Владимирские больницы и поликлиники падают в финансовую пропасть из-за запрета на оказание плановой медицинской помощи из-за коронавируса

Власти Владимирской области не имеют представления, когда государственные учреждения здравоохранения возобновят оказание плановой медицинской помощи гражданам, запрещённой в целях противодействия распространению коронавируса. Оказавшись без пациентов, больницы теряют деньги и копят долги за ЖКХ
Новости Автор: 13 июля 2020, 16:29 37 15553

Запрет на оказание плановой медицинской помощи населению поставил государственные учреждения здравоохранения Владимирской области на грань «падения в пропасть», так как отсутствие пациентов напрямую сказывается на денежных потоках в больницы и поликлиники — у них заканчиваются средства на зарплату врачей и персонала, а также копятся долги за коммунальные услуги. Губернатор Владимирской области Владимир Сипягин, выступая перед депутатами Законодательного Собрания с ежегодным отчётом, сослался на главных врачей, которые заявляют, что их учреждения в существующем режиме смогут проработать максимум еще в течение месяца.

XVII-8803_Sipyagin.jpg Владимир Сипягин, все фото из архива Зебра ТВ

Оказание плановой медицинской помощи во Владимирской области было запрещено 27 марта постановлением начальника регионального управления Роспотребнадзора Татьяны Даниловой в целях недопущения распространения коронавируса. Исключения сделаны только для особых случаев, когда речь идёт об угрозе жизни и здоровью пациентов. Изначально запрет действовал до 30 апреля, но за день до этого Данилова продлила его «до особого распоряжения». Выходит, что, люди с хроническими заболеваниями не могут получить плановую помощь в течение уже трёх с половиной месяцев — все силы государственной системы здравоохранения брошены на борьбу с коронавирусом.

Депутат Законодательного Собрания Ирина Кирюхина, ранее возглавлявшая роддом №2 города Владимира, спросила губернатора, когда будет возобновлено оказание плановой медпомощи? Депутат отметила, что запрет привёл к оттоку пациентов в другие регионы, к росту кредиторской задолженности больниц и поликлиник, невозможности для пациентов получить льготные медикаменты, а также к убыткам Фонда обязательного медицинского страхования. Кирюхина не понимает, почему парикмахерские и фитнес-клубы открываются, а больницы — нет.

Владимир Сипягин дал понять, что если бы была его воля, то он бы уже распорядился возобновить работу учреждений здравоохранения в плановом режиме, но запрет наложен постановлением руководителя Роспотребнадзора, и даже губернатор не может его нарушить. Сипягин привёл в пример принятие им решения о возобновлении работы торговых центров. Он пошёл на этот шаг, так как имел дело с рекомендациями Роспотребнадзора, а не с категоричным запретом. При этом губернатор признал, что даже в случае с торговыми центрами он чувствовал себя «на лезвии ножа» и «где-то превысил свои полномочия». Но он принял такое решение, потому что по всем возможным каналам получал информацию о том, что сфера торговли непродовольственными товарами «задыхается».

Что касается возобновления оказания населению плановой медицинской помощи, губернатор сообщил, что оно входит в перечень третьего этапа по снятию ограничений, а регион сейчас проходит второй этап. Сипягин сказал, что он неоднократно обращался с этой просьбой к руководству Роспотребнадзора. Губернатор полагает, что в ближайшее время проблема будет снята. Если этого не сделать, то бюджету Владимирской области придётся полностью взять на себя финансирование системы здравоохранения. Во сколько это может обойтись, губернатор не уточнил.

XVI-9445_Kiruhina.jpg

Ирина Кирюхина, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):

  • Когда будет открыта плановая медицинская помощь в стационарах и поликлиниках нашей Владимирской области? Я понимаю даже, что вы сейчас сошлётесь на Роспотребнадзор, но хочу обосновать, почему это так важно. Люди терпят плохое самочувствие и не могут обратиться за медицинской помощью в случае уже запущенных заболеваний. Растёт отток пациентов в соседние регионы...

  • Вопрос связан с цепочкой: отток пациентов, большой рост кредиторской задолженности медицинских учреждений, ущерб финансовый Фонда ОМС.

  • Я бы хотела, Владимир Владимирович [Сипягин], чтобы вы всё-таки как-то решили этот вопрос, потому что открываются парикмахерские, кафе, фитнес-клубы, а поликлиники не открываются, а это очень актуально.

Владимир Сипягин, губернатор Владимирской области:

  • Вы абсолютно правильно сказали, что в данной ситуации, в которой сейчас находится наша страна и наша Владимирская область, важнейшим звеном по снятию ограничений является Роспотребнадзор. Причём некоторые мероприятия, которые он делает, они имеют не просто рекомендательный характер, они имеют характер фактически закона — [какие сферы деятельности открывать после введения ограничений] открывать, [или] не открывать.

  • И последние действия, которые я предпринимал, например, в сфере экономики, вот сейчас - по открытию торговых центров, слушайте, они - на лезвии ножа. Мною было принято это решение, потому что я понимал, что эта сфера задыхается просто. Кстати, я эту ситуацию знал, постоянно получая отчёты от экономического блока, но вот эту боль, крик души я услышал из сообщений в социальных сетях, что торговые центры - ну всё уже просто. И цифры у меня были.

kiselev4.jpg

Владимир Киселёв, председатель Законодательного Собрания Владимирской области:

  • Владимир Владимирович, и мы к вам обращались неоднократно по этому вопросу, потому что в маленьких магазинах заражаются больше, чем в больших.

Владимир Сипягин:

  • Конечно. Поэтому я принял решение, несмотря на то, что это - третья линия [третий этап снятия ограничений], которую определил Роспотребнадзор, и где-то я превысил свои полномочия, но я понимаю, что так нельзя больше жить экономике. Поэтому, если говорить о плановой медицинской помощи, значит, у нас постановлением главного санитарного врача от 25 марта 2020 года прекращена плановая медицинская помощь. Прекращена!

  • Хочу сказать, что я постоянно поднимаю этот вопрос [о возобновлении оказания плановой медицинской помощи] на всех наших заседаниях оперативного штаба, чтобы это сделать. И вы правильно подчеркнули этот момент - качество оказания медицинской помощи.

  • Но есть второй момент, который мы тоже с вами понимаем - вы - профессионал, а я стал уже профессионалом по здравоохранению за эти почти два года, это огромная проблема финансового состояния больниц. Потому что, не имея финансовой поддержки, когда они не оказывают плановую помощь, они падают в пропасть. И я об этом тоже говорил Роспотребнадзору, что завтра нам придётся вместе с вами, уважаемые депутаты, уважаемая Ирина Михайловна [Кирюхина], принимать решение о финансировании этой сферы, просто чтобы поддержать больницы. И я к вам приду и скажу: «Слушайте, надо деньги выделять, потому что плановая помощь не оказывается». Нечем скоро будет платить зарплату врачам. Уже сейчас у них проблема - огромные долги по коммуналке, по оплате услуг, которые им оказываются, за газ, за свет. Вот почему возникают проблемы в больницах. Главврачи говорят: «Слушайте, ещё месяц - и всё!».

Ирина Кирюхина:

  • И всё! И пациенты не могут получать льготные медикаменты.

Владимир Сипягин:

  • Конечно! И так далее, много [проблем]. Но если, понимаете, по тем же торговым центрам это была просто [такая] линия, когда я могу снять или не снять ограничения, рекомендации, то здесь - постановление, которое определяется как закон. Я неоднократно писал письма в Роспотребнадзор, и последнее написал буквально на днях, но уважаемая [начальник регионального управления Роспотребнадзора, Главный санитарный врач Владимирской области] Татьяна Евгеньевна Данилова пока думает, я бы так сказал. Надеюсь, что она всё-таки примет правильное решение, ещё раз говорю: это - закон, и здесь я не могу нарушить, но будем думать.

  • Ирина Михайловна [Кирюхина], полностью поддерживаю понимаю боль вашей души, как профессионала высочайшего уровня, который всю жизнь отдал медицине. Я ничего не буду обещать, потому что за свои слова всегда надо отвечать. Но надеюсь, и уверен, что в ближайшее время мы это решим, потому что больницы просто не смогут тогда существовать, а больные будут продолжать болеть. И это будет [ухудшаться] в геометрической прогрессии.

  • Знаете, какой я вариант рассматриваю? Я рассматриваю вариант не массового открытия всей плановой медицинской помощи. Вот мы открыли торговые центры, сейчас посмотрим, если всё будет нормально, будем открывать рестораны.

  • Ведь вы понимаете, какая опасность над нами висит - люди умирают! Реально люди умирают, мы прекрасно с вами понимаем, это внешне там, на улице, светит солнце, всё хорошо, все без масок заходят. Но, к сожалению, эта болезнь - страшная. И, открывая каждый раз, шаг за шагом, мы смотрим, что произошло? Насколько велика опасность заражения [коронавирусом], когда мы открываем вот эти объекты? Также и здесь - мы будем открывать блоками. Открыли блок какой-то плановой медицинской помощи - посмотрели; открыли следующий - посмотрели, и так далее. Это - важнейший вопрос.

Ирина Кирюхина:

  • Есть ли у нас план обратного перепрофилирования медицинских учреждений, перехода к прежнему режиму работы после улучшения эпидобстановки?

Владимир Сипягин:

  • Тоже - важнейший вопрос, который мы тоже сейчас с коллегами [прорабатываем]. Заходя в пандемию, мы прежде всего снимали проблему насыщения койками. Мы добились хороших критериев, показателей.

  • И мы с самого начала ходили и думал, как же мы будем эту проблему решать? Вы, как профессионал, лучше меня понимаете, что есть проблема с хирургическим корпусом Областной клинической больницы и с другими объектами.

  • На территории Владимирской области так сложилась ситуация, что инфекционных больниц фактически не было - отделения были, и, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Таким образом мы сейчас укомплектовали область вот такого рода учреждениями.

  • Конечно, план [по возвращению учреждений здравоохранения к работе в обычном режиме у нас] есть. Мы знаем чётко, как действовать. Мы знаем, вот, в частности, по хирургическому комплексу, какой дальнейший путь. К сожалению, он связан с финансовыми затратами, это неизбежно - когда ты входишь в пандемию, ты тратишь деньги, и когда выходишь из неё. Потому что такого количества коек нам точно не надо, но сейчас мы пока ждём вторую волну [заражений коронавирусом]. И когда мы уже будем её проходить, и когда специалисты Роспотребнадзора нам чётко скажут: «Ребята, давайте, постепенно снижаем планочку», мы будем внедрять этот план по переводу этих медицинских учреждений в мирное русло.

  • Более того, хочу подчеркнуть, что этот план согласован уже с Роспотребнадзором. Хочу сказать, что по тем пожеланиям [Роспотребнадзора], которые у нас были, мы должны были и дальше вводить [койки для ковидных больных], но, вы знаете, я принял решение не тратить наши областные деньги. Мы вводили буквально в последнее время по 30 коек, и смотрим [за развитием эпидемиологической оббастановки]. И это было правильное решение. Я понимаю, что в Кольчугинском районе нужен инфекционный корпус, но мне было так жалко 40-50 миллионов рублей, и я сказал: «Давайте подождём». Слушайте ремонт, [необходимый для перепрофилирования этого учреждения под инфекционный стационар], всегда успеем сделать, тем более этот ремонт закончился бы только через полгода. Зачем нам через полгода? Может быть, и не надо будет. Мы сейчас живём знаете, в таком живом организме — ввели [часть новых коек для больных с подозрением на коронавирус], смотрим [за развитием ситуации].

  • Но то, что план существует согласованный с Роспотребнадзором, это всё есть.

Напомним, 7 июля большинством голосов Законодательное Собрание Владимирской области признало работу губернатора Сипягина неэффективной.

Самые яркие события дня — в инстаграме Зебра ТВ.