Первый конкурс на выбор регионального оператора по работе с мусором будет объявлен во Владимирской области в пятницу, 29 марта. Об этом Зебра ТВ сообщил директор департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области Руслан Баринов:
Директор департамента природопользования пояснил, что по плану на подписание соглашений с региональными операторами по работе с мусором администрация Владимирской области должна выйти до 1 июня. Еще пара месяцев в графике подготовки к переходу на работу по новому закону в сфере обращения мусором заложены на разработку предложений и утверждение тарифных вопросов с профильным департаментом Белого дома.
По словам Руслана Баринова, если все пойдет по плану, приступить к работе регоператоры должны с 1 сентября. Куратор «мусорной реформы» уточнил, что, несмотря на то что крайний срок запуска во Владимирской области работы региональный операторов назначено 1 января 2020 года, ничто не мешает отладить новую схему до этого времени.
Напомним, Владимирская область поделена на три больших кластера, на территории каждого из которых должен появиться свой региональный оператор — он и будет отвечать за все вопросы, связанные с вывозом, сортировкой и захоронением мусора.
Первой на торги будет выставлена зона №3, в которую входит Гусь-Хрустальный и Гусь-Хрустальный район, Муром и Муромский район, а также Меленковский и Селивановский районы. Затем будет объявлен конкурс на обслуживание зоны №1 — это так называемая подмосковная территория, включающая Александровский, Кольчугинский, Киржачский, Собинский, Петушинский и Юрьев-Польский районы. И последней разыграют зону №2, включающую Владимир, Ковров, Радужный, Вязниковский, Гороховецкий, Камешковский, Ковровский, Суздальский и Судогодский районы.
33 регион был поделен на три зоны и раньше, но в прошлом году всю работу с мусором во Владимирской области попытались передать одной компании «Владэкотехпром», руководство которой по целому ряду объективных и субъективных причин не смогло справиться с поставленной задачей.
Руслан Баринов, которому «мусорный вопрос» был передан в управление только в январе 2019 года, считает деление Владимирской области на несколько зон более оптимальным вариантом. В первую очередь, в связи с качеством управления рисками:
Руслан Баринова рассказал, в конкурсной документации по выбору региональных операторов учтено 7 критериев отбора претендентов. Самые весомые из них: стоимость услуги и обеспеченность будущего регоператора необходимой инфраструктурой.
Из условий конкурса исключена инвестиционная составляющая, то есть - не прописан объем средств, которые региональные операторы должны вложить в развитие сферы работы с мусором на подведомственной им территории. Поясняя свою позицию по этому вопросу, директор департамента природопользования заявил, что его ведомство не намерено вмешиваться в экономику предприятий, которые возьмут на себя ответственность за управление сферой работы с отходами. Самое главное, чтобы бизнес выстроил рабочий процесс, позволяющий достичь выполнения довольно амбициозных для мусорной отрасли задач: уже через 5 лет во Владимирской области должно сортироваться все 100% собранного мусора, а глубина сортировки отходов должна достичь 60%.
Руслан Баринов сообщил, что тариф на вывоз мусора в разных зонах Владимирской области может отличаться, но разница будет непринципиальной.
Рост «мусорного тарифа» будет возможен только в том случае, если региональный оператор согласует с департаментом объем инвестиций, вложенных в развитие и строительство инфраструктурных объектов. Руслан Баринов считает, что только в этом случае изменение тарифа может считаться оправданным.
На вопрос редакции Зебра ТВ о том, есть ли вероятность, что в связи со сложностью поставленных перед регоператорами задач, желающих их решать среди бизнес-структур вообще не найдется, Баринов отвечает утвердительно:
По условиям конкурсов регоператоры выбираются сроком на 10 лет, однако соглашение может быть расторгнуто после трех серьезных нарушений. На вопрос о том, какова процедура расторжения договоров из-за некачественной работы выбранной по конкурсу бизнес-структуры, Руслан Баринов ответил так:
Что касается распределения ответственности между департаментом природопользования, регоператорами и надзорными органами, Баринов пояснил следующее. Серьезные полномочия в сфере контроля за обращением с отходами по-прежнему остаются у Росприроднадзора; за качеством предоставления услуги населению будет следить административно-техническая инспекция, а к проблемным вопросам должна подключаться прокуратура: