29 января 2019 года руководитель фракции КПРФ в Законодательном Собрании Владимирской области Максим Шевченко внёс в аппарат ЗакСобрания разработанный им проект регионального закона «Об организации общественного телевидения Владимирской области». Текст документа, а также отсканированные пояснительную записку и финансово-экономическое обоснование в своём телеграм-канале опубликовал помощник депутата Шевченко Кирилл Николенко.
Закон определяет участие Законодательного Собрания и администрации Владимирской области в «организации общественного телевидения» и управлении его деятельностью.
Новая структура создается для «достижения общественно полезных целей, определенных настоящим законом, в форме автономной некоммерческой организации».
Цитата из законопроекта:
«Предметами деятельности организации являются распространение и продвижение идей гражданского общества, в том числе путем оперативного, достоверного и всестороннего информирования жителей Владимирской области о текущих событиях в сфере внутренней политики, культуры, образования, науки, духовной жизни и других сферах, представляющих общественный интерес, посредством осуществления телевизионного вещания.
Деятельность организации подчиняется задачам обеспечения конституционных прав граждан на информацию, а также на свободу мысли и слова путем открытого обсуждения общественно значимых проблем.
Организация не может использоваться для политической пропаганды и агитации, за исключением предвыборной агитации, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации и Владимирской области о выборах и референдумах.
Организация реализует свои задачи в условиях свободы массовой информации».
Владимирское общественное телевидение (ОТ), если и будет создано, то в форме автономной некоммерческой организации, то есть не будет иметь в качестве основной цели извлечение прибыли. А если прибыль и появится, то она не будет подлежать распределению между учредителями.
Общественное телевидение будет осуществлять свою деятельность на основании Устава, который утверждается постановлением губернатора Владимирской области. Этот документ призван гарантировать самостоятельность общественного телевидения в решении вопросов, связанных с текущей деятельностью, и «должен включать положения, гарантирующие непредвзятое освещение фактов и событий в информационных передачах, а также содействие свободному обмену мнениями».
По замыслу Максима Шевченко, «учредитель организации обязан обеспечить ее деятельность надежной, прозрачной и дающей возможность долгосрочного планирования имущественной и финансовой базой».
По тексту закона предполагается, что источниками формирования материальной базы общественного ТВ являются «имущественный взнос Владимирской области», а также субсидии и субвенции на целевые расходы организации, предусмотренные областным бюджетом. Кроме этого, общественное ТВ будет получать плату «за информационные услуги», размер и порядок внесения которой определяется договорами, заключёнными с Законодательным Собранием и администрацией Владимирской области. Доходы общественного телевидения также могут формироваться и за счёт поступлений от размещения агитационных материалов во время избирательных кампаний.
Участие региональных органов государственной власти в создании и финансировании ОТ планируется организовать следующим образом:
-
обладминистрация учреждает организацию и вносит в неё имущественный взнос Владимирской области;
-
затем, с целью «обеспечения равного доступа различных политических и социальных групп населения Владимирской области к общественному телевещанию», администрация и Законодательное Собрание на паритетных началах утверждают Совет директоров организации.
Отметим, что точное количество членов Совета в законе не определено (это появится, скорее всего, в Уставе ОТ, если до его написания дойдёт дело), но вряд ли их будет больше 10 человек — по 5 от губернатора и депутатского корпуса. Максим Шевченко предлагает выдвигать кандидатов в руководящий орган общественного телевидения от фракций, но не более одного человека от депутатского объединения. А так как в ЗакСобрании Владимирской области 5 фракций, то, значит, будет и столько же членов Совета директоров от ЗакСобрания, чтобы никого не обидеть. По такому принципу, скорее всего, одним из них станет Иван Алтухов, единственный представитель фракции «Коммунистической партии социальной справедливости» в областном парламенте. Другую половину членов совета директоров своим указом утвердит губернатор - «из числа лиц, имеющих заслуги в сфере журналистики, образования, науки, культуры и искусства и проживающих на территории Владимирской области». Члены совета назначаются на срок полномочий фракций и губернатора.
В полномочия совета директоров будут входить, в частности, «определение приоритетных направлений деятельности организации, принципов формирования и использования ее имущества». Кроме этого, этот орган будет вправе требовать отчёты от руководства общественного ТВ, назначать проверки и одобрять сделки, «в совершении которых имеется заинтересованность».
Главный редактор назначается (и отстраняется от должности) указом губернатора на срок полномочий главы региона. Главред «по согласованию с Советом директоров определяет единую политику деятельности организации, включая осуществление творческо-производственной деятельности». И здесь один из главных вопросов: если главный редактор назначается и увольняется губернатором, насколько независим он будет от руководства владимирского Белого дома?
Если предложенный депутатом Шевченко закон примут, то он вступит в силу через три дня после его опубликования.
В пояснительной записке к законопроекту разработчик указывает, что деятельность общественного телевидения приведёт к реализации прав граждан «на свободу мысли и слова, свободное получение информации, свободу массовой информации, запрет цензуры, а также принципов идеологического и политического многообразия».
Ещё цитата из пояснительной записки:
«Законопроект нацелен на преодоление тенденции, при которой средства массовой информации и выпускающие их организации, учрежденные органами исполнительной власти Владимирской области, выражают исключительно мнение Губернатора и должностных лиц органов исполнительной власти Владимирской области.
При практикуемом в настоящее время подходе игнорируются не только интересы жителей Владимирской области, из налогов, уплачиваемых которыми, содержатся за счет средств областного бюджета данные средства массовой информации, но даже позиция Законодательного Собрания, выступающего соучредителем такого средства массовой информации, и политических партий, представленных в Законодательном Собрании.
Данные средства массовой информации превращены в пропагандистские ресурсы администрации Владимирской области. Для них характерен выпуск тенденциозных материалов, отсутствие различных точек зрения на рассматриваемые в них вопросы, наличие «стоп-листов» (перечня лиц и общественных объединений, присутствующих в публичном пространстве, чье изображение, описание деятельности, цитирование, получение комментариев от которых не допускается или в значительной степени ограничено).
Единственным периодом, когда в этих средствах массовой информации допускается многообразие мнений, является предвыборный, в рамках которого средства массовой информации, учрежденные органами исполнительной власти Владимирской области, не могут препятствовать зарегистрированным кандидатам доносить до аудитории свои взгляды».
И самое главное — депутат Шевченко заявляет, что создание общественного телевидения дополнительной нагрузкой на областной бюджет не станет. Он предлагает реорганизовать государственную телерадиокомпанию «Губерния-33» и передать общественному телевидению всю её имущественную базу. Финансировать общественное ТВ Максим Шевченко предлагает в рамках программы «О мерах по повышению информированности населения о социально-экономическом развитии Владимирской области на 2017-2022 годы». На 2019 год в ней (вместе с внепрограммной частью) заложены порядка 80 миллионов. И при наличии бюджетного финансирования снова встаёт вопрос о том, насколько независимым будет общественное телевидение от органов государственной власти.
Напомним, идею создания общественного телевидения во Владимирской области Максим Шевченко выдвинул три месяц назад. А совсем недавно губернатор Владимирской области Владимир Сипягин заявил, что «Губерния-33» и так уже является общественным телеканалом.
В Законодательном Собрании Владимирской области Зебра ТВ пояснили, что разработанный Максимом Шевченко закон не скоро дойдёт до рассмотрения депутатским корпусом. Сначала текст направят губернатору для получения заключения. Затем его проверит прокуратура на наличие коррупциогенных факторов. После этого закон должны будут рассмотреть сразу несколько комитетов, так как он затрагивает не только сферу СМИ, но также имущественные и бюджетные отношения. Во всяком случае, на ближайшем заседании ЗакСобрания, которое назначено на 31 января, закона об общественном телевидении во Владимирской области в повестке дня не предвидится.