - минимум 128. Из них у кандидата от КПРФ 30 подписей депутатов городского или районного уровней, а надо - минимум 35. Максим Шевченко предоставил подписи из 12 муниципалитетов Владимирской области, а надо - минимум из 16. Подробнее — в материале «Максим Шевченко не зарегистрирован кандидатом в губернаторы».
Кандидат от КПРФ и его представитель, юрист Татьяна Гусева попытались в суде доказать, что Шевченко не смог предоставить необходимое по закону количество подписей муниципальных депутатов, потому что власти Владимирской области создали все условия и предприняли все усилия для невозможности прохождения муниципального фильтра неугодным кандидатом.
Шевченко обратил внимание суда на то, что подписи за кандидата Орлову и так называемых технических кандидатов собирались в один день, что, по мнению кандидата в губернаторы от КПРФ, свидетельствует об организованном властями порядке сбора подписей и административном давлении. Значительное число подписей Орловой и ряда других кандидатов заверено нотариусами в нерабочее время, что является нарушением закона. Существенное количество подписей муниципальных депутатов заверялись нотариусами через одну-две минуты, что невозможно и по юридической процедуре, и чисто технически. И это тоже свидетельствует об организованном сверху процессе. Но самое главное - часть собранных таким сомнительным способом подписей оказалась «двойными», то есть могла быть засчитана в пользу Шевченко, но была «отнята» в пользу нужных власти кандидатов.
Истец просил рассмотреть в суде показания депутатов, которые готовы под присягой рассказать о том, что их заставляли отдавать подписи в пользу губернатора Орловой и других «технических кандидатов», что также привело к тому, что Шевченко даже физически не смог выполнить норматив муниципального фильтра. А это является нарушением его избирательных прав.
Незарегистрированный кандидат от КПРФ ходатайствовал о вызове в суд действующего губернатора Владимирской области Светланы Орловой, чтобы в ходе допроса доказать ее причастность к административному давлению на органы муниципальной власти и принуждению депутатов к организованной сдаче подписей.
Но суд отклонил все ходатайства и отказался исследовать возможные нарушения, допущенные в ходе процедуры сбора подписей, сославшись на то, что это не является предметом иска Шевченко о незаконном отказе в его регистрации кандидатом в губернаторы Владимирской области.
Шевченко посоветовали в другом месте доказывать возможные нарушения, имевшие место в ходе сбора подписей муниципальных депутатов, а в процессе по его иску устанавливается лишь то - имел ли избирком законные основания отказать кандидату от КПРФ в регистрации, или не имел.
Юрист Татьяна Гусева указала суду, что еще на старте кампании по прохождению муниципального фильтра ее доверитель Максим Шевченко обратился с заявлением в СледКом, сообщив о массовых нарушениях и административном давлении. Но в СледКом Шевченко вызвали только 14 августа, когда ему уже отказали в регистрации, а время доследственной проверки по его заявлению продлили до 9 сентября, когда уже состоятся выборы.
Максим Шевченко подавал заявление о нарушениях при сборе подписей и в прокуратуру, но надзорное ведомство даже не предприняло попытки разобраться в предоставленных фактах и переслало заявление в облизбирком, который не имеет полномочий проводить расследование нарушений.
Последняя надежда была на то, что в суде получится провести расследование и дать юридическую оценку тем фактам, которые собрала команда Шевченко. Ведь, по мнению незарегистрированного кандидата, именно из-за них он и не смог выполнить требования о муниципальном фильтре.
Но суд занял формальную позицию, все время соглашаясь с тем, что у облизбиркома были юридические основания отказать Шевченко в регистрации — недостаточное количество подписей муниципальных депутатов. А уж почему этих подписей было предоставлено меньше, чем положено по закону, суд решил не разбираться. И уж тем более не стал вызывать в суд действующего губернатора Владимирской области, несмотря на то что Светлана Орлова в рамках этого процесса обладает тем же статусом кандидата, что и Шевченко.
Вердикт судьи Владимирского областного суда Дмитрия Завьялова - отказать Максиму Шевченко в удовлетворении иска о признании незаконным отказа избирательной комиссии в регистрации его кандидатом в губернаторы Владимирской области от партии КПРФ.
Юрист Татьяна Гусева заявила Зебра ТВ, что она и ее доверитель Максим Шевченко считают такое решение Владимирского областного суда незаконным и намерены подать апелляционную жалобу в Верховный суд России.