Стартует конкурсный отбор региональных операторов по работе с мусором

Директор департамента природопользования Руслан Баринов рассказал, что в конкурсных условиях для региональных операторов зафиксировано, что через 5 лет во Владимирской области должно сортироваться 100% мусора, а глубина переработки отходов достичь 60%
Новости Автор: 26 марта 2019, 13:50 14 4135

Первый конкурс на выбор регионального оператора по работе с мусором будет объявлен во Владимирской области в пятницу, 29 марта. Об этом Зебра ТВ сообщил директор департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области Руслан Баринов:

«Состоялось оперативное совещание у губернатора, на котором был доклад о готовности начала процедуры конкурса региональных операторов. В пятницу мы опубликуем конкурсную документацию по первому кластеру. А всего конкурсов будет три: они будут выкладываться последовательно с шагом в 10 дней».

Директор департамента природопользования пояснил, что по плану на подписание соглашений с региональными операторами по работе с мусором администрация Владимирской области должна выйти до 1 июня. Еще пара месяцев в графике подготовки к переходу на работу по новому закону в сфере обращения мусором заложены на разработку предложений и утверждение тарифных вопросов с профильным департаментом Белого дома.

По словам Руслана Баринова, если все пойдет по плану, приступить к работе регоператоры должны с 1 сентября. Куратор «мусорной реформы» уточнил, что, несмотря на то что крайний срок запуска во Владимирской области работы региональный операторов назначено 1 января 2020 года, ничто не мешает отладить новую схему до этого времени.

Напомним, Владимирская область поделена на три больших кластера, на территории каждого из которых должен появиться свой региональный оператор — он и будет отвечать за все вопросы, связанные с вывозом, сортировкой и захоронением мусора.

Первой на торги будет выставлена зона №3, в которую входит Гусь-Хрустальный и Гусь-Хрустальный район, Муром и Муромский район, а также Меленковский и Селивановский районы. Затем будет объявлен конкурс на обслуживание зоны №1 — это так называемая подмосковная территория, включающая Александровский, Кольчугинский, Киржачский, Собинский, Петушинский и Юрьев-Польский районы. И последней разыграют зону №2, включающую Владимир, Ковров, Радужный, Вязниковский, Гороховецкий, Камешковский, Ковровский, Суздальский и Судогодский районы.

33 регион был поделен на три зоны и раньше, но в прошлом году всю работу с мусором во Владимирской области попытались передать одной компании «Владэкотехпром», руководство которой по целому ряду объективных и субъективных причин не смогло справиться с поставленной задачей.

Руслан Баринов, которому «мусорный вопрос» был передан в управление только в январе 2019 года, считает деление Владимирской области на несколько зон более оптимальным вариантом. В первую очередь, в связи с качеством управления рисками:

«Я не скажу, что именно такое деление оптимальное. Но три — это лучше, чем один. Потому что, в случае, если у нас есть только один оператор, и с ним что-то происходит — тормозится работа сразу по всей области. А если что-то случится с одним из трех, то проблема появляется только на трети территории, и с этим уже можно работать».
XVI-4093.jpg

Руслан Баринова рассказал, в конкурсной документации по выбору региональных операторов учтено 7 критериев отбора претендентов. Самые весомые из них: стоимость услуги и обеспеченность будущего регоператора необходимой инфраструктурой.

Из условий конкурса исключена инвестиционная составляющая, то есть - не прописан объем средств, которые региональные операторы должны вложить в развитие сферы работы с мусором на подведомственной им территории. Поясняя свою позицию по этому вопросу, директор департамента природопользования заявил, что его ведомство не намерено вмешиваться в экономику предприятий, которые возьмут на себя ответственность за управление сферой работы с отходами. Самое главное, чтобы бизнес выстроил рабочий процесс, позволяющий достичь выполнения довольно амбициозных для мусорной отрасли задач: уже через 5 лет во Владимирской области должно сортироваться все 100% собранного мусора, а глубина сортировки отходов должна достичь 60%.

«Все основные задачи остаются — сбор, логистика и полигон. Но там не будет инвестсоставляющей. Инвестсоставляющая появится уже в дальнейшем, когда региональный оператор, понимая, что у него стоят целевые показатели по уровню и глубине переработки, будет решать эти вопросы. У него есть задача: до 2024 года все 100% отходов должны быть полностью отсортированы, а глубина переработки должна быть не ниже 60% - можно больше, но не меньше. И, соответственно, исходя из этого будет определяться объем инвестиций, который компаниям необходим для того, чтобы демонстрировать такие результаты. Здесь для них поле совершенно открытое, мы в бизнес не лезем. Еще раз, основная задача — мусор должен вывозиться, перерабатываться и захораниваться. Все должно быть чисто и соблюдается график вывоза в соответствии с существующим законодательством», - пояснил директор департамента природопользования.

Руслан Баринов сообщил, что тариф на вывоз мусора в разных зонах Владимирской области может отличаться, но разница будет непринципиальной.

Рост «мусорного тарифа» будет возможен только в том случае, если региональный оператор согласует с департаментом объем инвестиций, вложенных в развитие и строительство инфраструктурных объектов. Руслан Баринов считает, что только в этом случае изменение тарифа может считаться оправданным.

На вопрос редакции Зебра ТВ о том, есть ли вероятность, что в связи со сложностью поставленных перед регоператорами задач, желающих их решать среди бизнес-структур вообще не найдется, Баринов отвечает утвердительно:

«Вероятность есть - это сложная нагрузка. И если кто-то из потенциальных претендентов думал, что это будет манна небесная, то я об этом уже говорил. У этого процесса пять составляющих: долго, тяжело, ответственно, сложно и монотонно. Сразу говорю, кто победит, я не знаю. Кто рискнет, тот и придет. А дальше все зависит от них».
XVI-4107.jpg

По условиям конкурсов регоператоры выбираются сроком на 10 лет, однако соглашение может быть расторгнуто после трех серьезных нарушений. На вопрос о том, какова процедура расторжения договоров из-за некачественной работы выбранной по конкурсу бизнес-структуры, Руслан Баринов ответил так:

«Прецедентов расторжения договоров пока не было, и в законе процедура не очень четко определена. Если будут прецеденты - будем смотреть, как в других регионах это происходит. Но у нас до этого пока далеко».

Что касается распределения ответственности между департаментом природопользования, регоператорами и надзорными органами, Баринов пояснил следующее. Серьезные полномочия в сфере контроля за обращением с отходами по-прежнему остаются у Росприроднадзора; за качеством предоставления услуги населению будет следить административно-техническая инспекция, а к проблемным вопросам должна подключаться прокуратура:

«А с точки зрения соблюдения территориальной схемы, будет контролировать департамент природопользования. Мы будем отслеживать выполнение терсхемы — графиков вывоза, коэффициентов переработки и так далее. И мы можем эту схему менять в рамках кластера при условии, что это будет оправданная и необходимая задача. То есть, если инвестор скажет, что ему необходимо построить какой-то комплекс, и мы увидим, что он проходит по всем нашим экономическим и прочим обоснованиям, то внесем изменения в терсхему и опять будем ее переутверждать. Но это все опять же долгий процесс — все будет вновь делается через Москву».