В четверг, 25 февраля, в конференц-зале гостиницы «Орион» прошел круглый стол о проблемах молодежной политики во Владимирской области. Организаторы позиционировали мероприятие как экспертный совет, анонсы в социальных сетях обещали коллективный поиск ответов на вопросы «кто виноват?» и «что делать?». Но дискуссия свелась к заочной критике нового директора регионального департамента молодежной политики и общественных проектов Николая Костылева и губернатора Владимира Сипягина.
Круглый стол собрали активисты Молодежного конгресса Владимирской области, созданного в сентябре 2020 года на фоне грядущей ликвидации комитета по молодежной политике и выборов нового регионального куратора молодежи. Кто возглавляет конгресс — неизвестно, но одним из самых заметных членов организации стал Никита Беженарь, бывший глава областного отделения «Молодой гвардии «Единой России». В феврале он устроил неудавшийся перформанс с пеньками и бутылками из-под коньяка у Белого дома.
Центральной темой экспертного совета стала судьба владимирского Дома молодежи. Как стало известно на прошлой неделе, Николай Костылев попросил некоммерческую организацию «Дом НКО» срочно освободить несколько кабинетов в здании на улице Дзержинского, чтобы разместить там чиновников недавно созданного департамента молодежной политики. По словам директора «Дома НКО» Елизаветы Кустовой, Костылев не предложил никакой альтернативы, а просто «вежливо поставил перед фактом».
Перед тем как обсуждать и осуждать случившееся, участникам круглого стола показали эмоциональное видео. Под тревожную музыку девушка в кадре заявила:
Главу региона в ролике называли «злобным Урфином», а бывший председатель комитета по молодежной политике Алиса Абрамова просит, чтобы в Доме молодежи не создавали кабинеты для госслужащих.
Около двух лет назад Владимир Сипягин, «будучи человеком крайне узкого кругозора», предпринял первую попытку выселить общественные организации из Дома молодежи, - заявляет закадровый голос в ролике. Тогда губернатор решил разместить в особняке на улице Дзержинского региональный бизнес-инкубатор, но здание удалось отстоять петициями, флешмобами и активностью в социальных сетях. Шестиминутный ролик закончился перефразированной цитатой из Маяковского: «Ненавижу всяческую жизнь, обожаю всяческую мертвечину».
Обсуждение и осуждение действий Николая Костылева, задумавшего выселить общественные организации из Дома молодежи, продолжалось около часа. Члены Молодежного конгресса Владимирской области ругали директора департамента молодежной политики за отсутствие диалога и кулуарность решений. Например, бывший лидер «Молодой гвардии «Единой России» в регионе Никита Беженарь назвал предстоящее выселение «Дома НКО» «непонятным рейдерским захватом со стороны областных чиновников».
Модератора круглого стола, главу владимирского отделения Российского союза молодежи Романа Александрова возмутило, что областные власти не рассматривали никаких других вариантов для размещения чиновников. По его сведениям, Арбитражный суд Владимирской области со дня на день переедет с Октябрьского проспекта, 14 в новое здание рядом с Белым домом. Сотрудников департамента молодежной политики — всего 26 человек — можно было бы, по мнению Александрова, разместить в освободившихся от судей помещениях.
То, что у региональных властей есть множество других помещений, подтвердил и Максим Фабриков, проректор Владимирского госуниверситета и председатель профсоюзной организации ВлГУ. «Чиновникам никогда не хватает места», — заявил он, назвав желание собрать всех сотрудников департамента молодежной политики под одной крышей «не очень правильным подходом». Фабриков также предостерег Николая Костылева и руководство Владимирской области от того, чтобы «свести всю молодежную политику к проведению Студвесны».
Самого Костылева на круглом столе не было: на протяжении дискуссии участники обращались к табличке с его именем и фамилией во главе стола. По словам Матвея Пичугина, члена Молодежного конгресса и председателя студсовета Института экономики и менеджмента ВлГУ, директора департамента молодежной политики дважды приглашали на экспертный совет, причем второй раз официальную бумагу ему вручили лично в руки накануне собрания, 24 февраля. Почему чиновник не откликнулся на приглашение, Пичугин не знает.
Разговор плавно перетек к осуждению работы всей администрации губернатор Сипягина. Матвей Пичугин заявил, что познакомился с программой по развитию молодежной политики во Владимирской области и «не увидел там конструктива от слова совсем». Елизавета Кустова напомнила, что «Дом НКО» судится с Белым домом из-за отчета региональной Счетной палаты, которая нашла десятки различных нарушений в работе организации, в том числе факты растраты грантов, на общую сумму 2,5 миллиона рублей.
У представителя владимирского центра поддержки материнства «Мамина радость» Дины Захаровой сложилось ощущение, что «последние года два все делается для какой-то галочки». В конце 2020 году она вынужденно вернула Белому дому 120 тысяч рублей, полученных в качестве гранта на проведение фестиваля «Мамафест». По словам Захаровой, с нее начали требовать детальную отчетность о фестивале и потраченных на него средствах за несколько дней до начала самого мероприятия.
По итогам круглого стола региональный Молодежный конгресс планирует составить резолюцию, куда включат предложения по тому, как улучшить молодежную политику во Владимирской области. Какие конкретно идеи попадут в документ — пока неясно. Однако после этой встречи «вопрос о том, что молодежь у нас амебная, отпадет», — резюмировал Матвей Пичугин, которого организаторы также представили как одного из лидеров движения в защиту упраздненного комитета по молодежной политике.
Экспертный совет завершился предложением представителя владимирского филиала РАНХиГС организовать встречу активной молодежи с губернатором Владимиром Сипягинам — участники круглого стола так и не смогли вспомнить, когда глава региона последний раз устраивал подобный диалог.
Самые яркие события дня — в инстаграме Зебра ТВ.