17 марта судья Владимирского областного суда Дмитрий Завьялов отказал мусорным компаниям «ЭкоЛайн» и «Экоресурс» в удовлетворении иска о признании незаконным запрета на ввоз московского мусора на полигон в городе Александрове.
Напомним, представители мусорного бизнеса оспаривают постановление департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 20 декабря 2019 года № 118/01-25 «О корректировке территориальной схемы обращения с отходами на территории Владимирской области», а именно 2 абзац пункта 9, где прописано, что во Владимирской области запрещен прием отходов из других регионов России.
Представители мусорных компаний считали, что запрет на ввоз отходов из других регионов во Владимирскую область противоречит российскому законодательству и ущемляет их бизнес-интересы.
Но Владимирский областной суд установил, что наложенный губернатором Владимиром Сипягиным запрет на «чужой мусор» не противоречит действующему законодательству.
В ходе заседания 17 марта с ходатайством в суд о том, чтобы выступить на стороне ответчиков в качестве заинтересованного лица, обратилась Межрегиональная общественная благотворительная организация «Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "ПРИНЦИП"». Также вступить в административное дело в качестве заинтересованного физического лица хотела активистка Яна Зайцева, но суд отклонил оба ходатайства ввиду отсутствия правовой обоснованности.
Отметим, что после экологического митинга 15 марта активисты отдали заявление в Александровскую городскую прокуратуру с требованием приобщить к материалам дела резолюцию митинга с 4,5 тысячами подписей. Активисты также представили прокуратуре сформулированную в заявлении готовую правовую позицию, основанную на том, что у мусорных компаний отсутствует правовая заинтересованность, поскольку нет объектов, которые соответствуют требованиям по обращению с отходами.
В уточненных исковых требованиях представители мусорного бизнеса указали, что между компанией «ЭкоЛайн», которая имеет госконтракт по обращению с бытовыми отходами и крупногабаритным мусором на территории Северного и Центрального административных округов Москвы, и оператором мусорного полигона у деревни Машково «Экоресурс» заключен договор, по которому «Эколайн» обязуется принимать на полигоне ТКО и крупногабаритный мусор 4-5 классов опасности.
Но скорректированная территориальная схема Владимирской области по обращению с отходами устанавливает запрет на размещение отходов, образованных за пределами региона-33.
Истцы указали, что по Конституции вопросы природопользования и охраны окружающей среды находятся в совместном ведении федерации и регионов. Региональный оператор по обращению с отходами может принимать мусор, образовавшийся не только на территории региона, но и поступивший из других регионов на основании межсубъектного соглашения. При этом соглашение с городом федерального значения Москвой и другими регионами должно быть заключено не позднее 1 января 2021 года. Если такого соглашения нет, то вопросы о приеме отходов или отказе в их приеме, в том числе из других субъектов, относится к прерогативе оператора полигона, то есть «Экоресурса» - уверены представители мусорного бизнеса. Эксплуататор полигона вправе самостоятельно принимать решение как субъект гражданско-правовых отношений. Если соглашений нет, то условия запретов на прием отходов из других регионов должны определяться на федеральном уровне.
Мусорные компании, подавшие иск в суд, воспринимают отходы как товар и настаивают, что Конституция гарантирует на территории России свободное перемещение товаров и услуг, и не допускает установление каких-либо препятствий.
«Обжалуемый пункт нарушает права истца в части свободного перемещения товаров. Верховный Суд РФ определяет отходы, как объекты гражданских прав, как и любой товар. Поэтому перемещение товаров на территории России осуществляется беспрепятственно.
В настоящее время федеральным законодательством право субъекта на введение запрета на ввоз отходов из других регионов не установлено, следовательно, накладывая императивный запрет на ввоз Александровская городская прокуратура, как административный ответчик, вступила в противоречие с администрацией Владимирской области.
Просим признать недействующим с 23 декабря 2019 года абзац 2 пункта 9 «Схема потоков от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов» Приложения к постановлению департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области «О корректировке территориальной схемы обращения с отходами на территории Владимирской области» следующего содержания: «Прием отходов из других субъектов России на территории Владимирской области не предусмотрен.
Этот абзац должен быть признан недействующим, так как он трактуется, как полный запрет, так как он не соответствует не только Конституции РФ, но и пунктам Гражданского Кодекса РФ о свободе перемещения товаров», - заявили на судебном заседании юристы, представляющие интересы компаний «ЭкоЛайн» и «Экоресурс».
Со стороны ответчика заместитель директора департамента природопользования Владимирской области Екатерина Петрова пояснила, что за регионом закреплены полномочия по организации деятельности в области обращения с отходами и разработке территориальных схем. Оспариваемый пункт появился в результате корректировки территориальной схемы от 2016 года.
Петрова заверила, что на этапе корректировки территориальной схемы все заинтересованные лица имели возможность подать свои возражения, предложения и информацию по объектам размещения отходов. Проект корректировки был направлен в Росприроднадзор, Минпромторг, Роспотребнадзор и департамент цен и тарифов Владимирской области, были получены положительные заключения. По терсхеме поступали заявления и обращения от юридических и частных лиц.
«На момент проведения общественных обсуждений корректировки терсхемы ни от Москвы и Московской области, ни от мусорных компаний «Эколайн» и «Экоресурс» не поступило информации, что они планируют завозить ТКО во Владимирскую область, что планируется размещение на этом объекте, и что положения проекта корректировки терсхемы не соответствуют законодательству. Такое право у них было, как и у других участников.
Территориальная схема содержит, в частности, данные о нахождении источников образования отходов, данные о количестве отходов и источники образования отходов. Терсхема фиксирует текущее положение дел в части обращения с отходами на территории региона, то есть, что функционирует в соответствии с законом, то попадает в терсхему. К примеру, основанием для включения любого объекта в территориальную схему является нахождение его в Госреестре обращения с отходами и лицензии на осуществление деятельности.
Владимирская область как субъект наделена полномочиями в сфере обращения с отходами. ФЗ-89 не предусматривает обязанности субъекта заключения соглашения о перемещении отходов — это реализация права, предусмотренного федеральным законом. Нет механизма понуждения к заключению этих соглашений, он6 будет потом, сейчас есть проект постановления правительства РФ. Закон не содержит требований к содержанию соглашений. Раз специальный закон уходит от деталей соглашения, получается, это свободное волеизъявление Владимирской области, которая является субъектом гражданских правоотношений, поскольку нет принудительного механизма. Это право не обусловлено ничем, поэтому говорить, что область что-то нарушила, нет никаких оснований. На данный момент ни с одним регионом не заключал соглашения на накопление ТКО ни департаментом, ни администрацией области .
Захоронение ТКО на территории субъекта обеспечивается одним или несколькими регоператорами в соответствии с территориальной схемой. По 1-й зоне, в том числе и в Александровском районе, оператором является ООО «Хартия». Все договоры, связанные с обращением с отходами, заключаются с ним, а не между участниками. Захоронение осуществляется в соответствии в правилами, по которым в целях обеспечения захоронения ТКО операторы по обращению с отходами заключают договоры с региональным оператором, а не юридическими лицами, имеющими госконтракты. Операторы по обращению с ТКО обязаны соблюдать схему потоков ТКО, - не предусмотрено исключений ни для Москвы, ни для Московской области, ни для других территорий. ТКО, образованные в субъекте операторы обязаны принимать без каких-либо условий, а отходы из иных субъектов принимаются с учетом соглашений. Если принять позицию истцов о том, что раз нет соглашения, оборот товаров свободный, то зачем тогда обуславливать ввоз соглашением, раз он и так свободный. Как раз соглашением и определяется тот фактор, который влияет — согласие обоих субъектов на принятие отходов, поскольку это несет экономические последствия, социальные. И говорить, что мы миллионы тонн отходов будем возить по территории Российской федерации, как хотим, это неправильно.
Если нет межсубъектового соглашения, у регоператора нет оснований заключать договор на прием отходов из других регионов и заключать договоры с полигоном, с местным размещением.
Что касается ограничения конкуренции оборота товаров: во-первых, федеральный закон может ввести ограничения на оборот определенных товаров. Как раз ФЗ-89 определяет особенности обращения с ТКО. На оборот каждого товара есть правила — продажи, транспортирования, и отходы не исключение», - отметила Екатерина Петрова.
Прокурор, представляющий интересы неопределенного круга лиц, поддержал позицию департамента природопользования и охраны окружающей среды. Представитель надзорного ведомства заявил, что истцы ошибочно трактуют нормы федерального законодательства, и ввоз отходов из других регионов возможен только при заключенном соглашении между субъектами.
В прениях стороны еще раз поддержали свои позиции: представители мусорного бизнеса настаивали, что их права нарушены, и требовали удовлетворить требования в полном объеме, а представители департамента природопользования отмечали, что Владимирская область не приняла свободного волеизъявления о заключении соглашения с другими регионами на ввоз мусора, поэтому оснований для ввоза «чужих» отходов не имеется.
В итоге суд принял решение отказать «мусорщикам» в удовлетворении требований. Решение александровские и карабановские активисты встретили аплодисментами. Истцы, требовавшие отменить пункт о запрете завоза московского мусора, от комментариев по дальнейшим перспективам развития дела отказались. Оспорить решение суда пользователи Александровской городской свалки могут в Первом апелляционном суде общей юрисдикции в течение месяца.
Ну а жители Александровского района Владимирской области записали «ликующее видео» на фоне здания областного суда.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате